Персонал предприятия и его характеристикаСтр 1 из 6Следующая ⇒
Персонал предприятия – это занятые на предприятии работники, прошедшие определенную профессиональную подготовку и имеющие практический опыт и навыки труда. Он представляет собой достаточно сложное образование, в составе которого работники закреплены за различными участками деятельности и обмениваются ее результатами. Персонал характеризуется численностью, структурой, профессиональной пригодностью, компетентностью. В теории и практике управления существуют различные квалификационные подходы, в зависимости от категории работника, уровня управления, профессии. Базовой является классификация работников по категориям, закреплённая в Общегосударственном классификаторе РБ. Персонал предприятия состоит из производственного и управленческого персонала, а также персонала не основных видов деятельности (рис.10.1)
Рис. 10.1. Категории персонала Численность персонала определяется характером, масштабом, сложностью, трудоёмкостью процессов, степенью автоматизации. Списочная численность-это число сотрудников, официально работающих в организации в данный момент. Не списочный состав: внешние совместители, работающие на основе договоров, учащиеся с отрывом от производства, но получающие стипендию от предприятия. Штатное расписание-это организационно-распорядительный документ, в котором отражается структура предприятия, содержится перечень должностей с указанием их количества и размеров должностных окладов, а также отражается размер надбавок и доплат, существующих в этой организации, применительно к конкретным должностям. Персонал имеет сложную взаимосвязанную структуру, которая может быть рассмотрена по различным признакам. Организационная структура-это состав и соподчинённость взаимосвязанных звеньев в управлении, которые включают аппарат управления и производственные подразделения. Функциональная структура отражает разделение управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями. Социальная структура характеризует трудовой коллектив предприятия, как совокупность групп по полу, возрасту, уровню образования, семейному положению, национальному и социальному составу. Ролевая структура характеризует коллектив по участию в творческом процессе на производстве, по коммуникационным и поведенческим ролям: - творческие роли (энтузиасты, изобретатели, рационализаторы -характеризуются активной позицией). - коммуникационные роли определяют содержание и степень участия в информационном процессе, взаимодействия в обмене информацией (лидеры, координаторы, связные - поведенческие роли - характеризуют типовые психологические модели поведения людей на производстве, отдыхе, в конфликтных ситуациях (оптимист, нигилист и др.) В последнее время широкое распространение получило понятие компетенции, под которой понимается демонстрируемая способность сотрудника выполнять определенные производственные функции. Компетенции объединяют способности и мотивацию сотрудника и описывают его производственное поведение Компетенции являются не просто знаниями сотрудника. Это знания, применимые и применяемые на практике. Уровень подготовки совершенного руководителя характеризуется сочетанием профессиональной, методической, социальной и временной компетенций. Профессиональная компетентность — это «техническая» подготовленность работника к выполнению профессиональных функций, связанных со специализацией. Социальная компетентность — отражает отношения между людьми в процессе трудовой деятельности, умение работать в команде, в коллективе, эффективно взаимодействовать с другими работниками (коллегами, руководителями и др.) для достижения организационных и личных целей. Методическая компетентность - способность к системному мышлению, к правильному восприятию, интерпретации разнообразной информации, структурированию проблем, умение отличать главное от второстепенного. Временная компетентность - отображает умение рационально планировать и использовать рабочее время. Она включает адекватную оценку временных затрат (чувство времени). 10.2. Кадровая политика предприятия Сущность кадровой политики предприятия состоит в привлечении, закреплении и адекватном использовании высококвалифицированных работников, в создании условий для реализации ими своего профессионального потенциала для эффективного функционирования предприятия организации. Цель кадровой политики предприятия - создание сплоченной, ответственной, высокопроизводительной рабочей силы и обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения количественного и качественного состава кадров в соответствии с потребностями самого предприятия, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда. Кадровая политика предприятия организации находит отражение в следующих документах предприятия: устав; коллективный договор; правила внутреннего трудового распорядка; контракт с сотрудниками; положение об оплате труда; положение об аттестации кадров и др. Основные направления кадровой политики предприятия: ♦ прогнозирование создания новых рабочих мест с учетом внедрения новых технологий; ♦ разработка программ развития персонала с целью решения текущих и будущих задач; ♦ разработка мотивационных механизмов повышения заинтересованности и удовлетворенности трудом; ♦ создание современных систем подбора и отбора кадров; ♦ проведение маркетинга персонала; ♦ разработка программ занятости; ♦ усиление стимулирующей роли оплаты труда; ♦ разработка социальных программ; ♦ массовая переквалификация персонала в связи с переходом к новым технологиям; ♦ омоложение кадров за счет привлечения молодых специалистов и стимулирования досрочного выхода на пенсию лиц, неспособных адаптироваться к новым условиям; ♦ оказание помощи в трудоустройстве при массовых увольнениях. Кадровая политика осуществляется стратегическими и оперативными системами управления предприятием, а главным объектом кадровой политики является персонал. Требования к кадровой политике предприятия: ♦ гибкость - кадровая политика должна корректироваться в соответствии с изменениями тактики предприятия, производственной и экономической ситуации; ♦ экономическая обоснованность - следует исходить из реальных финансовых возможностей предприятия, поскольку формирование квалифицированной рабочей силы связано с издержками для предприятия; ♦ индивидуальный подход к работникам. Разрабатывается кадровая политика собственниками, высшим руководством и кадровой службой предприятия. Общее руководство кадровой политикой осуществляет первый руководитель. Реализуется кадровая политика соответствующими линейными, функциональными руководителями и кадровой службой. На формирование приоритетов кадровой политики влияют внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы: ♦ цели предприятия, особенности деятельности, специализация, технологии, производственная и организационная структура; ♦ количественная и качественная характеристика рабочих мест; ♦ условия, система мотивации и оплаты труда; ♦ изменение ценностных ориентаций работников; ♦ стиль управления; ♦ финансовые возможности предприятия. Внешние факторы: конъюнктура рынка труда, спрос на рабочую силу со стороны конкурентов; ♦ усиление роли конкурентов; ♦ задания программ социально-экономического развития страны, регионов и программ занятости населения; ♦ требования трудового законодательства, законодательства о занятости и социальной защите населения.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|