Здавалка
Главная | Обратная связь

Подходы кредиторов к разрешению кризиса международной задолженности



Уже в начале 80-х годов стало ясно, что дальнейшее развитие долгового кризиса могло привести к крупным потерям не только развивающихся стран, но и ТНБ, сдерживать развитие экономики ведущих капиталистических стран. В кризисных странах оказалась замороженной большая часть вложений ТНБ в развивающихся странах. Уменьшение валютных поступлений данных стран привело к сокращению сбыта товаров промышленно развитых стран, поэтому их правительства и международные экономические организации предпринимали меры по стабилизации мировой финансовой системы.

Проблема урегулирования долгового кризиса представляет собой сложный и неоднозначный процесс, в котором участвуют правительства стран-кредиторов и заемщиков, МВФ, МБ и крупнейшие частные банки.

На первом этапе 1983—1988 гг. происходило ужесточение позиций стран-кредиторов. Правительства и ТНБ стремились вынудить должников поодиночке решать свои долговые проблемы. Это осуществлялось в форме отсрочки долгов или предоставления новых займов для обслуживания старых. В основу пересмотра задолженности был положен принцип регулярной выплаты процентов.

 

Международные валютно-кредитные учреждения выполняли центральную роль в решении проблемы внешней задолженности. МВФ для каждого должника разрабатывал стабилизационную программу, которая обычно предусматривала либерализацию или отмену валютного и импортного контроля, снижение валютного курса, открытие экономики страны, принятие жестких антиинфляционных мер.. С принятием этих программ увязывалось предоставление новых банковских кредитов Первая половина 80-х годов показала, что решение проблем задолженности должно дифференцироваться от страны к стране, а увеличение тяжести обслуживания долгов — дело бесперспективное.

Дальнейшее обострение проблемы задолженности, связанное с истощением внутренних средств стран-должников, привело к потере многими из них кредитоспособности на международных рынках ссудного капитала. По некоторым оценкам, перевод 1% ВВП кредиторам в счет обслуживания долга снижает уровень капиталовложений в стране-должнике на 0,3% ВВП. В результате они не смогли откликнуться на экономический подъем западных стран во второй половине 80-х годов. В западных странах осознали невозможность выхода из тупика лишь на основе стихийного действия рыночных сил.

Правящие круги ведущих стран пришли к выводу, что наиболее разумная для них политика управления внешним долгом заключается в поддержании кредитоспособности стран-должников на оптимальном для кредиторов уровне.

В 1988 г. были объявлены предложения, получившие название плана Брейди (по имени министра финансов США). Они были положены в основу политики стран-кредиторов.

Уменьшение долга, снижение процентных ставок стало частью международной стратегии в отношении задолженности коммерческим банкам. Это предполагало перевод необслуживаемой задолженности в меньшие обязательства, которые можно было полностью обслуживать, поощрение банков обменивать их требования к стране-должнику на новые обязательства с различной степенью гарантий. Новые обязательства должны были финансироваться из валютных резервов страны-должника и специальными кредитами МВФ и Мирового банка.

Страна-должник должна была принимать жесткую программу структурной перестройки в соответствии с рекомендациями МВФ, включая ликвидацию бюджетного дефицита, изменение ценообразования, либерализацию внешнеторгового и валютного режимов, установление реального валютного курса.

Облегчение тяжести долга достигалось в каждом конкретном случае. Согласование условий пересмотра долгов осуществлялось между страной-должником и комитетом, представляющим банки-кредиторы. Каждое соглашение должно было отвечать интересам всех кредиторов.

Согласованный подход западных стран обращал внимание к ослаблению тяжести долгов наименее развитых стран, предусматривающей частичное или полное списание задолженности по льготным правительственным кредитам в счет помощи. Значительные льготы предусматривались в отношении задолженности по государственным экспортным кредитам.

Внесение корректив в методы решения долговых проблем стран со средним уровнем дохода, включая продление сроков долговых платежей, перевод краткосрочной задолженности в долгосрочную, снижение общей суммы задолженности.

Увеличение притока внешних ресурсов в кризисные страны. Для этого предусматривалось увеличить средства в существующих международных фондах и создать новые.

В целом предложения западных стран были направлены на поддержание платежеспособности, содействие восстановлению темпов экономического роста стран-должников, усиление роли ТНК на рынках развивающихся стран. В 80-е — 90-е годы были выработаны и применены на практике различные механизмы по разрешению или отсрочке проблемы долгового кризиса. Принятые по согласию кредиторов и должников меры, направленные на поддержание платежеспособности кредиторов в средней и долгосрочной перспективе, получили название (пересмотра) реструктуризации долга.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.