Здавалка
Главная | Обратная связь

Методика проведения игр на занятиях



ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Введение

Игра – это неотъемлемый элемент жизни, человеческой культуры. Понятие «игра» неразрывно связано со свободой, доброй волей, удовольствием, радостью. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности. Игра как форма активности занимает значительное место и жизни ребенка.

При построении коррекционной работы с использованием игр, в качестве наиболее значимых задач, можно выделить следующие:

- стимулирование двигательной активности детей;

- формирование положительного отношения к двигательным играм;

- развитие кинестетического восприятия;

- развитие выразительности движений в процессе игр и игровых упражнений;

- развитие ритмичности движений;

- формирование представлений о частях собственного тела, их назначении, расположении, их движениях, о собственных возможностях и умениях;

- формирование и развитие способности понимать просьбы-команды, отражающие основные движения и действия, направления движения.

- обучение воспроизведению по подражанию, образцу различных движений кистями и пальцами рук, прослеживая их взглядом;

- развитие координации движения обеих рук со зрительным прослеживанием (захват, удерживание, приближение, поворачивание, вкладывание и т. п.).

 

I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ

Процесс игры всегда связан с новыми двигательными действиями, новыми ощущениями и эмоциями. Игра формирует личность ребенка. Для ребенка самая большая радость в игре – это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоциональный контакт с другими детьми и взрослыми, возможность проявления своих чувств. Все это является постоянно действующим стимулом и главной ценностью подвижной игры, особенно для детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии, которые, в силу снижения двигательной активности, испытывают дефицит общения, что неблагоприятно сказывается на психике ребенка.

Дети-инвалиды, независимо от степени и глубины патологических нарушений, при грамотной организации занятий подвижными играми могут получать удовольствие от общения и добиваться больших успехов в физическом и психомоторном развитии. Единственное требование к подвижным играм – они должны быть всегда интересны детям и направлены на совместное движение и контакт с другими детьми.

 

II. БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ

Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр. Условно, независимо от возраста, выделяют три группы детей, характеризующихся большой, средней и малой подвижностью.

Дети с большой подвижностью отличаются высокой реактивностью, неуравновешенностью поведения. Такие дети не всегда успевают вникнуть в суть игры, в результате чего у них отмечается невысокая степень осознанности своих действий. Как правило, они хорошо выполняют простые упражнения, но избегают движений, требующих точности, сосредоточенности, сдержанности поведения. Движения их резки, быстры, часто бесцельны. Повышенная интенсивность игры вызывает скорое утомление, что сказывается на общем поведении.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным, спокойным поведением, умеренной подвижностью. Они эмоциональны, азартны, самостоятельно активны, часто сами становятся инициаторами игр. Движения их обычно уверенные, четкие, целенаправленные.

Малоподвижные дети вялы, пассивны, быстро устают. Такие дети не решаются вступать в общение со сверстниками, поэтому они нуждаются в постоянной помощи взрослых. Этот недостаток в поведении ребенка чаще всего объясняется слабым двигательным опытом, обусловленным патологией и сформировавшейся привычкой к малоподвижному образу жизни.

 

III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ

Игровой метод широко используется в физическом воспитании детей всех возрастных групп. Все дети, независимо от характера нарушений, предпочитают игру другим формам двигательной активности, так как она удовлетворяет естественную потребность в эмоциях, движении и является прекрасным средством самовыражения.

Кроме того, игры создают благоприятные условия для приобщения детей с ограниченными функциональными возможностями к систематическим занятиям физическими упражнениями, что является важнейшим фактором интеграции детей в общество здоровых сверстников.

Для того чтобы удачно подобрать подвижную игру, важно учитывать не только интересы детей, но и возрастные особенности их физического и психического развития. Так, дети младшего школьного возраста (7-9 лет) отличаются особой подвижностью, неустойчивостью внимания, постоянной потребностью в движении. Однако их организм еще не готов к длительному напряжению. Детей этого возраста больше всего привлекают игры имитационные, сюжетные, с пробежками, увертыванием от водящего, прыжками, ловлей и бросанием разнообразных предметов («День и ночь», «Салки», «Вызов номеров», «Мяч соседу», «Прыжки по полоскам» и др.).

Многие дети с нарушениями в развитии – глухие и слабослышащие, с последствиями ДЦП, задержкой психического и умственного развития, а также с сочетанием нескольких патологий – имеют серьезные речевые нарушения. Поэтому для коррекции речи полезно включение в подвижные игры речитативов, песен, стихотворений, скороговорок, считалок, загадок, потешек, имитации звуков, характерных для насекомых, птиц, зверей и т. п.

В возрасте 10-12 лет у детей наблюдается заметное развитие координационных возможностей, силы, быстроты, что ведет к лучшему управлению своим телом и способности к более сложным подвижным играм. Детей этого возраста начинают интересовать игры с элементами соревнования между отдельными участниками (командами), которые отличаются большей длительностью и интенсивностью нагрузки (примером могут служить игры «Круговая лапта», «Веревочка под ногами», «Перестрелка», «Борьба за мяч», «Перетягивание через черту» и др.). В этом возрасте формируются и укрепляются волевые качества, ярче проявляются самостоятельность, смелость, инициатива, решительность. Дети демонстрируют дисциплинированность, активность и выдержку. Однако при чрезмерной физической нагрузке, не соответствующей возрасту, нередки вспышки резкости, нетерпеливости, грубости. Поэтому при организации игровых занятий нельзя допускать излишнего возбуждения и напряжения.

Функциональные перестройки в подростковом возрасте (13-15 лет) могут сказываться и на психической деятельности, что нередко выражается в неуравновешенности, обострении самолюбия, концентрации внимания на себе. Подростки с увлечением играют в баскетбол, настольный теннис, волейбол и другие спортивные игры по упрощенным правилам. Среди подвижных игр – эстафеты с бегом, прыжками, метанием, «Круговая лапта», «Мяч капитану», игры с преодолением комбинированных препятствий, требующие точности, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, координации движений, быстроты реакции.

В работе с девушками и юношами 16-18 лет могут быть использованы игры предшествующей возрастной группы. Юношей больше интересуют игры, где есть возможность проявить силу, ловкость. Большим успехом пользуются всевозможные эстафеты, игры с сопротивлением, с переноской тяжести, сложными заданиями на координацию, быстроту действий. Девушки предпочитают подвижные игры спортивного характера, упражнения, развивающие гибкость, выразительность и пластичность движений, – аэробику, шейпинг, занятия с элементами художественной гимнастики, танцы.

Для детей-инвалидов любого возраста игровой метод представляется наиболее целесообразным. В игре приобретаются навыки общения как со взрослыми, так и с детьми, появляются новые друзья и единомышленники, дети осваивают новые интересные игры, которые улучшают настроение, поднимают жизненный тонус, дают возможность научиться лучше ориентироваться в пространстве, улучшить свое физическое состояние, скорректировать телосложение, ошибки в движениях и т. п.

 

IV. НАГРУЗКА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ

При подборе игр необходимо учитывать характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения.

Существует несколько так называемых зон интенсивности (напряженности) для игр с разной степенью подвижности.

1. ЧСС до 100 уд/мин. – зона самой низкой интенсивности. Игры проводятся преимущественно лежа или сидя с локальным воздействием на мелкую моторику («пальчиковые игры»), активизацию дыхания, координацию и точность движений. Амплитуда небольшая, продолжительность игрового занятия 10-15 минут, включая паузы для отдыха. В течение дня эти игры можно предлагать неоднократно детям любой группы заболеваний. По медицинским показаниям малоподвижные игры рекомендованы всем детям с ограниченными возможностями, и в первую очередь детям, не способным к самостоятельному передвижению, с поражением спинного мозга, миопатией, тяжелыми формами детского церебрального паралича и др., так как развитие мелкой моторики связано с развитием психических процессов, речевой деятельности, интеллекта.

2. ЧСС 100-120 уд/мин – зона умеренной интенсивности. Характерна для таких подвижных игр, как «Запрещенное движение», «Совушка», «Поезд» и др. Эти игры развивают внимание, четкость и слаженность движений, быстроту реакции, координацию движений. Способ организации – малогрупповой, по 4-8 человек. Продолжительность одной игры 3-5 минут. Игра повторяется 3-4 раза, в зависимости от желания играющих. Но лучше включить несколько подвижных игр, суммарная продолжительность которых составляет 15-20 минут. Нагрузка при ЧСС 100-120 уд/мин не вызывает перенапряжения организма и развивает общую выносливость.

3. ЧСС 120-140 уд/мин – зона тонизирующей нагрузки. Характерные игры: «Охотники и утки», «Круговая лапта», «Лохматый пес» и др. Двигательная активность в этой зоне является наиболее типичной для многих подвижных игр, частота пульса отражает степень физической и психической напряженности. Продолжительность одной игры 2-3 минуты, но повторяются такие игры многократно. Как правило, в одно игровое занятие включаются 2-3 хорошо освоенные игры и 1-2 новые. Форма организации – малогрупповая, от 6 до 10 человек. Многие игры и эстафеты проводятся в виде соревнований. Общая продолжительность игрового занятия – 30-40 минут. Индивидуальное участие зависит от медицинских показаний, физического состояния, личного интереса детей.

4. ЧСС 140-160 уд/мин – зона тренирующего воздействия. Характерными для этой зоны являются «Пятнашки», «Космонавты», «Кто быстрей», «12 палочек» и другие подвижные игры, переходные к спортивным: «Мяч капитану», «Челночный бег», «Живая корзина», «Встречная эстафета», а также спортивные игры по упрощенным правилам: мини-футбол, волейбол в круге, баскетбол, хоккей на полу, бадминтон, настольный теннис.

Подвижные игры в зоне тренирующего воздействия характеризуются тем, что многократные усилия (ускорения в беге, прыжки через скакалку, ведение мяча и т.п.) в течение 10-15 секунд сменяются снижением интенсивности игры или отдыхом, а затем снова и снова повторяются. На такую нагрузку организм отвечает повышенной реактивностью со стороны всех систем и функций. Участие в подобных играх требует предварительной подготовки.

Подвижные игры – переходные к спортивным и спортивные – сопряжены с соревновательной деятельностью и требуют длительного поддержания работоспособности. Но даже та интенсивность, на которую способны дети и подростки с ограниченными физическими возможностями в соревновательных играх, ведет к повышению ЧСС до 150-160 уд/мин, а иногда и выше. Такая реакция вызывается не только физической нагрузкой, но и эмоциональным напряжением, потому что состязания – это всегда соперничество, желание одержать победу, они связаны с азартом, принятием самостоятельных решений, выдумкой, комбинаторикой, фантазией, поиском наиболее рациональной техники и тактики.

Перечисленные режимы физической нагрузки могут быть использованы как в одной игре, так и на специально организованном игровом занятии. В играх могут принимать участие как дети со сходными нарушениями в развитии, так и интегрированные группы, где участниками подвижных игр являются дети с разными дефектами, а также здоровые дети, а возможно, и родители.

Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности.

Методика проведения игр на занятиях

При распределении подвижных игр на конкретный урок руководствуются дидактическими требованиями к изучению основного материала и степенью сложности изучаемых упражнений. Так, если на уроке основным упражнением является бег или прыжки в длину, высоту, то используют игры с элементами метания, ловлей мяча, коррекционные игры. Если дети выполняют упражнения в ловле, передаче предметов, метании, то предлагаются игры с бегом, прыжками и, естественно, закрепляются навыки метания, бросков, ловли.

Обучение нужно начинать с простых игр как по сюжету, так и по спортивной насыщенности. Следует постепенно практиковать игры, которыми пользуются сверстники, не имеющие отклонений в развитии.

В программе «Подвижные игры» игры распределены по признаку преимущественных двигательных действий: с элементами бега («Быстро по местам»; «Кошки и мышки»); прыжков («Точный прыжок»; «Волк во рву»); бросанием, метанием («Пустое место»; «Подвижная цель»); зимних игр («Снайпер»; «Снегурочка»; «Крепость»). И лишь в IV классе учащиеся начинают знакомиться с игрой «Пионербол», которая готовит их к игре в волейбол в старших классах.

Объяснение игры должно быть кратким, сам учитель может принять участие в игре. Наблюдая за действиями учителя, дети стараются действовать так же, спрашивают, если им что-то непонятно.

Очень важны игры, включающие движения, по структуре и характеру аналогичные тем, которые изучаются в процессе занятий гимнастикой, бегом, прыжками, метанием, лыжной подготовкой. Элементарные умения и навыки, приобретенные детьми в игровых условиях, легче запоминаются, вариативны и даже облегчают овладение более сложными техническими упражнениями.

В IV-V классах можно практиковать игры с элементами соревнований. Но эти игры не всегда понятны детям, поэтому в процессе игры часто возникают конфликты. Дети обвиняют более слабого ученика, угрожают ему, не хотят, чтобы он был в их команде. Учителю необходимо помнить, что спортивная игра не только направлена на закрепление сформированных умений и навыков, но и является важным средством воспитания.

На занятиях по физическому воспитанию игровой направленности, способствующих повышению уровня развития психических процессов, рекомендуется применять нижеперечисленные игры:

- 1-я группа: игры и упражнения, направленные на развитие внимания;

- 2-я группа: игры, направленные на развитие памяти;

- 3-я группа: игры, направленные на развитие произвольности движений, самоконтроля, формирование эмоциональной сферы и коррекцию личностных нарушений;

- 4-я группа: игры и упражнения, стимулирующие развитие артикулярной моторики и речевую активность детей.

Наиболее значительными во взаимосвязи между показателями уровня развития психических процессов и двигательных навыков являются координационно-ритмическая способность и мелкая моторика. Это позволило определить и разработать комплексы упражнений и методику их проведения.

Стратегия корректирующего воздействия определяется должна быть направлена на совершенствование качества выполняемых движений, а также на развитие кинетической и ритмической их организации, на выработку умения контролировать и регулировать двигательные акты.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.