Истоки современных знаний в области управления человеческими ресурсами. Концепция научного управления персоналом.
По-видимому, первым, кто подчеркнул важность гуманизма-процесса управления, был Р. Оуэн (1771-1858), заявивший, «его рабочие - «живые машины» — столь же важны для фабрики как и «неживые машины», и также нуждаются в уходе». Американский психолог Г. Мюнстерберг в своих работах «Психология и индустриальная эффективность» и «Психология бизнеса», изданных в начале XX в., проанализировал три наиболее актуальных, по его мнению, вопроса в бизнесе: как отыскать людей и чьи интеллектуальные качества делают их наиболее подходящими для выполнения работ (научный подбор кадров); при каких психологических условиях можно получить лучшие результаты от каждого сотрудника; как воздействовать на работников с точки зрения эффективности бизнеса? Он разработал тесты для определения способностей к различным работам и предложил термин «психотехника», замененный в 1950-х гг. на понятие «прикладная психология». Пионером «научного управления» считается Ф. Тейлор, сделавший подлинный переворот в организации труда и производства публикацией своей книги «Принципы научного управления». Менеджмент получил признание как самостоятельная область научных исследований. Ф. Тейлор считал менеджмент точной наукой, покоящейся на фундаменте точных знаков, правил, принципов отделения планирования от фактического выполнения самой работы, и рассматривал управление как явление, требующее непрерывной оптимизации. Система, предложенная Ф. Тейлором, предполагала строгое разделение управленческих и исполнительских функций. Тейлор установил, что работа по управлению — это определенная специальность; организация в целом выиграет, если группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Этот вывод способствовал становлению нового менталитета производственных отношений, характерных для крупного машинного производства. Основным объектом, применительно к которому формируются теоретические и методические положения управления в системе Ф. Тейлора, является производственный персонал рабочие. Важнейшей задачей менеджера Ф. Тейлор «поставил» поиск и достижение наивысшей производительности труда рабочих, находившихся в непосредственном подчинении руководителю. Именно на менеджера возлагалась вся ответственность за организацию труда на вверенном ему участке производства. Усилия рабочих должны быть сосредоточены исключительно на выполнении производственных заданий всоответствии с установленными требованиями, касающимися не только трудовых приемов, но даже отдельных движений. Данный метод управления персоналом предусматривал: · углубленное изучение процесса труда с целью определения · проектирование наиболее рационального (оптимального · выбор эталонного работника («хорошего работника»), в полной мере усвоившего «урок» и овладевшего рациональными приемами выполнения типичной для данного участка производства и для данной профессии работы; расчет норм выработки на основе ранее определенной эталонной трудоемкости выполнения работ «хорошим работником»; · разработку предложений по экономическому стимулированию работников с целью перевыполнения ими установленных норм выработки В некоторых отношениях этот тип оборонительного явления наблюдается и в настоящее время - при растущем влиянии со стороны правительства (особенно в форме законодательства в области занятости), женского движения и наступления дискриминируемых меньшинств. Специализированный менеджмент. Постепенно сфера правления стала объектом растущей специализации. Исследования в области теории административного управления, индустриальной и социальной психологии потрясли упрощенные основы научного управления. Эффективность стала означать нечто большее, чем подбор нужного человека на определенное рабочее место. Центр внимания сместился с индивидуальных характеристик работников на роль групп в формировании трудовых установок и понимания производительности, в сопротивлении изменениям. Объектом изучения стали взаимодействия коллективов и стилей управления. Все это привело к появлению фигуры менеджера-специалиста. Методы управления в отдельных областях были доведены до уровня высокого искусства, но в то же время отсутствовала интегрирующая схема управления. Не было полного осознания системности и ситуационности управления. Менеджер-специалист гордился своей технической виртуозностью и научным подходом, но возбуждал подозрения в том, что больше интересуется совершенствованием своей деятельности, а не эффективностью всей системы организации. Это относится и к отделам управления персоналом, которые во многих случаях оторвались от главного дела фирм - производства. Тотемный менеджмент. В США на развитие новой системы управления человеческими ресурсами большое воздействие оказала борьба работников за свои права и принятие следующих законов: Равных правах в оплате труда (1963), Закон о гражданских правах» (1964), «О профессиональной безопасности и охране здоровья» (1979), «О пенсионном обеспечении» (1974). С другой стороны, стали появляться научные бихевиористские теории, доказывавшие, что в человеческие ресурсы можно и нужно «вкладывать» средства, так как это может принести значительные прибыли для компании. В странах Западной Европы во второй половине 70-х гг. изучение японского менеджмента и его сопоставление с американским и собственным европейским опытом способствовало пониманию сущности проблем и недостатков в области управления персоналом и отдельным работником. Социально-психологические основы мотивации отдельного работника и соответствующие модели управления поведением стали рассматриваться специалистами как наиболее важные источники повышения эффективности всей системы управления производством. Особую значимость для решения производственных и коммерческих проблем компаний, действующих в таких новых и наукоемких отраслях, как роботостроение, электроника, производство компьютеров, имеет мобилизация творческого потенциала работников. Работа с людьми, совершенствование трудовых навыков, стиль руководства и взаимоотношений, учет индивидуальных запросов подчиненных в таких организациях имеют, по мнению специалистов, большее значение, чем правильный выбор стратегий, структур и систем управления. Главное - это создание корпоративной культуры, умелое руководство персоналом, основанное на научных теориях социально-психологической мотивации людей. Социалистический менеджмент.Идеологически преломленная форма управления человеческими ресурсами (приоритет не эффективности организации, а, к примеру, воспитания масс) существовала и в СССР. Наряду с попытками внедрения разработанных на Западе методов управления человеческими ресурсами, применялись методология и практика социального планирования и управления. По мнению многих отечественных специалистов, эта система значительно превосходит существующую за рубежом практику управления человеческих ресурсов. Но для ее применения в современных рыночных условиях требуется значительная корректировка, основанная не только на идеологических, но и на более оптимальных экономических и управленческих ориентациях. На основе проведенных исследований Тейлор разработал «оптимальную» лопату. В целом деятельность Ф. Тейлора относится к изучению времени и действий. Идеи его оказались настолько революционными, что вопрос о допустимости их практического применения был поставлен на заседании Конгресса США. Тейлор убедительно доказал конгрессменам, что, внимательно отслеживая деятельность служащих, можно выполнять больший объем работы с наименьшими затратами. Методические приемы организации и нормирования труда Ф. Тейлора получили в дальнейшем свое развитие в трудах его учеников и последователей, среди которых следует выделить Г. Гантта, Фрэнка и Лилиан Гилберт. В системе Тейлора все составляющие производства, включая ЧР, приблизительно равны и не ранжированы по значению для реализации тех или иных целей производства. Г. Гантт одним из первых специалистов в области менеджмента стал особо выделять ЧР, настаивая на чрезвычайно важной роли персонала в рационализации производственного процесса. Организация производства должна приспосабливаться к нормальным для рабочих условиям. Это, прежде всего, относилось к выбору режимов работы оборудования и Условиям труда. Супруги Фрэнк и Лилиан Гилберт, стоявшие у истоков микро элементарного нормирования, настойчиво искали наилучший (единственный) способ выполнения работы посредством изучения движений. Они изобрели микро хронометр, который в сочетании с кинокамерой позволял точно определять количество и состав движений при выполнении заданной операции. С помощью этого прибора им удалось выделить 17 новых, наиболее часто повторяющихся движений кисти руки, которые они назвали, перевернув наоборот свою фамилию «треблингами». Метод формирования рациональных операций на основе «треблинг-подхода» стал формой реализации теории Тейлора о наличии некоторого единственного оптимального метода труда при выполнении повторяющихся работ. Лилиан Гилберт стала одним из родоначальников исследований в области управления персоналом в современных условиях. Она изучала проблемы научного подбора, расстановки и подготовки кадров. Теория научного управления, основанная на идее минимизация вложений капитала в наемную рабочую силу, требовала сведения, но нет зависимости технологических процессов от субъективного человеческого фактора ( от отношения к труду и качества работы, исполнителей). Формирование в начале XX принципов научной организации труда стало началом технократического управлении персоналом. Характерные особенности этого подхода: • ориентация на индивидуального работника подобно ориентациям в технике на конкретный, станок, как инвентарный номер; • проведение отбора и подготовки работников; • разделение труда, в том числе, а управленческой деятельности, выделение специализированных кадровых подразделений. Итак, методы управления человеческими ресурсами, предложенные Ф. Тейлором и его последователями, характеризуются следующими основными чертами: 1. Индивидуальная ответственность каждого работника 2. Жесткое разделение сфер деятельности. Управленческий персонал полностью ответственен за планирование производства, действенность контроля. Производственный персонал несет ответственность за точные выполнения производственных установок и технологических режимов. 3. приоритет индивидуальных форм организации и стимулирования труда над коллективными формами. 4. Проектирование рациональных приемов и методов тру 5.Нормирование труда. 6.Выраженное преобладание экономического стимулирования над всеми другими его видами. 7.Преимущественная ориентация на авторитарный стиль Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент признан самостоятельной областью научных исследований. Было доказано, что методы, используемые в науке и технике, можно успешно применять в практической деятельности организаций для достижения намеченных целей. 4. От управления персоналом к управлению человеческими ресурсами В конце 70-х годов вместо понятия «управление персоналом» экономическая наука перешла к понятию "управление человеческими ресурсами", что фактически означало расширение функций кадровых служб. Подход к персоналу как ресурсу означает: • индивидуальный подход ко всем работникам в пределах совмещения интересов организации и работника; • осознание организацией проблемы квалифицированного персонала на рынке труда; • понимание организацией, что квалифицированный персонал не "бесплатный капитал": за поиск, сохранение персонала необходимо платить; • появление стратегического измерения в управлении персоналом. Развитие содержания рассматриваемых понятий - "управление персоналом" и "управление человеческими ресурсами" - происходило следующим образом (J. Kochanski): • от узкой специализации и ограниченной ответственности за • от спланированного карьерного пути - к информированному и гибкому выбору траектории профессионального развития; • от ответственности менеджеров за развитие персонала – к ответственности самих работников за собственное развитие; • от контроля за проблемами, с которыми сталкиваются работники, - к созданию возможностей для всестороннего профессионального роста каждого работника; • от закрытого рассмотрения факторов успеха, вакантных рабочих мест и отбора специалистов - к открытому обсуждению уровня компетентности работников, имеющихся вакансий и путей их заполнения. Главное отличие концепции человеческих ресурсов от концепции управления персоналом состоит в признании экономической целесообразности капиталовложений в сфере: • привлечения лучшей по качеству рабочей силы; • непрерывного обучения персонала; • создания условий труда и корпоративной культуры, позволяющих реализовать потенциал работника; • признания вклада организации в развитие профессионализма работника. Общие подходы к деятельности по управлению человеческими ресурсами 1. Планирование трудовых ресурсов (система планирования); • анализ состава и использования рабочей силы; • контроль и оценка деятельности; • оценка потребности в персонале; • прогноз потребности в рабочей силе; • прогноз рынка рабочей силы; • определение проблем в области трудовых ресурсов в организации; • регулярные исследования рынка труда; • разработка программы развития трудовых ресурсов. 2. Обеспечение кадрами (система набора и оценки персонала): • обеспечение подразделений организации рабочей силой в соответствии с производственными планами; • проведение гибкой политики занятости; • предоставление равных возможностей для всех работников; • набор кадров, обеспечивающих преемственность персонала; • использование процедур подбора кадров в соответствии с ключевыми корпоративными компетенциями; • готовность к использованию персонала из других регионов (городов, стран); • отбор и расстановка персонала, основанные на анализе его квалификации и перспектив продвижения (роста) в организации; • связи с организациями, работающими на рынке труда (рекрутерами), и образовательными учреждениями. 3. Система адаптации персонала (организация труда и отношения с работниками): • гибкость в системе организации труда (совмещение профессий, использование коллективных форм организации труда, • делегирование полномочий; • обеспечение однородного статуса окружения; • существование устойчивых коммуникационных систем, охватывающих всех работников; • развитие корпоративных систем общения персонала; • существование процедур управления конфликтами; • применение продуманных дисциплинарных процедур; • широкое использование децентрализованных официальных 4 Мотивационная система (вознаграждение работников): • системы учета индивидуальных и групповых результатов труда; использование объективных методов оценки результатов труда; • учет инновационных решений в деятельности работника; • поощрение выполнения новых и значительно измененных • задействование работников в региональных и национальных • выполнение задач в соответствии с ежегодным планированием работ; • формирование мотивационного потенциала работника на производительный труд; • программы поддержания корпоративной культуры. 5. Система развития персонала (развитие работников): • расширение компетентности работника и его карьерный рост • оценка работы персонала линейными руководителями и система обучения на рабочих местах; • индивидуальные карьерные планы (личностного и служебного продвижения) всех работников; • обучение и профессиональное развитие работников.
5.Методы управления человеческими ресурсами Административные методы ориентированы на осознанную необходимость соблюдения дисциплины труда, чувство долга, на стремление человека работать в определенной организации. Административные методы носят прямой характер воздействия и включают: • формирование организационных структур органов управления; • утверждение административных норм и нормативов; • издание приказов и распоряжений; • подбор и расстановку кадров; • разработку положений, должностных обязанностей, стандартов предприятия, контроль за их исполнением. Для административных методов характерно их соответствие трудовому законодательству, правовым нормам, действующим на определенных уровнях управления в организации, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления (если они имеются). Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Рассчитывать на автоматизм действия этих методов невозможно, необходимо прогнозировать и оценивать их действие. Экономические методы: • технико-экономический анализ; • технико-экономическое обоснование и планирование; • материальное стимулирование; • ценообразование; • утверждение экономических норм и нормативов. Социально-психологические методы: • социально-психологический анализ коллектива; • социальное планирование; • участие работников в управлении; • развитие коллектива; • психологическое воздействие на работников (формирование • развитие у работника инициативы и ответственности; • мотивирование работника (в том числе моральное стимулирование).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|