Что изучается?
| Дидактические игры, упражнения, вопросы
| Содержание диагностического задания
| Критерии оценки
|
Знания о зимующих птицах
(синица, воробей,
ворона, снегирь, галка, сорока)
| Дидактическая игра «Кто прилетает к кормушке».
Материал:иллюстрация с изображением кормушки (с прорезями) на фоне зимнего пейзажа; карточки с изображением зимующих и перелетных птиц.
Или Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Материал: карточки с изображением 5-6 зимующих птиц и 2-3 перелетных птиц (синица, ворона, скворец, сорока; галка, снегирь, ласточка, воробей)
| 1. Ребенок рассматривает картинку, уточняет изображенное время года.
Вопросы:
- Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
- Найди и помести на кормушку зимующих птиц.
— Расскажи, какие птицы прилетели к кормушке.
2. Вопросы:
- Рассмотри картинку.
- Какая птица лишняя и почему?
- Назови зимующих птиц, изображенных на картинке
| 3 балла— ребенок без помощи взрослого находит и называет 5-6 зимующих птиц.
2 балла— ребенок самостоятельно находит и называет 3-4 зимующих птиц.
1 балл— ребенок называет 1-2 птицы, затрудняется в классификации птиц (зимующих и перелетных)
|
Знания о растениях и способах их размножения
| Дидактическая игра «Чьи плоды?»
Материал: карточки с изображением деревьев (ель, дуб, клен, береза, сосна); картинки с плодами этих деревьев (еловая шишка, желудь, крылатка клена, березовая сережка, сосновая шишка); комнатные растения или их иллюстрации (хлорофитум, бальзамин, фиалка)
| 1. Ребенок подбирает к каждому дереву нужную картинку с плодами. Вопросы:
- Назови, какие деревья ты узнал.
- Найди на картинках плод каждого дерева.
2. Ребенок рассматривает комнатные растения. Называет их.
Задания:
На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений (черенками, усами и др.)
| 3 балла- ребенок самостоятельно подбирает к деревьям плоды. Называет правильно комнатные растения и способы их размножения.
2 балла- называет деревья, имеет представления о способах размножения, но допускает ошибки при подборе плодов и способах размножения комнатных растений.
1 балл- называет правильно 1-2 дерева, затрудняется в соотношении их с семенами. О способах размножения растений не имеет представления
|
Представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и
наоборот
| Дидактическая игра «Что было бы если..?»
Материал:иллюстрации лета и зимы, на которых изображена вода в разных состояниях (лужа, речка, снег, ледяная горка и др.)
| Ребенок рассматривает картинки. Вопросы:
- На какой из картинок изображена вода? -На зимней картине есть вода?
- Почему ты так решил? Объясни.
- А можем мы летом увидеть лед? Почему?
| 3 балла- ребенок имеет представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот, обоснованно делает выводы, правильно отвечает на вопросы.
2 балла- ребенок имеет представление
о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот, но затрудняется сделать выводы.
1 балл- ребенок не имеет представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот
|
Общая осведомленность о роли человека в природе
| Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».
Материал: диск со стрелкой в центре (по типу циферблата), в середине которого изображение природы, а по краям знаки, символизирующие положительное (кормушка для птиц, скворечник, посадка деревьев и т. д.) и отрицательное (сломанная ветка, сачок для бабочки и т. д.) поведение человека в природе
| Ребенок, перемещая стрелку, рассказывает о помощи человека природе и о его вредном воздействии на природу
| 3 балла— ребенок анализирует поведение человека в природе, делает выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.
2 балла- ребенок имеет представление
о правильном поведении человека в природе, не всегда может объяснить вред, который причиняет человек природе.
1 балл - ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении задания, затрудняется делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе
|
Знания о травянистых растениях (подорожник, крапива, лопух)
| Дидактическая игра «Что лишнее».
Материал: карточки с изображением растений (подорожник, крапива, лопух, береза)
| Ребенок рассматривает карточки с изображением растений и отвечает на
в о п р о с ы:
-Как называются эти растения?
- Какое из растений лишнее и почему? (Ребенок убирает картинку.)
-Как можно назвать все растения одним
словом? (Травянистые.) - Береза это... (дерево).
| 3 балла- ребенок называет изображенные растения, правильно выбирает лишнюю карточку, объясняет свой выбор, используя обобщающее слово «травянистые».
2 балла— ребенок называет правильно
2 вида травянистых растений, но не знает обобщающего слова (травянистые). Поясняет, что береза - это дерево.
1 балл- ребенок называет правильно только одно травянистое растение, не выделяет лишнее растение, не знает обобщающих слов (дерево, травянистые растения)
|
Знания о диких животных и их повадках. (Белка, лиса, заяц, медведь, волк)
| Дидактическая игра «Засели лес».
Материал: иллюстрация леса; карточки с изображением диких животных (белка, лиса, заяц, медведь, волк)
| Ребенок рассматривает картинки. Вопросы:
- Как называют зверей, которые живут в лесу? (Дикие звери.)
- Посмотри, лес пустой, давай заселим его животными. Расскажи, что ты знаешь о каждом из них. Ребенок поочередно «заселяет» в лес животных, отвечая на вопросы воспитателя об их жизни в лесу и повадках.
- Чем питается белка? (Грибами, орехами.)
Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям? Что ей помогает спасаться от врагов? Что защищает от холода? (Зимняя шуба, пушистый хвост.)
- Чем питается заяц? Как он спасается от врагов? (Путает следы, меняет окраску.)
Что помогает ему выдержать холод?
- Почему волка и лису называют хищниками? Что им помогает охотиться за животными?
- Как ведут себя волки во время охоты?
(Волки собираются в стаи, вместе охотятся по ночам, могут подолгу гнаться за добычей.)
-Как охотится лиса? (Лиса незаметно подкрадывается, подкарауливает, заметает следы.)
- Чем питается медведь? Что делают медведи в зимнюю пору? (Впадают в спячку.) Что помогает медведю не питаться всю зиму? (Запас жира.)
- Какие еще животные впадают в спячку? (Ежи.) Чем питается еж? Как спасается от врагов и что помогает ему в этом? (Сворачивается клубком, иголки.)
| 3 балла- ребенок с интересом выполняет задание, правильно отвечает на все вопросы воспитателя о жизни диких животных.
2 балла- ребенок имеет представление
о повадках диких животных, не на все вопросы может ответить.
1 балл- ребенок имеет очень слабые
представления о, повадках диких животных
|
Высокий уровень - 16-18 баллов; средний уровень - 10-15 баллов; низкий уровень - 6-9 баллов.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.