Коэффициенты, учитывающие экологические факторыСтр 1 из 18Следующая ⇒
АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА, БИОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ КАФЕДРА ГИДРОБИОЛОГИИ И ОБЩЕЙ ЭКОЛОГИИ ПЛАТА ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Учебное пособие по дисциплинам «Основы природопользования», «Правовые основы природопользования и охрана окружающей среды», для студентов специальностей 020801.65 «Экология», 020803.65 «Биоэкология»
АСТРАХАНЬ 2009 Авторы: канд. биол. наук, доцент кафедры гидробиологии и общей экологии Обухова О.В., канд. биол. наук, доцент кафедры гидробиологии и общей экологии Грушко М.П., канд. биол. наук, доцент кафедры гидробиологии и общей экологии Мельник И.В.
Рецензент: к.б.н., доцент Волкова И.В.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду: Учебное пособие по дисциплинам «Основы природопользования», «Правовые основы природопользования и охрана окружающей среды», для студентов специальностей 020801.65 «Экология», 020803.65 «Биоэкология». Сост.: Обухова О.В., Грушко М.П., Мельник И.В. 2009 - с.
Учебное пособие рассмотрено и одобрено на заседании кафедры гидробиологии и общей экологии АГТУ Протокол № от 2009г.
Учебное пособие утверждено Методическим советом специальностей «Экология» и «Биоэкология» (протокол № от « » 2009 г.).
Астраханский государственный технический университет СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Платность является одним из основных принципов природопользования. В соответствии с законодательством об окружающей среде введение платности преследует достижение ряда целей. Во-первых, плата за пользование природными ресурсами является источником пополнения государственного и местного бюджетов, а также экологических фондов. Во-вторых, важнейшая цель платежей - стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят, и повышению эффективности их природоохранительной деятельности. Экологическим законодательством устанавливается два вида платежей - за пользование природными ресурсами и за негативное воздействие на окружающую среду. В свою очередь, каждый из этих видов подразделяется на подвиды. Структура платежей, а также порядок их внесения за природопользование регулируются в основном природоресурсными законодательными и иными нормативными правовыми актами. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ ПРИРОДНУЮ СРЕДУ
Законом "Об охране окружающей среды" установлена плата за негативное воздействие на окружающую среду, которую вносят организации и физические лица, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Платежи за загрязнение окружающей среды представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации. Платежи предназначены для: · возмещения затрат, связанных с компенсацией воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ; · стимулирования снижения или поддержания выбросов и сбросов в пределах нормативов; · стимулирования осуществления затрат на проектирование и строительство природоохранных объектов. К видам негативного воздействия на окружающую среду законом "Об охране окружающей среды" отнесены: · выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; · сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; · загрязнение недр, почв; · размещение отходов производства и потребления; · загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; · иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. В п.5 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-O "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства. Данные платежи являются обязательными публично-правовыми платежами, носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Ответственность предприятия по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду относится к гражданско-правовой ответственности. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 № 632 (с изменениями на 12 февраля 2003 года) "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" с внесенными изменениями и дополнениями. Вышеназванным Порядком определяются общие правила расчета сумм платы, принципы установления базовых нормативов и коэффициентов к нему. Плата за загрязнение окружающей среды взимается в трех видах: · за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; · за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов); · за сверхлимитные выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. При загрязнении окружающей природной среды в результате аварии по вине природопользователя плата взимается как за сверхлимитное загрязнение. Размеры базовых нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 (с изменениями на 1 июля 2005 года) "О нормативах платы за выбросы в атмосферных воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления". Этим Постановлением Правительства установлены два вида нормативов платы по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), с учетом степени опасности для окружающей природной среды и здоровья населения: · за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления в пределах допустимых нормативов; · за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). Также Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 (с изменениями на 1 июля 2005 года) для отдельных регионов и бассейнов рек установлены коэффициенты к нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы и дополнительного коэффициента 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия (см. табл. 1). Таблица 1 Коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы), ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|