Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.



 

1. Вводная часть:

1.1. Организационный момент: Преподаватель фиксирует посещаемость студентов, оговаривает организационные вопросы.

1.2. Преподаватель обосновывает значимость темы и объясняет цель занятия (смотреть п.3,4).

2. Контроль исходного уровня знаний: Устный опрос по данной теме (смотреть вопросы для самоподготовки п.6).

3. Основной этап:

3.1. Формирование знаний об области применения средних величин и критериев разнообразия признака в практической деятельности врача: преподаватель в форме диалога обсуждает со студентами области применения средних величин не только в научно-исследовательской, но и в практической деятельности медицинских работников. Студенты по мере обсуждения отмечают в тетрадях основные моменты.

Средние величины - это сводная обобщающая величина, характеризующая статистическую совокупность по одному количественному признаку. В практической деятельности врача средние величины используются:

• для оценки физического развития (средний рост, средняя масса тела и др.);

• в клинико-физиологических исследованиях (средняя частота пульса, дыхания, артериального давления и др.);

• при характеристике среды обитания, санитарно-эпидемиологических условий (средняя жилая площадь на одного человека, среднее число кишечных палочек в 1мл. и др.);

• для анализа деятельности учреждений здравоохранения и санитарно-эпидемиологического надзора (средняя длительность пребывания больного в стационаре, среднее число дней работы койки в году, средняя длительность лечения при определенных заболеваниях, среднее число обследований объекта в году и др.).

 

3.2. Работа над определением понятия «вариационный ряд». Ознакомление с основными элементами вариационного ряда и видами вариационных рядов.

Средние величины рассчитывают на основании вариационных рядов, достаточного числа наблюдений и однородных статистических групп.

Вариационный ряд - это статистический ряд распределения значений

изучаемого количественного признака, расположенных в порядке убывания или возрастания.

1. Студенты выбирают ключевые слова.

2. Дают им определение.

3. Студенты формулируют данное определение своими словами.

4. Студенты записывают определение в тетрадь.

Вариационные ряды бывают:

а) простыми и взвешенными;

б) сгруппированными и несгруппированными;

в) дискретными (прерывными) и непрерывными;

г) одномодальньми и мультимодальными;

д) симметричными и асимметричными;

е) четными и нечетными.

Элементы вариационного ряда:

V – варианта, р – частота, N – общее число наблюдений (N =∑ p).

 

3.3. Формирование знаний о видах средних величин и способах их вычисления в ходе обсуждения с преподавателем. Под руководством преподавателя студенты вычисляют средние величины на основе задачи-эталона.

Виды средних величин:

Мода (Мо) - средняя величина, обозначающая варианту, встречающуюся в данном вариационном ряду с наибольшей частотой.

Медиана (Me) - варианта, занимающая срединное положение во взвешенном вариационном ряду.

В несгруппированном ряду определяется визуально, а в сгруппированном - по формуле.

При четном числе наблюдений за медиану принимают полусумму из двух центральных вариант, при нечетном числе наблюдений медианой будет центральная варианта, порядковый номер которой определяется как:

 

, где n - число наблюдений.

Средняя арифметическая величина рассчитывается несколькими способами. В простом вариационном ряду среднюю арифметическую (М) рассчитывают по формуле:

, где ∑ - знак суммы

V- варианта

п - число наблюдений.

Во взвешенном вариационном ряду среднюю арифметическую можно определить непосредственным способом по формуле:

, где р – частота

а также по способу моментов:

где А - условная средняя, а - отклонение каждой варианты от условной средней (условное отклонение): а = V - A

 

Свойства средней арифметической:

1. средняя занимает срединное положение, в строго симметричном ряду (М = Mo = Me), т.е. средняя арифметическая, мода и медиана совпадают или близко прилежат друг к другу;

2. средняя является обобщающей величиной, она вскрывает то типичное, что характерно для всей совокупности, произведение средней на число наблюдений всегда равняется сумме произведений вариант на частоты, этом свойстве основан непосредственный способ расчета:

M×n= ∑Vp, отсюда:

М = ∑Vp
п

3. сумма отклонений всех вариант от средней равна нулю:

∑(V-М)=0;

Значение этого свойства состоит в том, что на нём основаны ускоренные способы расчета средней; способ моментов, способ суммирования частот и др.

 

3.4. Разбор основных методик расчета средних величин, критериев разнообразия, критериев достоверности во взвешенном вариационном ряду.

Задача-эталон N1.

Получены следующие данные о длительности лечения в поликлинике 37 больных ангиной (в днях): 16,14,16,14,13,15,14,15,13,12, 13,12,11,12,11, 10, 12, 11, 10, 11, 8, 7. 11, 11, 10, 10, 10, 9, 8, 8, 9, 6, 9, 9, 6 7, 7. Необходимо определить моду, медиану, среднюю арифметическую непосредственным способом и по способу моментов.

 

1.Строим взвешенный вариационный ряд:

V Длительность лечения в стационаре Р число наблюдений Vp
  n = 37 = 400

 

2. Находим моду (Мо), С наибольшей частотой встречается варианта равная 11 дням, следовательно:

Мо = 11 дней

Находим порядковый номер медианы по формуле:

= = 19

Следовательно, 19-ая по счету варианта является медианой:

Ме = 11 дней.

3. Вычисляем среднюю арифметическую по формуле:

M = = = 10.8 дня

Этапы вычисления средней арифметической по способу моментов (табл.1) (способ условной средней):

· выбрать условную среднюю. За условную среднюю можно принять любую варианту, но лучше моду

А = 11 дней.

· определить условные отклонения (а) каждой варианты от условной средней по формуле:

a = V – A

· умножить отключения на соответствующие частоты для каждой варианты (ар);

· суммировать полученные произведения ( );

· рассчитать среднюю арифметическую по формуле:

 

дня

 

Таблица 1

Определение средней арифметической по способу моментов

 

V Длительность лечения в днях Р число наблюдений a (V-A) ар
-5 -10
-4 -12
-3 -9
-2 -8
-1 -5
11А
  n=37   ∑ap = -7

 

М0 = 11 дней

Ме = 11 дней

М = 10,8 дней

3.4. Формирование знаний о методике вычисления критериев разнообразия признака.

При характеристике разнообразия (вариабельности, колеблемости) признака в статистике используются следующие критерии:

• лимит (lim) - определяется крайними значениями вариант в вариационном ряду:

Lim = Vmax÷Vmin

• амплитуда (Ampl) - разность крайних вариант или размах вариационного ряда:

Ampl = Vmax – Vmin

• среднее квадратическое отклонение (сигма) -

 

• коэффициент вариации (Сv).

 

Лимит и амплитуда характеризуют разнообразие изучаемого признака только по двум крайним вариантам без учета распределения вариант между ними, игнорируя внутреннюю структуру статистической совокупности. Эта характеристика является неточной и применяется только для быстрой ориентировочной оценки. Наиболее полную характеристику разнообразия признака в статистической совокупности дает среднее квадратическое отклонение, которое ликвидирует недостатки первого способа оценки и сделает характеристику более рельефной, выпуклой. Существует два способа расчета среднего квадратического отклонения: непосредственный (среднеарифметический) и способ моментов.

При непосредственном (среднеарифметическом) способе расчёты производятся по формулам:

а) для простого вариационного ряда (p=l), при небольшом числе наблюдений (n < 30):

σ = ±

 

где d - истинное отклонение вариант от истинной средней (d = V – M)

 

б) для взвешенного вариационного ряда, при небольшом числе наблюдений (n < 30):

σ = ±

 

в) для взвешенного вариационного ряда, при большом числе наблюдений (n > 30):

σ = ±

 

Среднее квадратическое отклонение находит разнообразное применение в практике. Степень разнообразия признака в вариационном ряду можно оценить по правилу трех стигм:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.