Здавалка
Главная | Обратная связь

Со средствами массовой информации



Тема 7. Работа PR - служб государственных органов со средствами

Массовой информации, политическими партиями и

Общественными объединениями

1. Работа государственных служб по связям с общественностью

со средствами массовой информации

 

2. Построение имиджа органов власти

 

3. Работа с политическими партиями и общественными объединениями

 

4. Подготовка пресс-релиза

 

Работа государственных служб по связям с общественностью

со средствами массовой информации

 

Главная проблема взаимодействия органов власти и СМИ это различие целей в процессе информирования общества. Для государства в целях решения задачи сохранения политической стабильности в обществе крайне важно, чтобы информация о деятельности государственных учреждений имела позитивную направленность. Журналист, публикуя разоблачитель­ные материалы, часто работает на собственный имидж.Его разоблачитель­ная деятельность находит отклик в самой природе человека — свободолюбии и нетерпимом отношении к попыткам управлять собой. Для журналиста наиболее интересной будет сенсационная и, как правило, негативная инфор­мация, которая, несомненно, привлечет к себе гораздо большее внимание читателей. С необходимостью решения этой дилеммы сотрудники государственных служб по связям с общественностью ежедневно сталкиваются в своей работе.

В годы горбачевской перестройки, с провозглашением гласности и свободы печати в России, пресса получила долгожданную независимость и самостоятель­ность, государство выпустило из-под своего контроля важнейшую сферу воздействия на население — систему СМИ. Либеральный Закон «О сред­ствах массовой информации» в 1991 году положил начало акциониро­ванию печати, появлению независимых СМИ. Газеты «Правда», «Изве­стия», «Комсомольская правда», «Труд» перестали быть рупором госу­дарственной идеологии. Появились первые независимые медиа-газеты «Аргументы и факты», «Независимая газета», радио «Эхо Москвы», телека­нал «НТВ». В 1993 году была выдана первая лицензия на вещание, а спустя пять лет число выданных лицензий стало более тысячи.

В то же время новый психологический тип журналиста и система саморегулирования в СМИ находится в стадии становления. Это соответствую­щим образом нашло свое отражение в формировании редакционной поли­тики «освободившихся» СМИ, которая, прежде всего, учитывала их соб­ственные интересы, а только потом — государственные и общественные. Взаимоотношения средств массовой информации и власти до сих пор оста­ются недостаточно исследованными.Незнание реальной модели функцио­нирования СМИ в нашем обществе препятствует формированию демокра­тических перспектив.

Существуют разные варианты толкования понятия независимости СМИ.Вряд ли в реальной жизни любого общества можно добиться абсолютной независимости в отборе и подаче информации. СМИ неизбежно занимают те или иные позиции, в которых отражаются симпатии и антипатии их редакционного курса. Во всех СМИ редакционная политика основана на чьих-то интересах. Это может быть отражением мнений политических партий, общественных, деловых, культурных, религиозных или иных организаций и ассоциаций. Однако именно это разнообразие СМИ обеспечивает многоканальный информационный поток, что и используют в своей работе сотрудники государственных служб по связям с общественностью.

Для того, чтобы добиться наилучшего результата при работе с населением и построить наиболее эффективную систему коммуникации, приходиться пересматривать некоторые организационные принципы. Так, например, в США даже журналисты в некоторых случаях трактуются как искажающий фильтр между потребителями информации и американской администрацией. Особенно это касается столичных журналистов, которые очень часто задают во время пресс-конференций и теледебатов не те вопросы, которые действительно интересуют население.

Для усиления действенности правительственных служб по связям с общественностью в работе с прессой важным фактором является использование лидеров мнений. Известно, что в обществе присутствует предубеждение против официального лица, которое защищает правительственную точку зрения. Поскольку ясно, что он должен это делать в соответствии со своими должностными обязанностями, то уровень доверия к его аргументации снижается. Поэтому можно найти немало примеров, когда для защиты официальной позиции используются неофициальные лица. Это может быть известный политик, писатель, ученый, любой другой человек, который пользуется доверием у населения. Практика работы с лидерами общественного мнения позволяет достичь большей эффективности при работе с масс-медиа.

На стиль работы государственных служб по связям с общественностью влияет статус общественного мнения в стране. Высокий статус общества по сравнению с государством создает условия для придания общественному мнению роли третейского судьи. Отсюда вытекает значение роли обратной связи, моделируемой западными службами по связям с общественностью. Зависимость от населения заставляет властные структуры работать с масс-медиа, переигрывая их, прежде всего, интеллектуально. Здесь важнейшую роль в деятельности государ­ственных служб по связям с общественностью играют отношения с прессой.

Способов обратить на себя внимание прессы достаточно много. Все средства массовой информации готовы помещать чисто информационные материалы, даже если они по-разному к ним относятся из-за различий в редакционной политике и привязанностях их основной аудитории. Пресса всегда приветствует любой новостной материал, лишь бы этот материал был достоверным и своевременным.

Печать публикует также статьи, корреспонденции и комментарии, ко­торые дают фоновую информацию к новостям, или же статьи и очерки на злобу дня или общего характера. Здесь открываются широкие возможно­сти сотрудничества государственных служб по связям с общественностью с журналистами. Государственные службы по связям с общественностью создают информационные поводы, которыми пользуются СМИ, помога­ют им обеспечивать общество новостями, формируют «общественную по­вестку дня». СМИ регулярно используют пресс-релизы, справочный ма­териал, подготовленный государственными службами по связям с общест­венностью.

В государственных службах по связям с общественностью данным на­правлением деятельности занимается специальное подразделение. Как пра­вило, оно называется отделом по связям (по взаимодействию) со СМИ или пресс-службой. Для пресс-службы СМИ являются одновременно и сред­ством, и аудиторией, требующими особого отношения.

Для того чтобы систематически держать их в курсе дел, государственные пресс-службы чаще всего используют следующие формы работы со СМИ:

ú Подготовка и распространение пресс-релизов. В своей работе служ­бы широко используют пресс-релизы, содержащие информацию о но­вых событиях; структурных изменениях в правительстве и администрации, связанных с образованием новых подразделений, сменой ру­ководящего состава и тому подобное; о публичных выступлениях в СМИ руководства администрации. Ежедневно сотрудники готовят пресс-релизы для газет и журналов, радио, телевидения и с помощью средств электронной и факсимильной связи рассылают их в инфор­мационные агентства, средства массовой информации;

ú Встречи с журналистами. Это одна из форм внешней и внутренней жизни пресс-службы. Встречи проходят регулярно в рамках повседневной деятельности. Работа с журналистами ведется как руководством пресс-служб, так и другими специалистами этих структурных подразделения органов государственной власти;

ú Организация «круглых столов» — одну из форм совместного обсуждения идей, проблем, ситуаций, имеющих значение для широких кру­гов общественности;

ú Пресс-конференции. Может возникнуть необходимость в выяснении спорных вопросов с общественностью и привлечении ее внимания к решению какой-либо проблемы. В этом случае используют пресс-кон­ференцию с приглашением представителей средств массовой инфор­мации. Приглашение рассылается во все СМИ или избирательно;

ú Брифинги. Брифинг представляет собой непродолжительную инструктивную встречу руководства администрации с журналистами с приглашением других представителей органов государственной вла­сти. Сообщение на брифинге носит односторонний оповещающий ха­рактер с иллюстрацией конкретных фактов. Это та же пресс-конференция, но без комментариев. Брифинги, как правило, организуются в случаях чрезвычайных происшествий, общественных скандалов, чтобы дать объяснения происшедшему, его причинам, предотвратить возможные ошибки и преувеличения по этому поводу;

ú Организация регулярных выступлений руководящего состава в средствах массовой информации. Как правило, в государственные служ­бы по связям с общественностью из российских и зарубежных СМИ поступает большое количество просьб об интервью. Разумеется, все их удовлетворить невозможно, но необходимо стараться сделать так, чтобы ни одна просьба, ни одно предложение не остались без вни­мания;

ú Информационный обмен. Одна из главных задач работы пресс-служ­бы — превратить СМИ в естественного союзника. Пресс-служба стро­ит свою работу со средствами массовой информации в режиме диа­лога, сотрудничества, взаимной ответственности. Соглашения могут быть документально подтвержденными или носить неформальный ха­рактер устных договоренностей, но, тем не менее, соблюдаться в лю­бом случае. Соблюдение этого принципа значительно повышает дей­ственность, результативность ее влияния на общественное мнение.

Одним из принципов работы со средствами массовой информации является гибкость и адаптивность к ситуации. Поскольку государственные службы по связям с общественностью, как правило, имеют широкую известность, необходим медиа-план и комплексная программа PR-сопровождения.

Формируя отношения со средствами массовой информации, служба должна выработать общую политику этих отношений. С одной стороны, она должна определить правила предоставления информации для СМИ, а с другой — правила сбора и анализа информации, уже выпущенной СМИ для общественности. Специалисты данного подразделения постоянно следят за сообщениями в печати, радио и на телевидении, ежедневно готовят обзоры прессы для руководства администрации, дают оценку результатам обрат­ной связи с целевыми аудиториями, отвечают на вопросы, жалобы и вы­ступления, выступают с опровержениями.

В качестве конкретного примера могут быть рассмотрены функции, которые выполняет Пресс-служба Губернатора и Правительства Ульяновской области, в том числе:

ú организация взаимодействия с российскими и иностранными средствами массовой информации для полного и объективного освещения деятельности губернатора и администрации;

ú организация брифингов, пресс-конференций по вопросам деятельности Губернатора и его администрации, аппарата Правительства области;

ú организация оперативного информирования руководства пресс-службы о позиции средств массовой информации, об откликах в прессе, на радио и телевидении о деятельности губернатора и администрации;

ú организация взаимодействия с пресс-службами администрации Президента Российской Федерации, Правительства РФ, федеральных органов государственной власти;

ú проводение организационной работы по информированию СМИ;

ú организация и информационное освещение мероприятий, проводимых с участием Губернатора, визитов официальных делегаций;

ú осуществление взаимодействия и поддержки творческих контактов с представителями СМИ;

ú осуществление взаимодействия с общественными организациями и органами государственной власти;

ú осуществление взаимодействия со специалистами структурных подразделений администрации области;

ú осуществление информационной поддержки портала администрации области в Интернете.

Кроме того, в обязанности пресс-центра входит проведение аккредитации журналистов при администрации области и статистический учет (частота посещения журналистами пресс-конференций, брифингов и т. д.).

Большую роль в работе со СМИ имеет наличие оборудованного пресс-центра — помещения, в котором созданы условия и рабочие места для журналистов. Пресс-центр в Управлении информации администрации г.Санкт- Петербурга оборудован по принци­пу пресс-рума в информационных агентствах — с символикой пресс-служ­бы губернатора, с соответствующим расположением посадочных мест и мест для установки видеокамер. Журналисты по окончании брифинга или пресс-конференции имеют возможность воспользоваться всеми видами переда­чи информации: компьютером, Интернетом, электронной почтой, факсом, телефоном. Кроме того, здесь есть монтажная комната, где можно смонтировать сюжет или переписать дополнительный материал, предоставляемый пресс-службой. Такие условия способствуют оперативности передачи информа­ции. Здесь же журналисты могут отдохнуть, выпить чаю, просто пообщать­ся. Сотрудники пресс-службы активно используют такие моменты для зна­комства с журналистами с целью последующего взаимодействия.

Кроме этого, в пресс- центре усовершенствована видео-студия и монтажная, что позволяет выпускать собственную продукцию. Это способствует оперативности и независимости от съемочных бригад телеканалов в распространении за­явлений, опровержений. В г.Ульяновске подобных условий пока нет.

Важным направлением деятельности пресс-службы с момента ее образования стала внутрикорпоративная работа: координация и распределение информационных потоков внутри органов исполнительной власти, анализ психологического климата в коллективе и выработка на его основе рекомендаций для руководителей.

Коммуникационная политика разрабатывается на основе анализа информационного рынка. Акцент делается на том, что информационные ма­териалы для прессы всегда должны быть составлены так, чтобы они не ос­тались незамеченными. Нужно побудить журналиста написать интересный материал о том, чем занимается администрация города. Подготовка инфор­мации такого уровня требует мастерства и опыта не только от журналистов, но и от сотрудников управления. Специалист по связям с общественностью должен предоставлять СМИ точку зрения организации в той форме, в кото­рой она может быть представлена общественности.

Сотрудники пресс-службы выявляют и устраняют фактические, смысловые, логические и стилистические ошибки (наиболее частые стилистические ошибки - вкрапления разговорной лексики, злоупотребление речевыми штампами и т.д.). В процессе подготовки информационного сообщения осуществляется отбор фотоматериалов, предоставленных специалистами сектора телевиде­ния и фоторабот. Наконец, информация проходит вычитку для выявления и устранения оставшихся ошибок и опечаток, унификации однотипных элементов, после чего сотрудники сектора по работе в сети Интернет отправляют материал в виде новостной ленты в большинство СМИ.

В г.Санкт-Петербурге своеобразным и постоянно действующим носителем информации стал официальный «Бюллетень администрации Санкт-Петербурга», издавае­мый пресс-службой губернатора. «Бюллетень администрации Санкт-Петер­бурга» выходит один раз в неделю и распространяется по подписке, как в печатном, так и в электронном виде. Тираж печатного варианта - 700 эк­земпляров, тираж электронного варианта - 400 экземпляров. Основные подписчики — редакции средств массовой информации и общественные объединения.

В «Бюллетене» в полном объеме публикуются нормативные акты, имеющие непосредственное отношение к деятельности администрации, постановления и распоряжения губернатора, положения и инструкции, разработанные администрацией по направлениям ее деятельности. В «Бюллетене» отража­ются значимые кадровые перестановки в аппарате и в территориальных управлениях, даются исторические справки по различным вопросам, а так­же отражается повседневная деятельность управления информации (пуб­ликуются анонсы мероприятий с участием губернатора на предстоящую неделю, пресс-релизы и отчеты органов власти).

Редактор бюллетеня осуществляет сбор и редактирование информации для публикации в «Информационном бюллетене администрации Санкт-Петербурга», производит электронную верстку «Бюллетеня» и ее доставку в типографию, оказывает консультационную и методическую помощь пресс-секретарям отраслевых и территориальных органов администрации Санкт-Петербурга в подготовке информационных материалов для «Бюллетеня».

Выпуск «Бюллетеня...» позволяет обеспечить координирующую роль пресс-службы по основным направлениям ее деятельности, укрепить взаимодействие центральных и территориальных органов власти, создать систему правовой информации в части функционирования этих ведомств, сократить сроки получения заинтересованными лицами такой информации.

В пресс-службе Губернатора г.Санкт-Петербурга большую нагрузку несет сектор телевидения и фоторабот. В его задачи входит предоставление гражданам визуаль­ной информации. Дело в том, что визуальная информация легче восприни­мается людьми, которые не разбираются в политических проблемах. Для них визуальная информация является одной из самых главных.

Для реализации поставленной задачи специалисты сектора обязаны:

ú производить и обеспечивать фото- и видео-съемку Губернатора г.Санкт-Петербурга на официальных мероприятиях;

ú вести архив видеосъемок, связанных с деятельностью Губернатора г.Санкт-Петербурга;

ú производить и обеспечивать иную фотосъемку и видеосъемку по ука­занию начальника управления;

ú создавать и подготавливать к распространению фотоматериалы и ви­деоматериалы, добиваться их высокого качества;

ú обеспечивать выполнение заявок подразделений управления, а так­же СМИ, касающихся предоставления необходимых фотографий и видеоматериалов;

ú обеспечить ведение фото- и видео- архивов.

Таким образом, сотрудники сектора телевидения и фоторабот в основном обеспечивают протокольную съемку мероприятий с участием губерна­тора и сотрудников администрации для последующей передачи материалов на телевидение, в печатные СМИ и агентства и создания архивов.

Сами сотрудники отдела объясняют важность своей работы тем, что у горожан есть возможность получать визуальную информацию из первых рук(к сожалению, не все телеканалы доводят информацию, не искажая ее), а у СМИ — получать информацию бесплатно.

В современном обществе очень важным источником информирования населения является Интернет. В Управлении инфор­мации администрации г.Санкт-Петербурга и в Управлении по связям со СМИ администрации Ульяновской области создан сектор Интернет, который является самым мощным каналом исходящей информации о работе органов власти региона. В работе над «продуктом» сектора работают все без исключения сотрудники пресс-службы и подотчетные структуры, а портал администрации обеспечи­вает высокий уровень обратной связи власти города и его жителей.

Официальный портал администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru создан по распоряжению Губернатора г.Санкт-Петербурга в начале 2002 года. Ежедневно его посещают около тысячи пользователей, среди них - 20 % иностранцы, для которых разработана англоязычная версия портала.Этот проект поистине уникален среди представительств государственных органов власти в Интернете. На портале Администрации представлены все исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга.

Целями официального портала администрации Губернатора и Правительства Ульяновской области ( www.ulgov.ru.) являются:

ú участие в формировании единого информационного пространства Ульяновской области в сети Интернет;

ú реализация принципа открытости исполнительной власти Ульяновской области, обеспечение горожан и жителей области информационными ресурсами;

ú создание единого информационного поля для взаимодействия администрации с горожанами на благо города и области.

Основные задачи портала:

ú предоставление информации о структуре и деятельности Правитель­ства и исполнительных органов власти области;

ú осуществление обратной связи с жителями, учреждениями, организациями;

ú предоставление справочной информации жителям и гостям города и области;

ú формирование позитивного инвестиционного имиджа Ульяновской области и содействие установлению деловых связей между потенциальными партнерами города и государственной властью, промышленными предприятиями и организациями; представление информации о культурном, индустриальном, научном и туристичес­кого потенциале области.

В новостном разделе оперативно размещаются анонсы городских и областных мероприя­тий, информация о важных событиях.

В Администрации г.Санкт-Петербурга активно развивается интерактивная составляющая портала: уже сей­час любой посетитель может обратиться в структурное подразделение ад­министрации посредством заполнения специальной формы. Так, в февра­ле 2003 года стартовал проект «Диалог с властью». Это проект в рамках портала ставит целью реализацию принципа обратной связи. Вот что гово­рят сотрудники, которые разработали и поддерживают проект: «Мы хо­тим, чтобы был именно диалог населения с властью, чтобы посетители пор­тала, горожане, могли задать вопросы, поинтересоваться у тех людей, кто решает вопросы. То есть, чтобы не просто прочитали, спасибо сказали, а чтобы могли, задав вопросы, получить ответы». Выбор участников, как сказали сотрудники, — только по их доброй воле. Письма с предложениями были разосланы всем вице-губернаторам и пред­седателям комитетов. Откликнулись многие, предпочтение оказали сначала тем участникам, вопросы к которым наиболее интересовали горожан. В основном это вопросы образования, здравоохранения, молодежная политика, жилищные проблемы, социальная защита населения.

В рейтинге сайта Rambler портал администрации г.Санкт-Петербурга занимает пятое место — из 359 сайтов государственных структур. Ежедневно в электронном видерассылается до 20 сообщений ( в среднем 2 сообщения в час). Информационным сообщением могут быть анонсы предстоящих мероприятий, пресс-релизы, уточнения о переносах или отменах объявленных ранее мероприятий и тому подобное. Это означает, что сектор функционирует как маленькое информагентство.

В задачи сектора также входит:

ú поддержка и обновление базы электронных адресов аккредитован­ных при администрации Санкт-Петербурга СМИ;

ú проведение интернет-конференций и других PR-акций с целью фор­мирования положительного имиджа исполнительной власти г.Санкт-Петербурга;

ú проведение первичной работы с входящими обращениями горожан и общественных объединений, приходящих по электронной почте на адрес управления информации — пресс-службы губернатора.

В 2003 году на петербургском телевидении стартовал проект заседаний Правительства города в прямом эфире. Аналогов этому проекту в стране нет. Передача строится по принципу телемоста. Члены Правительства в прямом эфире отвечают не только на вопросы ведущих, но и на вопросы горожан, собравшихся у телекамер в заранее объявленных точках города. Продолжи­тельность программы колеблется от одного часа до двух, программа имеет огромный общественный резонанс и большой потенциал.

Подобные телепрограммы позволяют всесторонне освещать деятельность администрации и формировать, насколько это возможно, объектив­ное общественное мнение о работе, проводимой сотрудниками админист­рации, предупреждая отчужденность людей от власти, налаживая взаимо­действие и взаимопонимание между обществом и властью.

Анализ деятельности подразделения по связям с общественностью в администрации г.Санкт-Петербурга, показывает, что сочетание организационных усилий с продуманной информационной политикой позволяет сделать социально и экономически значимую информацию доступной для граждан в нужное время и на удобных для них условиях, поддерживая множествен­ность источников информации. Не случайно эффективность работы службы по связям с общественностью отмечена не только сторонними исследовательскими организациями, но и средствами массовой информации. Так, в рейтинге «Сто самых влиятель­ных пресс-служб России», представленном в «Российской газете», Управле­ние информации Губернатора Санкт-Петербурга занимает 39-е место, набрав 7,98 баллов и оставив позади две другие ветви государственной власти Санкт-Петербурга: Законодательное собрание (50-е место) и Уставный суд (52-е место), а также администрации всех остальных регионов Российской Федерации, а также и неко­торые московские государственные структуры. Учитывая, что первые трид­цать восемь строчек занимают пресс-службы Правительства РФ, мини­стерств РФ, Государственной Думы, полпредств, и т.д., 39-е место можно считать отличным результатом для региональной пресс-службы субъекта РФ.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.