Модель внутренних процессов
Бюрократия- система, управляемая не на основе личных оценок, а в соответствии с точным следованием индивидов определенным правилам и процедурам. Административный менеджмент- управление, опирающееся не столько на личные качества индивидов, сколько на институты и установленный порядок. Эти два определения характеризуют модель внутренних процессов, основоположниками которой являются М. Вебер и А. Файоль. Значительный вклад в поиск способов эффективного управления организациями внес Макс Вебер (1864-1920). Он подчеркивал, что при создании структуры бюрократического управления организации для установления контроля над производственными системами применяют методы научного менеджмента, которые описаны в модели рациональных целей. Формальные структуры управления усиливают централизацию власти, а иерархическая организация способствует функциональной специализации. М. Вебер показал, что именно бюрократические структуры поддерживают существование организаций. Зафиксированные в письменном виде руководства и процедуры, обязательные для всех сотрудников, четко разделяют их функции и обязанности. Существование бюрократической организации не зависит от конкретных сотрудников, вновь принятые работники будут выполнять работу так же, как и предыдущие. Данное обстоятельство облегчает контроль, так как работники осознают, что в случае необходимости их легко заменить. Однако именно М. Веберу принадлежит тезис о важности карьеры для работника, понимания им возможностей продвижения в организации Характеристики бюрократического менеджмента: 1) правила и предписания; 2) беспристрастность персонала; 3) разделение труда; 4) иерархическая структура; 5) структура полномочий; 6) рациональное использование наиболее эффективных средств выполнения задач. Другой основоположник модели внутренних процессов, А. Файоль, разработал принципы менеджмента для организации в целом. В фокусе модели находятся отдельные наемные работники, выполняющие предсказуемые и повторяющиеся задачи под жестким руководством менеджеров. Данный подход имеет не только сильные стороны, но и ограничения. В определенных условиях функционирование отдельных подразделений организации, в задачи которых входит стандартное и предсказуемое обслуживание (отели, агентства по найму персонала, банки), позволяет потребителю быть уверенным в качестве услуг. В данном случае управляющая компания несет ответственность за разработку процесса производства и гарантирует предоставление потребителям стандартного товара или услуги. Разрабатывается подробное руководство, в котором излагается, как следует отбирать и обучать персонал, как должно выглядеть резюме кандидатов, как относиться к клиентам, как проводить сделку и соблюдать процедуру расчетов. Принципы этой модели эффективны в относительно предсказуемых, рутинных ситуациях. Однако чем быстрее изменяется среда бизнеса, тем больше возникает ограничений в их применении. Администрирование отрицательно влияет на персонал, дегуманизируя систему работы с ним, особенно на простых операциях. ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА А. ФАЙОЛЯ(FAYOL, 1949): 1) разделение труда; 2) полномочия и ответственность; 3) дисциплина; 4) единовластие; 5) единство направлений деятельности и единый план для всех 6) подчинение частных интересов общему; 7) справедливое вознаграждение; 8) централизация, обусловленная сложившейся ситуацией и надежностью персонала; 9) скалярная цепочка (маршрут, по которому следуют все коммуникации); 10)порядок; 11)справедливость предполагает здравый смысл, опыт и доб 12)продолжительное пребывание персонала в должности; 13)инициатива всех, присоединенная к инициативе менеджеров; Модель человеческих отношений Проблемы человеческих взаимоотношений в организациях привлекают внимание многих ученых и практиков. Фундаментальный вопрос, возникающий в связи с разделением процесса труда и появлением менеджеров в роли управляющих и организующих деятельность, заключается в следующем: способен ли руководитель мотивировать персонал к усилиям, которых он от них ожидает? Известно, что поведение персонала определяется комплексом факторов, круг которых не ограничивается финансовыми стимулами (Ф. Тейлор) и социальными потребностями (Э. Мэйо). М. Фолетт являлась сторонницей замещения бюрократических институтов взаимосвязанными группами, в которых индивиды самостоятельно анализировали бы проблемы, принимали решения и воплощали их в жизнь. Истинная демократия предполагает использование потенциала всех членов общества. Эти идеи находят отражение в работе институтов современного общества, инициативных групп по улучшению работы и групп самоуправления в организациях. Концепция человеческих отношений, признающая огромную роль социальных факторов в процессе труда, внесла значительный вклад в науку об управлении. Хоторнский эксперимент (1924) показал, что на поведение работников воздействуют не только экономические стимулы, но и социальные потребности. Наравне с формальными схемами рабочей среды на поведение работников оказывает влияние их человеческая природа. Следовательно, руководителям необходимо обращать внимание на "человеческую сторону организации", чтобы повышать эффективность труда работников и их удовлетворенность трудом. А. Маслоу, К. Алдерфер, Д. Макгрегор и многие другие пытались ответить на вопросы о возможности изменения бюрократических форм организаций таким образом, чтобы они в большей мере учитывали как потребности, так и возможности человека. Вывод, к которому пришли специалисты, заключается в том, что возможности персонала не должны ограничиваться требованиями соблюдения инструкций менеджмента, так как большинство работников склонны к расширению сферы своей ответственности. В противном случае возникает чувство неудовлетворенности трудом. Данное положение обусловило интерес к возможностям изменения характера труда, чтобы стимулировать индивида к самоконтролю, творчеству и развитию личности. Некоторые авторы моделей менеджмента утверждали, что в основе человеческих отношений лежит исключительно собственное благополучие работников, в то время как для организаций более значимым фактором являются изменения внешней среды, ее высокая турбулентность и непредсказуемость. Теоретические "корни" подобных идей уходят в модель открытых систем. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|