Маркетинг персонала
Предприятие заинтересовано в привлечении высококвалифицированного персонала. Для этих целей наряду с функциями планирования потребностей в кадрах, использования кадров, обеспечения кадрами осуществляется маркетинг персонала. Маркетинг персонала является необходимым условием развития кадрового потенциала за счет поиска и привлечения из внешних источников необходимой рабочей силы. Маркетинг персонала включает: · исследование рынка рабочей силы; · исследование качеств кандидатов, а также их требований и возможностей; · воздействие на субъективное восприятие кандидатом преимуществ рабочего места на предприятии (реклама должностей); · проведение сегментирования рынка рабочей силы (инженеры, экономисты, рабочие) и выбор путей ее привлечения; · проведение рекламных кампаний с целью привлечения новых сотрудников требуемой квалификации; · активное воздействие на рынок рабочей силы: во-первых, путем обучения специалистами предприятия своих будущих работников (проведение занятий, семинаров в различных учебных заведениях); во-вторых, путем финансирования творчества детей и молодежи; · формирование потенциальных кандидатов внутри предприятия. Основными предпосылками маркетинга персонала следует считать организационную структуру управления, состояние кадрового потенциала предприятия, наличие вакансий в штатном расписании, фирменный стиль управления. Поиск необходимых работников осуществляется с помощью: - объявлений в газетах (прямые, косвенные или зашифрованные) и других средствах массовой информации; - государственных служб занятости; - неформальных коммуникаций (непосредственное или через деловых партнеров или знакомых обращение к потенциальному кандидату на должность); - реакции на непосредственное заявление о приеме на работу; - договоров о сотрудничестве с высшими, средними специальными, профессионально-техническими учебными заведениями; - конкурсов на замещение вакансий; ярмарок вакансий; - механизмов выборов предварительного резерва; систем тестирования, собеседования. Маркетинговую деятельность в области персонала можно рассматривать как последовательность взаимосвязанных этапов, основными из которых являются: 1) поиск и выбор источников информации для маркетинговой деятельности; 2) анализ внешних и внутренних (по отношению к предприятию) факторов, которые влияют на обеспеченность потребности в персонале и определяют направления маркетинговой деятельности; 3) разработка маркетинговых мероприятий в области персонала (формирование планов маркетинга персонала); 4) реализация намеченных мероприятий. Для привлечения кандидатов предприятие может использовать методы поиска внутри организации и привлечение кандидатов со стороны. Преимущества и недостатки внутренних и внешних источников привлечения персонала приведены в табл. 10.1. Таблица 10.1 Сравнительная характеристика внутренних и внешних источников набора персонала.
Предпочтение внешним или внутренним источникам удовлетворения потребности в персонале обычно зависит от особенностей ситуации, поскольку как внутренний, так и внешний набор сотрудников имеют не только определенные преимущества, но и существенные недостатки. Так, поиск внутри предприятия предпочтителен с точки зрения этики предприятия, поскольку дает возможность продвинуться по служебной лестнице заслуживающим того сотрудникам, а также перераспределить персонал в соответствии со склонностями и способностями людей. Вместе с тем этот метод препятствует притоку новых взглядов и идей извне. Все многообразие путей удовлетворения потребностей за счет внешних источников можно разделить на активные и пассивные. Активными путями являются: А1) набор персонала непосредственно в учебных заведениях путем заключения двусторонних соглашений как с самими учебными заведениями, так и с учащимися; А2) предоставление заявок по имеющимся вакансиям в центры занятости; A3) использование услуг фирм, специализирующихся на поиске и отборе персонала; А4) вербовка персонала через своих сотрудников из их семейного и личного окружения. Пассивными путями покрытия потребности в персонале являются; П1) проведение рекламных кампаний через средства массовой информации и специализированные издания; П2) проведение рекламных кампаний путем вывешивания объявлений в местах наиболее вероятного появления возможных кандидатов. Эффективность названных путей привлечения персонала определяется ситуацией на рынке труда и возможными финансовыми затратами на привлечение персонала.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|