ЭКСПЛУАТАЦИЯ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ
И ТЕХНИКИ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Эксплуатация бронетанкового вооружения и техники (БТВТ)— комплекс мероприятий по использованию боевых машин, их техническому обслуживанию, хранению и транспортированию. Эксплуатация организуется командиром воинской части, заместителем командира воинской части по вооружению и осуществляется личным составом экипажей, расчетов, эксплуатирующих машины с привлечением сил и средств технического обеспечения. Основной целью эксплуатации БТВТ в мирное и военное время является поддержание машин в постоянной готовности к боевому применению, обеспечение мероприятий боевой подготовки. В целях поддержания БТВТ в исправном состоянии в воинской части выполняются организационные и технические мероприятия. К организационным мероприятиям относятся: освежение машин; освежение шлемофонов, укрывочных брезентов, тентов, гусеничных лент, автошин, горючего, масел, смазок и специальных жидкостей в системах и агрегатах машин по истечении их гарантийных сроков службы; проведение парковых недель (дней) и парково-хозяйственных дней; организация и проведение смотров БТВТ и осмотров учебно-боевых машин; принятие мер к устранению выявленных недостатков; проведение занятий по выполнению личным составом работ и тренировок по приведению машин в готовность к использованию по назначению (боевому применению); отработка нормативов по технической подготовке; проведение военно-технических конференций и сборов. К техническим мероприятиям относятся: своевременное, полное и качественное проведение технического обслуживания и качественная постановка машин на хранение; обеспечение работоспособности машин путем своевременного проведения объектах боевой и строевой групп регламентированного технического обслуживания и текущего ремонта; ведение рекламационной работы; поддержание в работоспособном состоянии паркового оборудования и средств, обеспечивающих сокращение сроков приведения машин в готовность к использованию по назначению (боевому применению), Эксплуатация БТВТ в мирное время организуется и проводится в соответствии с планами эксплуатации и выхода в ремонт БТВТ, которые согласовываются с планами боевой подготовки воинской части. В военное время порядок эксплуатации машин определяется командиром воинской части в соответствии с выполняемой боевой задачей, условиями боевой обстановки и указаниями старших начальников. Все штатные машины воинских частей должны иметь присвоенные им номера согласно строевому расчету, номерные и опознавательные знаки. Эксплуатация машин, не имеющих номеров, номерных и опознавательных знаков, запрещается. Опознавательные знаки и закрепленные номера на боевые машины пехоты и бронетранспортеры наносятся в соответствии с требованиями Боевого устава Сухопутных войск. Эксплуатация БТВТ в мирное и военное время организуется с учетом следующих основных принципов: применение (использование по назначению) машин осуществляется исходя из их предназначения, выполняемых войсками задач и условий ведения боевых действий; техническое обслуживание машин проводится непосредственно в боевых порядках войск без вывода в тыл, с выполнением в первую очередь работ, восстанавливающих их боеготовность; обслуживание вооружения и техники проводится в полном объеме, предусмотренном соответствующими техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации (ТО и ИЭ) без сокращения перечня работ; работы по техническому обслуживанию машин проводятся силами экипажей (расчетов, водителей) с привлечением сил и средств технического обеспечения воинской части и подразделения; в мирное время обслуживаемые машины, как правило, подаются к средствам обслуживания, в военное время средства обслуживания — к обслуживаемым машинам; все мероприятия по поддержанию БТВТ в исправном состоянии и обеспечению надежной работы машин проводятся с учетом сохранения требуемой боеготовности (две трети машин подразделения должны быть готовы в процессе выполнения работ технического обслуживания к немедленному боевому применению) и соблюдения требований безопасности. ОБЯЗАННОСТИ ЭКИПАЖА ПО СОДЕРЖАНИЮ МАШИНЫ В БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ Все члены экипажа машины обязаны выполнять указания старших начальников и требования нормативно-технической документации. Командир отделения (машины)несет полную ответственность за техническое состояние и боевую готовность закрепленной за ним машины. Он обязан: постоянно поддерживать боевую готовность машины; в совершенстве знать материальную часть закрепленной за ним машины, правила ее использования, технического обслуживания, хранения и транспортирования, уметь использовать в соответствии с нормативно-технической документацией и техническими возможностями; уметь водить машину в различных условиях; знать обязанности всех членов экипажа и требовать беспрекословного их выполнения; принимать меры к пополнению боекомплекта, дозаправке эксплуатационными материалами и проведению необходимого технического обслуживания и ремонта; систематически проверять исправность вооружения, прицела, стабилизатора вооружения (приводов наведения), приборов наблюдения и средств связи; следить за содержанием в исправности и комплектности ЗИП машины и возимого табельного имущества; руководить экипажем (отделением) при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту машины; добиваться безаварийной эксплуатации машины, экономии горючего и смазочных материалов (при повреждении машины принимать меры к быстрейшему возвращению ее в строй); докладывать командиру взвода о состоянии машины, израсходованных моторесурсах, боеприпасах, горючем и смазочных материалах, а также о предметах ЗИП; следить за соблюдением членами экипажа требований безопасности при проведении занятий на машине, выполнении работ по ее обслуживанию и ремонту; вести положенную индивидуальную документацию машины. Механик-водитель (водитель)отвечает за техническое состояние и постоянную готовность машины к движению. Он обязан: в совершенстве знать устройство, технические возможности и правила использования машины; содержать машину в полной технической исправности и постоянной готовности к движению; уметь устранять неисправности в соответствии с нормативно-технической документацией; уметь водить машину в различных условиях, в том числе с использованием навесного оборудования и буксирования; применять различные способы самовытаскивания при застревании машины; знать сроки и объем работ по техническому обслуживанию, уметь практически выпол- нять в установленные нормативы времени все виды технического обслуживания, текущий ремонт, дезактивацию и дегазацию машины; содержать в исправности и комплектности ЗИП; знать нормы расхода и порядка применения горючего и смазочных материалов, добиваться их экономии; перед каждым выходом проверять техническое состояние машины, заправку эксплуатационными материалами, знать их наличие. Наводчик-оператор (наводчик пулемета)отвечает за состояние и постоянную готовность к использованию всего вооружения машины. Он обязан: в совершенстве знать вооружение машины, содержать его в боевой готовности; проверять исправность вооружения, прицела, стабилизатора вооружения, приборов наблюдения и средств связи; уметь устранять неисправности в соответствии с нормативно-технической документацией; уметь вести меткий огонь из вооружения машины с полным использованием технических возможностей машины, производить выверку прицельных приспособлений и приводить вооружение к нормальному бою; знать сроки и объем работ по техническому обслуживанию системы управления огнем; уметь практически выполнять в установленные нормативы времени все виды технического обслуживания и текущий ремонт; знать количество имеющихся боеприпасов, уметь осматривать их, готовить к стрельбе и укладывать их; перед каждым выходом проверять техническое состояние вооружения, заправку эксплуатационными материалами, знать их наличие. Остальной личный составотделения (десант БМП, БТР) обязан участвовать в проведении технического обслуживания машины. Как правило, он производит чистку и мойку ходовой части и корпуса машины, выполняет работы по обслуживанию десантного отделения. Весь личный состав отделения должен соблюдать требования безопасности при использовании, ремонте, эвакуации и транспортировании машины. ВВОД БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ Ввод в эксплуатацию включает приемку воинской частью (подразделением) объектов бронетанкового вооружения и техники, поступивших после изготовления или ремонта (передачи другой воинской частью) в соответствии с установленными требованиями, и закрепление каждой машины за подразделениями и экипажами (расчетами), механиками-водителями (водителями). О вводе вооружения и техники в эксплуатацию объявляется в приказе командира воинской части, в котором указываются: мар- ки машин, заводской номер, подразделение, в которое они предназначаются; присваиваемый номер согласно строевому расчету; фамилии членов экипажа (расчета), водителей (механиков-водителей) или других лиц, за которыми закрепляются образцы, группа эксплуатации, остаток годового лимита расхода ресурса на календарный год, запас ресурса до очередного среднего или капитального ремонта на день ввода в строй. Номер и дата приказа, фамилии членов экипажа (расчета), водителя (механика-водителя) или других лиц, за которыми закреплены машины, заносятся в формуляры (паспорта) машин. При поступлении в часть новых образцов БТВТ или образцов других марок с личным составом подразделений проводятся сборы, в конце которых у личного состава принимаются зачеты. Водители (механики-водители) при получении новых (других марок) машин проходят переподготовку. Машины к вводу в строй готовятся экипажами (расчетами) под руководством командиров взводов и заместителей командиров рот по вооружению. При этом проверяется техническое состояние, укомплектованность машины и устраняются все обнаруженные отказы и повреждения. Торжественное вручение машин личному составу осуществляется лично командиром воинской части перед строем части с выносом Боевого Знамени. При торжественном вручении зачитывается приказ о вводе машин в строй. Командир воинской части принимает доклады командиров экипажей (водителей) о принятии машин и вручает им формуляры. Личный состав расписывается в формулярах и с этого момента несет личную ответственность за закрепленные машины. В случае невозможности проведения торжественного вручения или при вводе в эксплуатацию небольшого количества вооружения и техники их вручение может производиться командиром батальона (дивизиона) или роты (батареи) перед строем подразделения. Использование машин до ввода их в строй запрещается. Ксамостоятельной работе на машине допускаются военнослужащие, прошедшие установленный курс подготовки (доподготов-ки, переподготовки), имеющие удостоверение установленной формы и закрепленные за образцами приказом по воинской части. При перемещении механиков-водителей на машины других марок с ними проводятся переподготовка и прием экзаменов по особенностям устройства, технического обслуживания, вождения машин этих марок, о чем делается отметка в удостоверении механика-водителя и в военном билете. Экипаж, как правило, должен весь срок службы проходить на одной машине. Необоснованные и не вызванные крайней необходимостью перемещения экипажа с одной машины на другую запрещаются.Смена экипажа машины, а также замена отдельных членов экипажа отдается приказом по воинской части. Экипажу нового состава машина вручается командиром роты перед строем подразделения. Передача машины производится под руководством командира взвода. Принимающий командир экипажа докладывает командиру взвода о приеме машины, экипаж расписывается в формуляре. Бронетанковое вооружение подразделяется на группы боевых и учебно-боевых машин, а бронетанковая техника — на группы строевых и учебно-строевых машин. ПОДГОТОВКА БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ Приведение БТВТ в готовность к использованию по назначению (боевому применению) — это этап их эксплуатации, включающий комплекс установленных в нормативно-технической документации работ по приведению машины в работоспособное (исправное) состояние. Машины учебно-боевой, учебно-строевой групп эксплуатации содержатся в таком состоянии, которое обеспечивает их приведение в готовность к использованию по назначению (боевому применению) силами экипажей (расчетов, водителей) с привлечением ремонтных подразделений и воинских частей в срок, установленный планами боевой готовности части. Как правило, объем работ по приведению БТВТ в готовность к использованию по назначению (боевому применению) выполняется в парке. Содержание работ по приведению БТВТ в готовность к использованию по назначению (боевому применению) включает: расконсервацию машины; проведение контрольного осмотра, подготовку к запуску, запуск и прогрев двигателя и агрегатов трансмиссии до температур, обеспечивающих возможность ее движения; проверку работоспособности (исправности) вооружения, средств связи, систем противопожарного оборудования, коллективной защиты и других конструктивных групп. При подготовке к использованию машин учебно-боевой группы эксплуатации, как правило, проводятся дополнительные работы по увеличению запаса ресурса. Работы по подготовке машин к использованию по назначению в воинских частях постоянной готовности выполняются экипажами (расчетами) с привлечением специалистов ремонтно-восстановительных органов с использованием оборудования подвижных средств технического обслуживания и ремонта. В воинских частях сокращенного состава и на базах хранения подготовительные работы выполняются бригадами механиков-водителей с участием офицерского состава, с привлечением специалистов ремонт- но-восстановительных органов и использованием оборудования подвижных средств технического обслуживания и ремонта. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ Использование (боевое применение) включает нормированное применение БТВТпо назначению с соблюдением установленных режимов и с обеспечением параметров, указанных в нормативно-эксплуатационной документации. Использование БТВТв боевых условиях осуществляется в соответствии с решением командира подразделения на бой с соблюдением технических норм и правил, а также требований безопасности. Использование БТВТ вмирное время осуществляется в соответствии с годовыми и месячными планами эксплуатации и выхода в ремонт БТВТ. Годовые нормы расхода моторесурса БТВТустанавливаются приказами по ведомству, к которому относится подразделение, часть. Во время боевых действий (при выполнении миротворческих задач, проведении специальных операций) моторесурсы расходуются по потребности, исходя из объема решаемых задач. Учет расхода моторесурса машин ведется в подразделении в «Книге учета работы машин, расхода горючего и масел» на основании оформленных путевых листов. Итоговые сведения о наработке машин ежемесячно переносятся в формуляры машин. Ежедневное использование БТВТосуществляется по наряду на использование машин. Основанием для составления наряда являются месячный план эксплуатации и выхода в ремонт, заявки командиров подразделений и начальников служб, а также распоряжения командира воинской части на внеплановый выход машин. Наряд составляется накануне дня выхода машин в эксплуатацию, подписывается заместителем командира воинской части по вооружению, утверждается командиром воинской части и передается дежурному по парку. Утвержденный командиром воинской части наряд является основанием для выписки путевых листов. В конце рабочего дня наряд возвращается в техническую часть на хранение. В частях постоянной готовности машины боевой группы эксплуатации используются для тактических (тактико-специальных) учений. Машины учебно-боевой группы эксплуатации используются для проведения тактических учений, занятий по боевой подготовке с личным составом подразделений. Запрещаетсяиспользовать неисправные и не прошедшие очередной вид технического обслуживания машины всех групп эксплуатации. Во всех частях запрещаетсяиспользовать строевые и учебно-строевые машины на хозяйственных и других работах, не связанных с обслуживанием, ремонтом и эвакуацией техники и подготовкой специалистов по ремонту и обслуживанию машин. Для обеспечения плановой боевой подготовки войск на каждую машину по группам эксплуатации устанавливается годовая норма расхода моторесурса. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ Техническое обслуживание (ТО) включает комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности БТВТ при использовании (боевом применении) по назначению, хранении и транспортировании. Техническое обслуживание проводится при подготовке, в ходе и после использования (боевого применения), а также при подготовке, в ходе и после транспортирования и хранения. Система технического обслуживания БТВТ включает в себя единые виды контроля технического состояния и технического обслуживанияи является планово-предупредительной (по техническому состоянию) с периодическим контролем технического состояния и ремонтом по состоянию. Она включает в себя три подсистемы: подсистему технического обслуживания машин; подсистему контроля технического состояния машин; подсистему ремонта машин. Техническое обслуживание с периодическим контролемявляется обобщающим названием всех видов ТО, перед которыми выполняется контроль технического состояния, определяющий объем проводимого вида технического обслуживания. Виды ТО: при использовании по назначению— ежедневное техническое обслуживание (ЕТО), техническое обслуживание № 1 (ТО-1), техническое обслуживание № 2 (ТО-2), сезонное обслуживание (СО); при кратковременном хранении— техническое обслуживание № 1 при хранении (ТО-1х), СО, регламентное техническое обслуживание (РТО); при длительном хранении— ТО-1х, техническое обслуживание № 2 при хранении (ТО-2х), техническое обслуживание № 2 при хранении с переконсервацией и контрольным пробегом (ТО-2х ПКП), РТО (ТО-2х ПКП). Основными видами работ всех видов ТО являются: плановые операции (чистка, мойка, дозаправка горючим и смазочными материалами и т. д.); дополнительные операции, необходимость которых определяется результатами контроля технического состояния (КТС). Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО)предназначено для подготовки машин к дальнейшему использованию и устранения выявленных при контрольно-техническом осмотре (КТО) недостатков. Оно проводится после использования в соответствии с ТО и ИЭ и по результатам КТО силами экипажей, закрепленных за БТВТ,с использованием одиночных комплектов ЗИП и обору- дования элементов парка. Продолжительность ЕТО для БМП — 2,5-3 ч, для БТР - 6,2-6,3 ч. Техническое обслуживание № 1 (ТО-1) (ТО-1х)предназначено для поддержания машин в исправном и работоспособном состоянии. Проводится экипажами и специалистами подразделений технического обслуживания батальона с использованием одиночного и группового комплектов ЗИП и оборудования штатных подвижных средств ТО в соответствии с ТО и ИЭ (Руководством по хранению БТВТ) с учетом результатов КТО. Для БМП ТО-1х проводится через 2400—2500 км, для БТР-60ПБ — через 1000 км, для БТР-70 - через 2000 км. Техническое обслуживание № 2 (ТО-2) (ТО-2х)предназначено для поддержания машин в исправном и работоспособном состоянии. Проводится экипажами и специалистами технического обслуживания подразделения (воинской части) с использованием одиночного и группового комплектов ЗИП, оборудования пункта технического обслуживания и ремонта, подвижных средств технического обслуживания, ремонта и контрольно-проверочных машин в соответствии с ТО и ИЭ (Руководством по хранению БТВТ) по результатам технического диагностирования. Техническое обслуживание № 2 при хранении с переконсервацией и контрольным пробегом (ТО-2х ПКП), РТО (ТО-2х ПКП)предназначено для восстановления параметров машин в соответствии с техническими условиями и заключается в снятии машин с длительного хранения, контроле их технического состояния с проверкой функционирования всех систем в ходе движения, устранении выявленных отказов и повреждений, регулировке параметров систем в соответствии с требованиями технической документации и в последующей постановке на длительное хранение. Периодичность проведения номерных видов ТО определяется техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации каждой марки машин и по результатам КТО и технического диагностирования. Сезонное обслуживание (СО)предназначено для подготовки машин к зимнему или летнему периоду эксплуатации и проводится два раза в годпри использовании и кратковременном хранении. СО выполняется экипажами, специалистами ремонтных подразделений воинской части в соответствии с ТО и ИЭ, а также по результатам проведения КТО и технического диагностирования. Для подготовки личного состава к эксплуатации БТВТ в зимних (летних) условиях проводятся занятия (сборы), на которых изучаются порядок выполнения работ СО, требования безопасности при их проведении и обращении с ядовитыми техническими жидкостями, правила сезонной эксплуатации БТВТ, применяемые эксплуатационные материалы и нормы их расхода, способы и средства повышения проходимости и самовытаскивания машин, правила их применения. По их окончании от личного состава принимаются зачеты. О допуске личного состава к эксплуатации машин и готовности БТВТ к эксплуатации в зимнем (летнем) периоде объявляется в приказе командира воинской части. При СО дополнительно проводятся работы: замена топлива по сезону, перед зимой очистка котла подогревателя, включение его в систему и проверка работоспособности, переустановка на БМП очистителей направляющих колес (3—5 мм), замена охлаждающей жидкости по сезону; открытие (закрытие летом) заслонки забора воздуха и проверка радиатора, брезента и утеплительного коврика. Регламентированное техническое обслуживание (РТО)осуществляется в целях обеспечения работоспособности (исправности) вооружения и техники с ограниченной наработкой. Оно должно обеспечить частичное восстановление ресурса образца БТВТ заменой ненадежных деталей, проведением регулировочных, настроечных работ. При содержании объектов БТВТ на длительном хранении работы РТО обязательно совмещаются с ТО-2х ПКП. РТО осуществляет личный состав подразделений, подразделений технического обслуживания и ремонта, хранения в соответствии с инструкциями по проведению РТО машин с учетом результатов технического диагностирования. При проведении ТО машин не допускается увеличение установленной для вооружения и техники периодичности видов ТО; сокращение количества операций или объема работ, предусмотренных видом ТО, а также времени, отведенного на их проведение. При возвращении машин в парк работы по ТО выполняются в следующем порядке: предварительная очистка — на посту предварительной очистки; заправка горючим и маслом — на пункте заправки; чистка и мойка — на пункте чистки и мойки; остальные работы по КТО, обслуживанию машин — на пункте (площадках) ЕТО. При проведении ТО устраняются все выявленные недостатки. Недостатки, выявленные должностными лицами при осмотрах техники, записываются в Карточку учета недостатков технического состояния машины, которая как рабочий документ экипажа хранится на машине в течение года. При обслуживании машин применяются индивидуальные и групповые средства технического обслуживания. К индивидуальным средствам ТО относятся инструмент и принадлежности, входящие в комплект ЗИП машины. Групповые средства ТО могут быть подвижными и стационарными. К подвижным средствам ТО относятся: машины ТО, машины технической помощи, контрольно-проверочные машины, стаци- онарная контрольно-проверочная аппаратура, а также оборудование подвижных ремонтных мастерских; технологические источники питания; стандартные электро- и радиоизмерительные приборы; компрессорные установки и моечные машины; автоцистерны, топливозаправщики, зарядные станции. К стационарным средствам ТО относятся: пункты предварительной очистки, пункты заправки, пункты чистки и мойки, пункты ЕТО, пункты ТО и ремонта. Поступающие для машин горючее, смазочные материалы, охлаждающие и специальные жидкости должны соответствовать требованиям государственных стандартов и применяться в соответствии с требованиями эксплуатационной документации. В условиях боевых действий проводятся следующие виды ТО БТВТ: контрольный осмотр (КО); ЕТО; ТО-1; ТО-2; сезонное обслуживание (СО). Вид проведенного ТО и расход моторесурса, то есть пробег машин после него, определяются по записям, сделанным в формулярах. Командиры подразделений и их заместители по вооружению должны вести ежедневный учет работы всех машин подразделений. Для поддержания БТВТ в состоянии постоянной готовности к боевому применению для каждого вида ТО в соответствии с нормативно-технической документацией машин устанавливаются перечни операций, последовательность и технология их выполнения, а также время их проведения. Если условия обстановки не позволяют провести ТО в полном объеме, то в первую очередь выполняются операции, без которых машины не могут быть использованы по назначению. ЕТО предназначено для подготовки машин к дальнейшему использованию и проводится при подготовке к бою (маршу) после выполнения боевых задач, в перерывах между боями, после суточного перехода на марше или после выполнения других задач. Технические обслуживания № 1 и № 2 осуществляются для поддержания БТВТ в исправном (работоспособном) состоянии, обеспечения надежного их использования, снижения интенсивности износа и предупреждения вероятных отказов. При подготовке машин к использованию перед выполнением боевых задач, к сезонной эксплуатации, хранению и их продолжительному транспортированию эти виды ТО могут проводиться независимо от предыдущей наработки. СО осуществляется для подготовки БТВТ к использованию в зимних (летних) условиях эксплуатации. При СО выполняются работы, обусловленные особенностями физико-географических и климатических условий, и работы, определенные для каждой машины ее нормативно-технической (эксплуатационной) документацией. Для выполнения ТО-1, ТО-2 СО привлекаются силы и средства подразделений ТО и ремонта соединения (воинской части). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|