Здавалка
Главная | Обратная связь

ПО ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ



Подготовка тактико-строевых занятий.Тактико-строевые занятия играют важнейшую роль в тактической выучке отделения и требуют от его командира больших теоретических знаний, высокого методического мастерства и особой ответственности за подготовку занятий.

В ходе боевой учебы выработана такая последовательность подготов­ки занятий: личная подготовка командира отделения; уяснение исход­ных данных; рекогносцировка и разработка плана проведения занятия; подготовка личного состава отделения, материальной части и учебной материально-технической базы.

Подготовка командира отделения к проведению занятия осуществля­ется на показных и инструкторско-методических занятиях, инструкта­жах, но основным методом остается самостоятельная подготовка.

Готовясь к занятию, сержант под руководством командира взвода уясняет изложенные в расписании занятий роты исходные данные: тему и учебные вопросы, отрабатываемые нормативы и время, а также расход моторесурсов и имитационных средств. Затем он изучает соответствую­щие разделы и статьи Боевого устава по подготовке и ведению общевой­скового боя, часть 3 (взвод, отделение, танк), положения Методики так­тической подготовки мотострелкового отделения и взвода, Сборника нормативов по боевой подготовке.

Уясняя содержание того или иного учебного вопроса, командир отде­ления уточняет, какие приемы и способы действий будут отрабатываться на занятии и в какой последовательности.

Отделение вобороне

На тактико-строевых занятиях по теме «Отделение в обороне» обыч­но отрабатываются следующие приемы и способы действий: занятие и оборудование боевой позиции; приемы зашиты БМП (БТР) от высоко­точного оружия противника; устройство заграждений; действия отделе­ния при нанесении противником ядерного удара и во время огневой под­готовки; отражение атаки пехоты и танков противника; смена позиции и др.

Тактико-строевые занятия по отработке таких учебных вопросов, как занятие указанной позиции, действия отделения при применении про­тивником ядерного оружия и с началом огневой подготовки, отражение атаки противника, командиру отделения целесообразно проводить в та­кой последовательности.

Занятие указанной боевой позиции. Объявив учебный во­прос и порядок его отработки по элементам, которыми могут быть выбор огневых позиций (мест для стрельбы), занятие боевой позиции отделе­нием, командир отделения кратко напоминает солдатам, каким требова­ниям должны отвечать огневая позиция или место для стрельбы. Затем он указывает направление наступления противника и участок местности (примерный рубеж), где должны находиться огневые позиции БМП, пу-


лемета, гранатомета, места для стрельбы из автоматов, и приказывает за­нять позицию. Например: «Наступление противника ожидается в на­правлении курган, вые. «Плоская». Отделению поставлена задача оборонять боевую позицию сухое дерево, камень. Огневые позиции и места для стрельбы выбрать самостоятельно. Отделение, в направлении кургана — К БОЮ».

После выбора и занятия солдатами позиций командир отделения проверяет, как они укрыты от огня противника и замаскированы от его наблюдения, обеспечивают ли наблюдение за противником и ведение прицельного огня по нему на различных дальностях.

Оценив выбор огневых позиций (мест для стрельбы) каждым солда­том, командир отделения выстраивает отделение и показывает, какая по­зиция выбрана наиболее удачно. Для убедительности приказывает по­очередно занять ее и изготовиться для стрельбы, указывает на недостат­ки выбранных позиций и приказывает выбрать огневые позиции на но­вом рубеже. Так, повторив несколько раз и убедившись, что солдаты твердо усвоили требования к огневым позициям и научились быстро и правильно выбирать их, командир отделения выводит отделение в исход­ное положение и приступает к отработке второго элемента.

Для отработки второго элемента — занятия боевой позиции отделе­нием командир отделения ставит задачу примерно следующего содержа­ния: «Ориентиры: первый — отдельное дерево, второй — два пня, третий (основной) — роща «Березовая».

Огневые средства противника обнаружены: ориентир первый, влево 20 — пулемет; ориентир третий, ближе 200 — БТР в окопе.

Отделение обороняет боевую позицию яма, кусты с задачей не допус­тить прорыва танков и пехоты противника в направлении ор. 3, Дачное. Полоса огня: справа — яма, ор. 1, слева — кусты, ор. 2. Дополнительный сектор обстрела — кусты, сарай.

Справа обороняется 1 мсо, слева — 3 мсо. Огневые позиции занять: БМП — в отдельных кустах, секторы обстрела: основной — перекресток дорог, сарай, дополнительный — сарай, ор. 2; рядовому Дроздову (пуле­метчику) — у камня, секторы обстрела: основной — кусты, ор. 2, допол­нительный — ор. 2, группа деревьев; рядовому Ахметову (гранатометчи­ку) — у дороги, секторы обстрела: основной — ор. 1, кусты, дополнительный — ор. 2, группа деревьев; рядовым Дукову, Иванову, Попову (автоматчикам) (указывает на местности для каждого места для стрельбы и секторы стрельбы)».

После этого командир отделения приступает к практической отработ­ке действий личного состава по занятию боевой позиции отделением. Он учит личный состав скрытному выдвижению и занятию своей позиции в зависимости от огня противника и рельефа местности различными спо­собами (перебежками по одному, по два, всем отделением или перепол­занием), подавая для этого команды, например: «Отделение, на сухое де­рево, на рубеж яма, кусты, перебежкой (ползком), справа (справа и слева) по одному — ВПЕРЕД»; постоянному наблюдению за противни­ком, выбору места для передышки после передвижения на 20—40 шагов и немедленной изготовке для ведения огня в установленном секторе. В ходе выдвижения и занятия позиции мотострелками БМП поддерживает их огнем с места. С занятием позиции мотострелками БМП, применяясь к местности, быстро занимает свою огневую позицию. Отработка этого элемента первоначально может осуществляться с выдвижением личного


состава для занятия позиции на расстояние 100—150 м. Убедившись в правильном понимании обучаемыми порядка действий при занятии по­зиций, командир отделения может осуществлять скрытное выдвижение отделения на расстояние 300—400 м. Причем вначале (с учетом местнос­ти) оно может производиться перебежкой всего отделения, затем по од­ному (по два) и заканчиваться переползанием.

В целях более интенсивной отработки действий при занятии боевой позиции тренировка проводится и при движении в обратном направле­нии. Для этого командир отделения создает новую тактическую обста­новку и доводит ее до подчиненных.

Добившись четких и правильных действий от обучаемых, командир отделения проводит разбор и приступает к отработке второго вопроса.

Действия при применении противником ядерного оружия и с началом огневой п о д г о т о в к и. Отработку этого вопроса целесообразно проводить на участке местности, оборудованном в инженерном отношении, имеющем траншеи, окопы, щели, блиндажи (убежища), по следующим элементам: действия личного состава при на­несении противником ядерного удара; действия личного состава с нача­лом огневой подготовки.

Для обучения действиям по первому элементу командир отделения до­водит до личного состава сигнал оповещения, разъясняет и, если нужно, показывает порядок его действий по нему. Затем он дает команду на за­нятие позиции, назначает наблюдателя и дежурное огневое средство. После того как личный состав отделения займет свои места и изготовит­ся к бою, командир отделения подает сигнал оповещения о химическом и биологическом заражении, по которому личный состав быстро надева­ет противогазы и другие средства защиты. Командир отделения, прове­рив правильность надевания средств защиты и убедившись в правильно­сти действий по сигналу оповещения, приступает к обучению личного состава действиям по вспышке ядерного взрыва. Для этого он подает го­лосом команду: «Вспышка справа (слева)». При этом он тренирует лич­ный состав в правильных действиях при нахождении в БМП (БТР) вбли­зи фортификационных сооружений и при нахождении на открытой местности. После прохождения ударной волны обучаемые изготавлива­ются для отражения атаки противника. Первоначально отработка эле­мента производится в замедленном темпе и основное внимание обраща­ется на правильность надевания средств защиты и занятия укрытия. В последующей тренировке командир отделения, требуя ускорения дейст­вий, добивается четкого и слаженного выполнения каждым солдатом со­ответствующего норматива по защите от оружия массового поражения противника.

Для отработки второго элемента командир отделения разъясняет по­рядок действий личного состава отделения с началом огневой подготов­ки противника, назначает наблюдателя и ставит ему задачу. Затем ими­тирует подрывом взрыв-пакета артиллерийский налет противника и подает команду: «Отделение — В УКРЫТИЕ». Наблюдая за действиями обучаемых, он учит наблюдателя оставаться на позиции и наблюдать за действиями противника, а остальной личный состав — укрываться в пе­рекрытой щели, блиндаже (убежище) или в БМП в готовности быстро занять свои места на позиции. Как только солдаты укроются в перекры­той щели, блиндаже (убежище), командир отделения вызывает имита­цию (показ) целей и приказывает наблюдателю установленным сигналом


вызвать личный состав из укрытия, например: «Отделение — К БОЮ». По сигналу наблюдателя солдаты выбегают из перекрытой щели, блин­дажа (убежища) и занимают свои места для отражения атаки противни­ка. В ходе последующей тренировки обязанности наблюдателя выполня­ют другие солдаты.

Обучив отделение действиям по сигналу оповещения при примене­нии противником ядерного оружия и с началом огневой подготовки, командир отделения проводит разбор и приступает к отработке следую­щего учебного вопроса.

Отражение атаки п р о т и в н и к а. Обучение действиям по дан­ному учебному вопросу целесообразно разделить на следующие элемен­ты: действия личного состава с переходом противника в наступление и при уничтожении танков и пехоты противника перед передним краем; действия личного состава при выходе противника во фланг отделения.

Обучая действиям по первому элементу, командир отделения может кратко напомнить порядок действий наблюдателя, наводчика-оператора БМП и остальных солдат при переходе противника в атаку. Затем он ста­вит отделению задачу или только уточняет ее, если задача была поставле­на при отработке предыдущего учебного вопроса, и назначает наблюда­теля, после чего дает команду на занятие отделением боевой позиции и производит обозначение действий наступающего противника с дальнего рубежа (подает команду на показ целей № 1 — танк, № 2 — БТР), затем на более ближних дистанциях с таким расчетом, чтобы показывать по­следовательность передвижения противника к переднему краю, а лич­ный состав отделения научить последовательно в зависимости от рассто­яния готовить данные для стрельбы, поражать его различными видами оружия, в том числе и ручными гранатами.

Наблюдатель, заметив переход противника в атаку, докладывает командиру отделения и подает сигнал тревоги. Отделение немедленно изготавливается к бою. Командир отделения учит личный состав уничто­жению противника сначала огнем из вооружения БМП, затем огнем снайпера и пулеметов, а по мере подхода противника к переднему краю — изо всех видов оружия; выбору цели и установке прицельных приспособлений, самостоятельному уничтожению противника в зависи­мости от дальности до целей и направления их движения; сосредоточе­нию огня по наиболее важным целям или участкам.

С подходом пехоты противника к позиции на расстояние 30—40 м (противник обозначается показом мишеней) командир отделения подает команду: «Подготовить гранаты» и учит личный состав метать гранаты в цель и уничтожать противника огнем в упор.

Контроль за действиями подчиненных по поражению целей коман­дир отделения осуществляет с помощью ортоскопов, прицельных уста­новок и других приборов контроля. Если обучаемый правильно опреде­лил прицельные установки и навел оружие в цель, она считается пораженной (цель убирается или останавливается). Танк считается пора­женным, если граната попала в мишень. Так, постоянно наращивая об­становку и меняя варианты показа целей, командир отделения добивает­ся от личного состава непрерывного ведения наблюдения за полем боя, четкого доклада об обнаруженных целях, умения самостоятельно выби­рать цели и определять исходные данные для стрельбы, переносить огонь с одной цели на другую и сосредоточивать его по наиболее важным целям.


Обучая действиям по второму элементу, командир отделения разъяс­няет личному составу способы уничтожения вклинившегося противника и порядок действий отделения, используя запасные огневые позиции и маневрируя огневыми средствами по ходам сообщения, учит личный со­став во взаимодействии с соседним отделением уничтожать противника огнем всех видов оружия в упор и гранатами. Затем показом целей, ввод­ными или подачей команд он тренирует механика-водителя, пулеметчи­ка, гранатометчика перемещаться с основных позиций на запасные или для занятия позиций на угрожаемом фланге.

Отработав учебный вопрос по элементам, командир отделения созда­ет новую обстановку и учит отделение действиям при комплексной отра­ботке всего учебного вопроса.

В конце занятия командир отделения проверяет вооружение, боепри­пасы, материальное обеспечение, проводит разбор занятия. В ходе раз­бора он характеризует действия солдат при отработке каждого учебного вопроса, отмечает наиболее поучительные действия и недостатки, имев­шие место на занятии, объявляет оценку каждому солдату и указывает, что необходимо сделать для устранения недостатков. После этого докла­дывает командиру взвода об окончании занятия.

Отделение в наступлении

Последовательность работы командира отделения по подготовке так­тико-строевого занятия с отделением в наступлении аналогична подго­товке тактико-строевого занятия с отделением в обороне. Однако поря­док проведения тактико-строевых занятий по темам «Отделение в наступлении» и «Отделение в обороне» отличается.

На тактико-строевых занятиях по теме «Отделение в наступлении» обычно отрабатываются следующие приемы и способы действий: пере­ход в атаку из траншеи; выдвижение и развертывание отделения из ко­лонны в цепь и свертывание в колонну; спешивание, развертывание в цепь и посадка на БМП (БТР) или в зависимости от построения боевого порядка отрабатываются совместные действия боевых групп: атака; пре­одоление различных заграждений и препятствий под огнем противника; осуществление различных видов маневра при бое в глубине обороны противника; отражение контратаки; действия по сигналам оповещения; действия при ядерном взрыве; мероприятия по ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения, зажигательных веществ и другие.

На рекогносцировке, проводимой командиром взвода, командир от­деления уточняет места и порядок отработки учебных вопросов, время на их отработку и порядок обозначения противника.

После проведения рекогносцировки разрабатывается план проведе­ния тактико-строевого занятия. В плане указываются тема, учебные цели, время и место проведения занятия, руководства и пособия, учеб­ное материально-техническое обеспечение и излагается ход занятия.

План проведения тактико-строевого занятия за один-два дня до нача­ла занятия представляется командиру взвода на утверждение. При этом командир отделения должен быть готов доложить командиру взвода по­рядок проведения занятия и при необходимости получить от него мето­дические советы по отработке учебных вопросов и материально-техни­ческому обеспечению занятия.


В ходе подготовки личного состава к занятию командир отделения изучает с ним статьи Боевого устава по подготовке и ведению общевой­скового боя, содержание других документов, а также нормативов, знание которых необходимо при отработке учебных вопросов. Командир отде­ления знакомит подчиненных с теми приемами и способами действий, которые им предстоит отработать на занятии, доводит до них требования безопасности.

Накануне занятия командир отделения проверяет исправность ма­шин учебно-боевой группы, мишеней и указок, а в день занятий получа­ет у старшины роты или у заместителя командира взвода установленное количество холостых патронов, учебных имитационных ручных гранат, сигнальных и осветительных патронов.

Проведение тактико-строевых занятий.На занятие в поле отделение выходит в составе взвода. Перед выходом на занятие командир отделе­ния проверяет наличие и экипировку личного состава, оружие, средства учебного материально-технического обеспечения, а также знание подчи­ненными требований безопасности при применении сигнальных и ими­тационных средств.

При передвижении к месту занятия и обратно могут отрабатываться отдельные вопросы по военной топографии (например, движение по азимуту), повторяться отработанные ранее тактические приемы (напри­мер, передвижение на поле боя различными способами, действия по сиг­налам оповещения), проводиться попутные физические тренировки.

После выхода взвода в район занятия и объявления командиром взво­да темы, учебных целей и мест занятия для каждого отделения команди­ры отделений следуют с личным составом к указанным местам и присту­пают к отработке учебных вопросов.

Тактико-строевые занятия могут проводиться методом «пеший по-машинному» или на БМП (БТР). На начальной стадии обучения от­деления занятия проводятся методом «пеший по-машинному».

Командир отделения проводит занятие примерно в такой последова­тельности. В исходном положении он объявляет отделению первый учеб­ный вопрос и порядок его отработки. Затем напоминает приемы и дейст­вия, которые предстоит отработать, доводит до обучаемых тактическую обстановку и приступает к отработке первого приема. Если при подго­товке к занятию ознакомление с отрабатываемыми приемами не прово­дилось, то командир отделения показывает новый прием в целом и пер­вый отрабатываемый его элемент, а если личный состав был ознакомлен с приемом ранее, то руководитель занятия только поясняет порядок его отработки по элементам и приступает к тренировке.

Отработка нового приема начинается в замедленном темпе, при этом основное внимание командир отделения обращает на правильное его выполнение. Затем темп выполнения приема постепенно ускоряется до времени, предусмотренного нормативами.

Если обучаемые допускают ошибки и действуют неправильно, командир отделения приостанавливает тренировку, указывает на допу­щенные ошибки, при необходимости вторично разъясняет, как надо действовать.

Закончив обучение отделения одному элементу приема (действия), командир отделения в таком же порядке отрабатывает последующие эле­менты. После отработки учебного вопроса по элементам командир отде­ления отрабатывает первый учебный вопрос в комплексном (слитном)


выполнении и проводит частный разбор, затем объявляет обучаемым следующий учебный вопрос и его содержание, доводит тактическую об­становку, созданную для его отработки, и приступает к отработке перво­го приема в такой же последовательности, как и при отработке предыду­щего вопроса.

На тактико-строевых занятиях командир отделения обязан не только обучать своих подчиненных правильному и четкому выполнению прие­мов и способов действий в наступлении, но и формировать у них такие морально-боевые качества, как смелость, решительность, наступатель­ный порыв и стремительность действий, уверенность в своих силах и оружии, готовность к выполнению любого приказа командира. В этих целях применяются различные методические приемы. Например, при атаке переднего края обороны противника после метания имитационных ручных гранат нельзя допускать замедления движения солдат в ожида­нии взрыва. Этим командир отделения учит подчиненных подавлять чувство страха в условиях повышенной опасности.

Закончив отработку всех учебных вопросов, командир отделения при наличии времени проводит комплексную тренировку с личным составом по выполнению приемов и способов действий по всем учебным вопро­сам, а затем разбор, который является заключительной частью занятия.

Перед разбором командир отделения проверяет наличие оружия, средств защиты, снаряжения, изымает неизрасходованные холостые пат­роны и средства имитации и докладывает командиру взвода.

В разборе командир отделения указывает тему занятия, учебные цели и в какой степени достигнуты они в ходе занятия; анализирует действия солдат при отработке каждого учебного вопроса, подкрепляя свои сужде­ния требованиями уставов, наставлений и приказов старших начальни­ков; отмечает наиболее поучительные действия солдат, а также недостат­ки, имевшие место на занятии. В конце разбора объявляет оценку каждому солдату и указывает, что необходимо сделать для устранения выявленных недостатков, на что обратить внимание при подготовке к очередному занятию.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

УТВЕРЖДАЮ

Командир 2 мсв 3 мер

(воинское звание, подпись, фамилия)
« »______________________________ 200_г.

ПЛАН







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.