Здавалка
Главная | Обратная связь

Классификация методов по источнику получения знаний.



Понятие «метод обучения» его сущность, структура, функция, история. Прием обучения.

Метод обучения – способ организации взаимодействия учителя и учащихся, способ познания окр.действительности, способ осущ.действий, операций.

Термин "метод" (греч.), что означает путь, способ продвижения к истине.
В педагогической практике метод выступает как упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей.

Одна из важнейших проблем дидактики - проблема методов обучения - остается актуальной как в теоретическом, так и непосредственно в практическом плане. В зависимости от ее решения находятся сам учебный процесс, деятельность преподавателя и студентов, а следовательно, и результат обучения в высшей школе в целом.

История развития и становления методов обучения весьма свое­образна. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в шко­ле, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельнос­ти учителей и учащихся на уроке. Эти виды деятельности они и ста­ли называть методами обучения.

Каждый отдельно взятый метод обучения имеет определенную логическую структуру - индуктивную, дедуктивную или индуктивно-дедуктивную.Логическая структура метода обучения зависит от построения содержания учебного материала и учебной деятельности учащихся.

Инду́кция (из лат. inductio «выведение, наведение») —метод рассуждения от частного к общему.

Дедукция, дедуктивный метод (от лат. deductio — выведение) — выведение частного из общего; путь мышления, который ведет, от общего положения к особенному.

Функцию обучения учащихся практическим умениям и навыкам, функцию развития познавательной деятельности самих учащихся, функцию руководства учителем познавательной деятельностью учащихся. Функции методов подчеркивает развивающий характер. Метод, применяемый учителем в процессе обучения, в то же время сообщает ученику способ деятельности, указывает путь, которым должен идти ученик от незнания к знанию. Прием обучения – способ осуществления или реализации метода обучения в зависимости от конкретных условий.
Прием - это составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию "метод". Отдель­ные приемы могут входить в состав различных методов.
В процессе обучения методы и приемы применяются в различных сочетаниях. Один и тот же способ деятельности учащихся в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других — как при­ем обучения. Метод и прием могут меняться местами.

Классификация методов по источнику получения знаний.

Метод (отгреч. methodos - путь исследования, теория, учение) - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения (познания) действительности.

1) метод организации деятельности учащихся

Виды: слово, образ, действие.

Словестный метод – получение информации из такого источника как слово (печатное, устное), рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с текстом.

Наглядный метод – демонстрация и иллюстрация. Сущность метода иллюстрации и демонстрации заключается в наглядном представлении (показе) учащимся натуральных предметов, явлений, процессов или их макетов, моделей и изображений в зависимости от конкретных учебно-воспитательных задач. В отдельных случаях демонстрация предполагает постановку опытов, проведение несложных экспериментов, например, на уроках химии, физики или на занятиях кружка, факультатива.
Иллюстрации и демонстрации всегда сочетаются с наблюдением и словесными методами, объяснением. Они могут сопровождать устное изложение, тем самым активизируя познавательную активность учащихся; могут использоваться при повторении и закреплении знаний. Но они в отдельных случаях имеют и самостоятельное значение, приобретая исследовательский характер. В этих учебных ситуациях учащиеся должны самостоятельно сделать выводы, обобщения и защитить их на последующем занятии.
К использованию этих методов также предъявляется ряд требований: 1) тщательный отбор материала (натуральные предметы, макеты, модели или изображения) и определение места и характера демонстрации (в статичном состоянии или в движении); 2) оптимальное количество демонстраций (ни много, ни мало); 3) обеспечение качественной стороны иллюстраций и демонстраций, их надежности, техники безопасности при выполнении; 4) доведение до сознания учащихся цели и содержания демонстрации; 5) обеспечение ясности и точности восприятия; 6) коллективное подведение итогов и самостоятельность выводов (при изложении нового материала).

Практический метод – популярные знания с помощью выполнения каких-либо действий (вкл.в деятельность)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.