Здавалка
Главная | Обратная связь

Персонал предприятия и его характеристика



 

Персонал предприятия – это занятые на предприятии работники, прошедшие определенную профессиональную подготовку и имеющие практический опыт и навыки труда. Он представляет собой достаточно сложное образование, в составе которого работники закреплены за различными участками деятельности и обмениваются ее результатами.

Персонал характеризуется численностью, структурой, профессиональной пригодностью, компетентностью.

В теории и практике управления существуют различные квалификационные подходы, в зависимости от категории работника, уровня управления, профессии. Базовой является классификация работников по категориям, закреплённая в Общегосударственном классификаторе РБ. Персонал предприятия состоит из производственного и управленческого персонала, а также персонала не основных видов деятельности (рис.10.1)

Персонал предприятия
ub 5ekRRMAlXGD402d1KNipcjM1XgwaVolKGOUgTu9BMBHdqRRExcMmjkAWufz/Q/ELAAD//wMAUEsB Ai0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVz XS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMv LnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAG/oE7SgCAABQBAAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uy b0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAR6VY7d8AAAALAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAACCBAAAZHJz L2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAI4FAAAAAA== ">
Персонал основных видов деятельности
Производственный персонал (рабочие)
Основные
Вспомогательные
Младший обслуживающий персонал
Управленческий персонал
Персонал не основных видов деятельности
h afF/MPzqszoU7FTZ2TRODAqSOIwZVRCt4wQEE2kcpSAq3jxuQpBFLv93KH4AAAD//wMAUEsBAi0A FAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54 bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJl bHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAqXMIxSQCAABQBAAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0Rv Yy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEA2CaVp+AAAAALAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAAB+BAAAZHJzL2Rv d25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAIsFAAAAAA== ">
ЖКХ
Подразделение соц. сферы
Руководители
Линейные
Функциональные
Специалисты
Специалисты-инженеры

 


Технические исполнители
Функциональные специалисты

 

 


Рис. 10.1. Категории персонала

Численность персонала определяется характером, масштабом, сложностью, трудоёмкостью процессов, степенью автоматизации. Списочная численность-это число сотрудников, официально работающих в организации в данный момент. Не списочный состав: внешние совместители, работающие на основе договоров, учащиеся с отрывом от производства, но получающие стипендию от предприятия.

Штатное расписание-это организационно-распорядительный документ, в котором отражается структура предприятия, содержится перечень должностей с указанием их количества и размеров должностных окладов, а также отражается размер надбавок и доплат, существующих в этой организации, применительно к конкретным должностям.

Персонал имеет сложную взаимосвязанную структуру, которая может быть рассмотрена по различным признакам.

Организационная структура-это состав и соподчинённость взаимосвязанных звеньев в управлении, которые включают аппарат управления и производственные подразделения.

Функциональная структура отражает разделение управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями.

Социальная структура характеризует трудовой коллектив предприятия, как совокупность групп по полу, возрасту, уровню образования, семейному положению, национальному и социальному составу.

Ролевая структура характеризует коллектив по участию в творческом процессе на производстве, по коммуникационным и поведенческим ролям:

- творческие роли (энтузиасты, изобретатели, рационализаторы -характеризуются активной позицией).

- коммуникационные роли определяют содержание и степень участия в информационном процессе, взаимодействия в обмене информацией (лидеры, координаторы, связные

- поведенческие роли - характеризуют типовые психологические модели поведения людей на производстве, отдыхе, в конфликтных ситуациях (оптимист, нигилист и др.)

В последнее время широкое распространение получило понятие компетенции, под которой понимается демонстрируемая способность сотрудника выполнять определенные производственные функции. Компетенции объединяют способности и мотивацию сотрудника и описывают его производственное поведение

Компетенции являются не просто знаниями сотрудника. Это знания, применимые и применяемые на практике. Уровень подготовки совершенного руководителя характеризуется сочетанием профессиональной, методической, социальной и временной компетенций.

Профессиональная компетентность — это «техническая» подготовленность работника к выполнению профессиональных функций, связанных со специализацией.

Социальная компетентность — отражает отношения между людьми в процессе трудовой деятельности, умение работать в команде, в коллективе, эффективно взаимодействовать с другими работниками (коллегами, руководителями и др.) для достижения организационных и личных целей.

Методическая компетентность - способность к системному мышлению, к правильному восприятию, интерпретации разнообразной информации, структурированию проблем, умение отличать главное от второстепенного.

Временная компетентность - отображает умение рационально планировать и использовать рабочее время. Она включает адекватную оценку временных затрат (чувство времени).

10.2. Кадровая политика предприятия

Сущность кадровой политики предприятия состоит в привлечении, закреплении и адекватном использовании высококвалифицированных работников, в создании условий для реализации ими своего профессионального потенциала для эффективного функционирования предприятия организации.

Цель кадровой политики предприятия - создание сплоченной, ответственной, высокопроизводительной рабочей силы и обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения количественного и качественного состава кадров в соответствии с потребностями самого предприятия, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда.

Кадровая политика предприятия организации находит отражение в следующих документах предприятия: устав; коллективный договор; правила внутреннего трудового распорядка; контракт с сотрудниками; положение об оплате труда; положение об ат­тестации кадров и др.

Основные направления кадровой политики предприятия:

♦ прогнозирование создания новых рабочих мест с учетом внедрения новых технологий;

♦ разработка программ развития персонала с целью решения текущих и будущих задач;

♦ разработка мотивационных механизмов повышения заинтересованности и удовлетворенности трудом;

♦ создание современных систем подбора и отбора кадров;

♦ проведение маркетинга персонала;

♦ разработка программ занятости;

♦ усиление стимулирующей роли оплаты труда;

♦ разработка социальных программ;

♦ массовая переквалификация персонала в связи с переходом к новым технологиям;

♦ омоложение кадров за счет привлечения молодых специалистов и стимулирования досрочного выхода на пенсию лиц, неспособных адаптироваться к новым условиям;

♦ оказание помощи в трудоустройстве при массовых увольнениях.

Кадровая политика осуществляется стратегическими и оперативными системами управления предприятием, а главным объектом кадровой политики является персонал.

Требования к кадровой политике предприятия:

♦ гибкость - кадровая политика должна корректироваться в соответствии с изменениями тактики предприятия, производственной и экономической ситуации;

♦ экономическая обоснованность - следует исходить из реальных финансовых возможностей предприятия, поскольку формирование квалифицированной рабочей силы связано с издержками для предприятия;

♦ индивидуальный подход к работникам.

Разрабатывается кадровая политика собственниками, высшим руководством и кадровой службой предприятия. Общее руководство кадровой политикой осуществляет первый руководитель. Реализуется кадровая политика соответствующими линейными, функциональными руководителями и кадровой службой.

На формирование приоритетов кадровой политики влияют внутренние и внешние факторы.

Внутренние факторы:

♦ цели предприятия, особенности деятельности, специализация, технологии, производственная и организационная структура;

♦ количественная и качественная характеристика рабочих мест;

♦ условия, система мотивации и оплаты труда;

♦ изменение ценностных ориентаций работников;

♦ стиль управления;

♦ финансовые возможности предприятия.

Внешние факторы:

конъюнктура рынка труда, спрос на рабочую силу со стороны конкурентов;

♦ усиление роли конкурентов;

♦ задания программ социально-экономического развития страны, регионов и программ занятости населения;

♦ требования трудового законодательства, законодательства о занятости и социальной защите населения.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.