Здавалка
Главная | Обратная связь

Мировой рынок услуг



Услуга– это деятельность человека по оказанию каких то необходимых операций для клиентов.

Существует ряд отличий услуг от товаров:

· Услуги, как правило, неосязаемы.

· Услуги не отделимы от субъекта, оказывающего их.

· Их производство и потребление происходит одновременно.

· Характерно непостоянство услуги и невозможность хранения.

Международная торговля услугами — это специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.

В отличие от операций с товарами услуги не подлежат таможенному контролю. Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности.

В наиболее общем виде оценить участие страны в мировой торговле услугами можно с помощью показателя её доли в мировой торговле услугами, которая значительна у ведущих промышленно развитых стран.

Преобладающими в промышленно развитых странах являются услуги:

1. Финансовые.

2. Телекоммуникационные.

3. Информационные.

4. Деловые.

США, Великобритания, Франция, Германия, Швейцария являются экспортерами услуг образования и здравоохранения.

Для развивающихся стран характерна специализация на услугах:

1. Транспортных.

2. Туристических.

3. Оффшорных.

Отсюда делаем вывод, что ведущие страны мира лидируют на рынке услуг там, где услуги требуют больших капиталов, высоких технологий, серьёзных научных разработок. Развивающиеся страны берут на себя оставшиеся ниши, не требующие высоких финансовых и умственных затрат.

В последние десятилетия быстрыми темпами растут международные услуги, которые раньше были преимущественно национальными (здравоохранение и образование).

На международном рынке услугами существует специализация. В промышленно-развитых странах это деловые услуги, а так же услуги по образованию, здравоохранению, туризму. Также специализируются по туризму такие развивающиеся страны как Турция, Таиланд. Египет, Кипр. Услуги морского транспорта – это Панама, Либерия, Сингапур, Гонконг. Оффшорные центры – это острова Карибского моря, Тихого океана. Специализация России – транспортные услуги.

Международный туризм это быстрорастущий сегмент рынка услуг, наиболее прибыльный бизнес. Растущий спрос на эти услуги объясняется рядом экономических причин:

· Рост доходов при увеличении свободного времени.

· Достаточный для активной жизни уровень пенсионного обеспечения.

· Изменение в составе семей в сторону малодетности и бездетности.

 

Развитию туризма способствуют и другие дополнительные факторы:

· Развитие средств транспорта.

· Развитие средств связи.

· Снятие либо ослабление валютных ограничений.

· Либерализация визового режима.

Морской транспорт.Морской транспорт имеет большое значение в мировой экономике.

Каждое торговое судно ходит под определенным государственным флагом, приписано к тому или иному порту. Очень часто флаг корабля не соответствует гражданству владельца. Большинство судов ходят под чужим флагом, особенно под флагами стран открытого судового регистра. Это значит, что в этих странах низкие налоги, удобные законы, позволяющие минимизировать оплату труда и т.д. (Либерия, Кипр, Бермуды, Багамы и т.д.)

В мировом судоходстве существует две формы организации перевозок: линейная (регулярная)итрамповая (нерегулярная).

В первом случае суда ходят по расписанию, во втором – владелец судна сам ищет заказ по доставке и свободно перемещается.

Фрахт(голл. vracht, нем. Fracht) – плата владельцу транспортных средств за предоставленные им услуги по перевозке грузов или пассажиров. Обычно плательщиком фрехта выступает фрахтователь, т. e. лицо, заключившее договор о перевозке с владельцем транспортных средств (фрахтовщиком), который принимает на себя обязательство перевезти груз из одного пункта в другой.

Наём судна называется фрахтованиемилифрахтом, а договор фрахтования– эточартер.

Транспортные пути России включены в общую мировую систему. В нашей стране преобладают железные дороги, также велика роль трубопроводов. Единая сеть железных дорог для большого государства имеет не только экономическое, но и политическое значение - обеспечивает единство страны. Железные дороги и магистральные трубопроводы остаются в государственной собственности, другие виды транспорта – приватизированы. Наибольшее значение для перевозок имеет железнодорожный и морской транспорт России. Морской флот в результате распада СССР оказался в сложной ситуации: были потеряны многие порты: украинские и балтийские. В настоящее время происходит старение и сокращение флота.

Международная торговля технологиями – это представление на коммерческой основе иностранному покупателю результатов научно-технической деятельности. Объектами в такой торговле выступают результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной форме (промышленные образцы, отдельные экспонаты, технологические линии) и не овеществленной - (техническая документация, знания, опыт, лицензии, компьютерные программы и т.д.).

К промышленно-интеллектуальной собственности относятся также бренды (товарные знаки). Они свидетельствуют об определенном уровне качества товара и имеют определённый имидж, следовательно, влияют на спрос и представляют реальную стоимость.

Основными понятиями в торговле технологиями являются: патент, лицензия и ноу-хау.

Патент – документ, который выдаётся компетентным государственным органом. По нему техническое решение признается изобретением. Патент закрепляет за владельцем монопольное право на использование изобретения. Патентной защитой пользуются лишь принципиально-новые изобретения, срок обладания патентом по странам различается, и составляет 15-20 лет, однако реальный срок его действия в 2-3 раза меньше, это объясняется скоростью научно-технического прогресса, а также тем, что ежегодная поддержка патента требует уплаты пошлины. Патент действует только в стране регистрации. Право на использование патента можно продать.

Лицензия – разрешение владельца патента на использование технологии, защищенной патентом. Патентная лицензия выдается на определенное время, за вознаграждение, на определенных условиях.

Ноу-хау – это научно-технические знания, опыт производственного, управленческого, коммерческого, финансового характера, который может иметь определенную ценность, но не имеет патентной защиты и носит конфиденциальный характер.

Ноу-хау продаются в различных формах (в виде документов, или в форме передачи опыта через специалистов) – оплата в соответствии с контрактом.

Господствующее место на рынке технологий занимают промышленно-развитые страны, но постепенно в этой сфере возрастает роль новых индустриальных стран.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.