САДОВО-ПАРКОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕТЕРБУРГА.
Изучение садово-парковой культуры Петербурга XX века связано с необходимостью освоения предшествующего исторического и культурного наследия и использования всего ценного для современного культуротворчества, существенно исследовать экологическое значение садов и парков, их культурное своеобразие, а также эстетическую и художественную ценность. Необходимость возрождения садово-парковой культуры, которая в настоящее время начала выходить из кризисного состояния, предполагает уделение особого внимания изучению генезиса, исторического развития и современного состояния парков и садов. Сады, парки, скверы, бульвары и газоны в таком большом мегаполисе, как Петербург, где много промышленных предприятий и автомагистралей, являются жизненно необходимыми. Растения очищают воздух от пыли, насыщают его влагой, снижают уровень городского шума и уменьшают силу ветра, а, выделяя фитонциды, обеззараживают воздух. Но в тоже время экологическая обстановка садово-паркового наследия Петербурга находится в критическом состоянии. Текущий уход за садами и парками неудовлетворительный; он в большинстве случаев не гарантирует ни всестороннего обслуживания посетителей, ни должного состояния растений. Существует необходимость в капитальном ремонте садов, газонов. Исключительно важным, если не решающим значением плохого состояния городских зеленых насаждений, является отсутствие профессиональных садовников, хотя они являются ведущей фигурой садово-паркового ухода. Экологическая функция садов и парков в городской культуре сегодня становится предметом рассмотрения экологии культуры вообще. Наряду с библиотекой, музеем, театром, современный парк выполняет функцию института культуры. Особое внимание необходимо уделить истории развития и культуре современных парков Петербурга, так как именно с ними связана жизнь современного и нового поколений. В XX веке на долю Петербурга выпало немало испытаний: революции, войны, тяжелые периоды восстановления. Подобные события, конечно, не благоприятствуют сохранению старых и возникновению новых зеленых насаждений. Для успешного создания, представляющих ценность, парков необходимо время и стабильность. Тем не менее, формирование зеленого облика города продолжалось. При Советской власти сады и парки стали общенародным достоянием и перешли под охрану государства. Традиция отмечать исторические события закладкой парков сохранилась и была продолжена. Уже в 1920-х гг. на всесоюзных трудовых субботниках начали закладывать зеленые объекты, отражающие новую эпоху в жизни государства и города. Это были мемориальные парки-памятники, посвященные теме борьбы за революцию. Они строились народом и для народа. В 1930-х гг. стали появляться первые многофункциональные парки культуры и отдыха, вызванные необходимостью по-новому организовать отдых людей, который способствовал бы не только релаксации, но обогащал человека духовно. Особое внимание их организаторы уделяли «монументальной пропаганде». Стали создавать парки культуры, которые объединяли различные формы отдыха. Они заняли ведущее место среди культурно-просветительских учреждений. Ярким примером здесь может служить Центральный парк культуры и отдыха на Елагином острове. В начале 1940-х гг. был разработан генеральный план озеленения Ленинграда, но его реализации помешала Великая Отечественная Война, которая причинила большой ущерб зеленому фонду города. В период блокады погибло около 150 тысяч деревьев, не менее 1 миллиона кустарников, свыше 200 тысяч квадратных метров дорожек и газонов. Разрушенные парковые ансамбли не механически восстанавливались в прежнем виде, а решительно реконструировались. При воссоздании их ставилась цель улучшить жизненные и санитарно-гигиенические условия жизни жителей города, увеличить количество зеленых насаждений, усовершенствовать архитектурно-градостроительные качества зданий, ансамблей, целых районов. Уникальные памятники восстанавливались на основе подлинных проектов, некогда созданных лучшими зодчими прошлого. В ряде случаев архитекторы в своих проектах дополняли, развивали и улучшали восстанавливаемые ими объекты. В послевоенные годы петербуржцы осуществили грандиозные мероприятия по созданию новых очагов озеленения. В ознаменование разгрома фашистской Германии и Японии 7 октября 1945 года были заложены два больших зеленых массива: Приморский парк Победы на Крестовском острове и Московский парк Победы на Московском проспекте. Только во время массового озеленения города в 1945 году было посажено в обоих парках более 60 тысяч деревьев и сотни тысяч кустарников. Там, где были пустыри, где земля еще сохранила следы войны, вскоре поднялись молодые деревья. В разработке проектов парков Победы участвовали опытные архитекторы, дендрологи, инженеры. В 1950-1970-е гг. зеленое строительство развернулось и в новых районах города. За эти годы кроме парков победы в композицию города были вписаны такие крупные зеленые участки как парк Авиаторов, Полюстровский. В черту города вошли пригородные лесопарки – Сосновский, Удельный, Пискаревский, Александрино и Ново-Орловский. Для близлежащих районов они стали своеобразными фабриками здоровья. В 1980-х гг. у Пулковских высот закладывается мемориальный парк Городов-героев, озеленяются новые улицы, проспекты, устраиваются скверы и бульвары, формируется зеленая полоса вдоль Муринского ручья. Садово-парковая культура в нашей стране развивалась своими особыми путями. Связанная с общим прогрессом мировой культуры, она определялась специфическими историческими, социально-экономическими и географическими условиями, сложившимися бытовыми устоями, своеобразными художественными традициями. В современных парках устраиваются «музыкальные сады», «сады-читальни», сады-выставки скульптур, в парках проводятся фестивали искусств, звучат народные хоры, экспонируются достижения художников-любителей. Это все не случайно, – очевидно, сады и парки стимулируют все жанры художественного творчества, они располагают благоприятными условиями для создания произведений искусств самых различных жанров, их эстетического восприятия человеком. В садах и парках устраиваются костюмированные вечера, иллюминации, театральные представления, композиторы пишут для садов музыку, поэты посвящают садам оды и стихи. Сады и парки связаны с бытом, обиходом, укладом жизни. Поскольку современные парки Петербурга являются средой бытия нынешних петербуржцев, постольку важно исследовать отношение к парковому достоянию города в ХХ столетии. Вследствие этого было проведено социологическое исследование публики, целью которого было выявить восприятие петербуржцами городских парков ХХ столетия, определить структуру публики и ее мотивации посещения современных парков. Основные вопросы анкеты были направлены на выявление представления жителей города о значении, роли, функциях парков Петербурга ХХ века. Проанализировав собранный материал, я сделала следующие выводы. Основная часть населения города ходит в парки Петербурга XX века с целью отдыха на свежем воздухе вне городской обстановки; остальная часть – использует парк для прогулок, встреч и развлечений. Таким образом, парки Петербурга XX столетия отвечают требованиям, которые к ним предъявляет современный житель города. Наиболее известные в широких слоях населения парки Петербурга XX века – Московский парк Победы, Приморский парк Победы, ЦПКиО, парк Авиаторов. Отсюда вывод: скудность источников информации, полно освещающих современную парковую историю города, поэтому необходимо уделять больше внимания современным паркам (например, поместить более полную информацию в путеводителях). Относительно посещаемости современных парков Петербурга наиболее распространенным ответом было – 1-2 раза в месяц. Наиболее популярным из посещенных парков стал Приморский парк Победы; к остальным интерес более слабый, что обусловлено территориальным расположением парков и особенностями внутреннего устройства. На вопрос «Чем для Вас является парк в современной жизни?» большинство ответило – местом для отдыха на природе. Следовательно, можно резюмировать, что в связи с изменившимся ритмом и особенностями современной жизни, парки являются для жителей Петербурга тихими уголками природы в центре города. Относительно дня недели для посещения парка основная часть респондентов выбрала выходной. Это обусловлено социальным различием категорий посетителей (трудящиеся и пенсионеры). Из времен года для посещения парка Петербурга XX века наиболее популярно лето, а наименее – зима. Это обусловлено климатическими особенностями Петербурга и различиями в организации досуга посетителей парков в холодное и теплое время года – в летнее время, горожан ожидают открытые кафе, приезжие аттракционы, теннисные корты, прокат лодок, а зимой подобные мероприятия неактуальны. История развития современных парков Петербурга практически не известна жителям города, их основная часть не в состоянии ответить на поставленный вопрос. Исходя из этого, нужно больше информировать население города о современных садах и парках, давать сведения в газеты города, путеводители и другие источники информации. Эта тема, на мой взгляд, должна быть включена в региональные учебные программы. Опрошенными были также предложены акции по благоустройству парков Петербурга XX века – очистка водоемов, газонов, клумб и дорожек, увеличение количества скамеек, урн, увеселительных мероприятий (новые современные аттракционы, теннисные корты). Таким образом, по мнению петербуржцев, администрации парка необходимо создавать комфортные условия посетителям парка; проводить работы по уборке территории, а также обновлять парк аттракционов. Возможно, следует ввести штраф за засорение территории парка. Что касается самих посетителей – нужно быть более бережливыми и заботливыми к окружающей природе ради себя и последующих поколений. В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время садово-парковая культура все больше и больше заявляет о себе как о важном аспекте бытия человека. С одной стороны, она понимается как явление конкретно историческое, отражающее собой суть и дух эпохи в своих монументальных формах. С другой, садово-парковое искусство предстает как явление сугубо творческое, непосредственно связанное с предпочтениями конкретной личности. К существенным аспектам садово-парковой культуры, помимо признания ее исходного разнообразия, принципов упорядочивания и гармонизации пространства на основе симметрии и асимметрии, реализации идеи регулярности и пейзажности, может быть также отнесено образование социокультурного пространства. Следует отметить, что возрождение России в настоящее время не мыслимо вне восстановления традиционных приоритетов любви к природе, к своей земле, вне стремления к ее обустройству и эстетизации. Потребность пребывать на лоне садов и парков, воспринимать этот особый мир и возрождать в своей душе все лучшие духовные силы, сопутствовала человечеству на всем протяжении его развития, – это одна из сущностных потребностей человека. В наши дни она дополняется еще и стремлением защититься от агрессивности и однообразия современных урбанистических архитектурных форм. В садово-парковой культуре есть призыв к кропотливому толкованию всех природных явлений, признание тесной связи природы и человека, зависимости чувства красоты и нравственности, духовного и морального, значимости садово-паркового искусства для нравственного и эстетически гуманного воспитания личности.
А. В. КРЕЙЦЕР (Санкт-Петербург) ПЕТЕРБУРГ И «ВЕСНА В ЛЭТИ»: ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|