Исследование гнозиса
Слуховой гнозис позволяет узнавать внешние объекты, процессы по характерным для них звукам (например, часы по их тиканию, собаку по лаю), различать известные музыкальные мелодии. Способность определять предметы по осязанию (стереогнозис) определяют, попросив распознать простой предмет (например, ключ, ластик) на ощупь с закрытыми глазами. Зрительно-предметный гнозис оценивают по узнаванию предметов, реальных или нарисованных. Как и при исследовании речевого статуса, проба с реальными предметами более проста, чем узнавание нарисованных, особенно при их наложении друг на друга. Пациент со зрительно-предметной агнозией, в отличие от пациента с недостаточностью номинативной функции речи, не только не называет, но и не определяет предназначение показываемого предмета. К разновидностям зрительных агнозий относится также нарушение узнавания букв, которое приводит к трудностям или невозможности чтения (алексия). Следует отметить, что, как правило, чтение страдает в непропорционально большей степени по сравнению с узнаванием отдельных букв. При этом, в отличие от афазий, устная речь пациента не страдает. Для исследования способности к узнаванию лиц, пациенту показывают фотографии его близких или хорошо знакомых людей. Зрительно-пространственный гнозис изучают по результатам копирования геометрических фигур или простых рисунков. Весьма информативен тест узнавания часов: пациенту дают реальные или нарисованные часы и спрашивают, который час показывают стрелки. Используют как циферблат с цифрами (более простая проба), так и слепой циферблат, без цифр (усложненная проба). Ориентировка в системе формальных пространственных координат оценивается также в пробах Хэда: врач становится напротив пациента и просит копировать показываемое положение своих рук. При этом обязательно даётся инструкция использовать ту же руку («то, что я делаю правой рукой, то и Вы делайте правой»). При исследовании соматического гнозиса проверяются знания пациента схемы своего тела. Можно попросить показать нос, глаз и т. д., однако, трудности при выполнении таких проб возникают лишь при очень тяжёлой патологии. Чаще в клинической практике встречается пальцевая агнозия: пациенты не различает пальцы на руке, не могут воспроизвести показываемую врачом позу пальцев. Следует также обратить внимание на различие в восприятии правой и левой стороны тела и стороны пространства, так как при поражении теменных долей головного мозга (особенно справа) пациент может игнорировать противоположную сторону собственного тела и/или противоположную сторону пространства. Оценка праксиса Праксис оценивается по способности выполнять целенаправленные действия. Следует раздельно оценить выполнение тех или иных действий самостоятельно, по словесной команде врача и по подражанию, так как при различных видах апраксий эти функции страдают в различной степени. При идеомоторной апраксии пациент испытывает затруднения при имитации целенаправленных действий по словесной команде, но выполняет их самостоятельно с реальными предметами и по подражанию. В отличие от этого при моторной (кинетической) апраксии страдают как самостоятельные действия, так и выполнение словесных команд, как имитация действий, так и действия с реальными предметами. Обычно пациента просят выполнить простые бытовые действия: «покажите, как режут ножницами бумагу», «как расчесываются», «как чистят зубы» и др. При этом, обязательно следует предупредить пациента, чтобы он не использовал части своего тела как инструмент (например, при просьбе «покажите, как Вы режете ножницами бумагу» пациент может «резать» бумагу указательным и средним пальцем, а не воображаемыми ножницами). Часто, наряду с простыми бытовыми действиями, просят показать символические движения: как грозят пальцем, как отдают воинское приветствие, посылают воздушный поцелуй и др. Идеаторный праксис проверяют по способности выполнить действие, состоящее из нескольких последовательных движений. Например, просят пациента «напишите себе письмо, вложите его в конверт, заклейте его и напишите на конверте свой адрес». Другой вариант: «Возьмите лист бумаги правой рукой, сложите его вдвое и положите на стол». Как правило, нарушения идеаторного праксиса развивается при тяжелой патологии головного мозга и наблюдается при деменциях различной этиологии. Конструктивный праксис оценивают в пробах на складывание фигур из спичек, рисование геометрических фигур. При этом наиболее чувствительна проба на рисование трехмерных фигур (например, кубика). При наличии первичной конструктивной диспраксии пациент испытывает серьёзные затруднения как при самостоятельном рисовании, так и при копировании образца. Конструктивные способности пациента отражает также его способности расставить стрелки на готовом циферблате часов (к примеру, нарисованном врачом), так, чтобы они показывали заданное время. Динамический праксис исследуют по способности повторить серию повторных последовательных движений, например: «кулак - ребро кисти - ладонь». ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|