Здавалка
Главная | Обратная связь

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ ДЕТЕЙ



Формирование психопатологических расстройств находится в

прямой зависимости от возрастных особенностей психики детей.

Бэтой связи без знаний закономерностей развития психики невозможно

ни диагностировать, ни понять симптоматику детских

нервно-психических расстройств.

Психика детей в процессе развития постоянно меняется, приобретая

в каждом возрасте свои характерные черты. Возрастное

развитие характеризуется метрическим и топологическим свойствами

[Ананьев Б. Г.].

Метригеское свойство — длительность протекания тех или

иных процессов или состояний, а также временная характеристика

изменений в психике. При этом установлено, что развитие происходит

неравномерно. Отдельные психические функции и качества

формируются разными темпами, то ускоряясь в своем развитии,

то замедляясь. В определенный период времени ребенок может

отставать в развитии (ретардация), затем под влиянием стимуляции

в процессе обучения или спонтанно развитие ускоряется. Возможно

также и ускорение развития (акселерация), которое не обязательно

будет продолжаться весь период детства или подростни-

чества. С другой стороны, развитие гетерохронно, т. е. разные

психические функции проходят одни и те же этапы возрастного

развития в разное время. Более часто гетерохрония наблюдается у

детей раннего возраста или у подростков. У тех детей, у которых

она особенно выражена, диагностируют асинхронию развития.

Топологигеское свойство — определенность того или иного состояния,

фазы или периода развития.

При составлении периодизаций используются оба свойства

развития: метрическое и топологическое. Классификации психического

развития — большое подспорье для диагностики психических

расстройств. Так, например, классификация развития интеллекта

Ж. Пиаже (1969) должна использоваться для суждения о

нормальном или отклоняющемся формировании интеллектуальных

функций ребенка.

Ведущие типы деятельности являются критерием классификации

Д. Б. Эльконина. Они являются ориентиром для оценки пред-

метно-манипулятивной, игровой, учебной или профессиональной

деятельности детей и подростков и выявления отклонений при

различных формах патологии психики.

Выявлению патологических отклонений в процессе развития

личности способствует классификация Э. Эриксона (1996). Анализируя

формирование «Я» у ребенка или подростка, можно в соответствии

с этой классификацией оценить характер нарушений,

время возникших отклонений и наметить пути коррекции.

Другие классификации (Ш. Бюллер, 1924, А. Гезелла, А. Валло-

3 Зак. 4344 65

на и др.), квалифицирующие развитие по нескольким параметрам,

дают материал для многосторонней оценки формирующейся психики.

Так, например, в классификации А. Валлона (1967), который

концентрируется на формировании поведения и личности,

используются четыре критерия развития: 1) двигательная деятельность;

2) речь; 3) приспособительные реакции; 4) личностно-

социальное поведение. Хотя А. Валлон утверждает, что не существует

единого ритма развития у всех детей, но и он констатирует

существование периодов, характеризующихся «своими признаками,

своей специфической ориентацией и представляющих собой

своеобразный этап в развитии ребенка». Им выделяется семь стадий.

Импульсивная стадия (до 6 мес.) - стадия рефлексов, автоматически

возникающих в ответ на стимул. Эмоциональная стадия

(6-10 мес.) - накопление репертуара эмоций. Сенсомоторная

стадия (10-14 мес.) - появление практического мышления. Проективная

стадия (14 мес-3 года) - появление способности исследовать

мир и воздействовать на объекты. Персоналистская

стадия (3-6 лет) — развитие независимости и обогащение «Я».

Угебная стадия (от 6 до 12-14 лет) - мышление становится более

объективным, возрастает независимость. Стадия полового созревания

— сосредоточение на своей персоне и потребностях собственного

«Я». Из концепции автора следует, что весь ход развития

обусловлен взаимодействием между индивидом и социальной

средой. Именно это делает полезной классификацию для использования

в диагностических целях.

Наряду с психологами детские психиатры [Ушаков Г. К., 1973,

Ковалев В. В., 1984] внесли свою лепту в создание периодизации

развития психики; Они исходили из наблюдений, что выделенные

ранее периоды формирования психики детей отличаются преимущественными

для определенного возраста формами реакций и

особенностями поведения.

По мнению В. В. Ковалева, существуют гетыре основных возрастных

уровня реагирования: 1) соматовегетативный (0-3 года);

2) психомоторный (4-10 лет); 3) аффективный (7-12 лет);

4) эмоционально-идеаторный (12-16 лет).

Для первого уровня характерны повышенная общая и вегетативная

возбудимость, склонность к расстройствам пищеварения,

питания, сна, навыков управления сфинктерами мочевого пузыря

и прямой кишки. В связи с этим преобладающей клинической

формой в этом возрасте является невропатия. Более того, и

при других нервно-психических заболеваниях на первом плане

оказывается неспецифическая для них соматовегетативная симптоматика.

Второму уровню свойственны общие или локальные двигательные

расстройства в форме гиперкинезов, тиков, заикания,

мутизма. Частая форма психопатологии в этом возрасте гиперди-

намический синдром. Но даже и при других заболеваниях (например,

невроз) двигательная расторможенность или суетливость

скрывают менее выраженную симптоматику, свойственную основной

болезни.

Для третьего уровня наиболее типичны страхи, явления

повышенной аффективной возбудимости, уходы, бродяжничество.

У детей в этом возрасте обычно встречающиеся нарушения поведения,

как правило, сочетаются с выраженными эмоциональными

расстройствами и т. д.

Основная форма реагирования, присущая четвертому

уровню,—склонность к возникновению сверхценных образований

(реакций протеста, эмансипации, ипохондрических переживаний,

психической анорексии, дисморфомании). Обычно эта, присущая

возрасту психопатология и является характерной для подростков,

даже если она и несвойственна основному заболеванию.

Знание возрастных особенностей реагирования психики и преобладающих

в соответствующем возрастном периоде симптомов позволяет

увидеть за ними симптоматику, патогномоничную основному

заболеванию.

Кризисы развития. В определенных возрастах, судя по статистическим

данным, дети чаще заболевают нервно-психическими

расстройствами. Эти возрасты суть кризисы развития психики.

Возрастные кризисы встречаются в момент смены одного возрастного

периода другим. Они могут происходить достаточно бурно,

сопровождаться трудностями и эмоциональными переживаниями,

сопутствующими возникновению качественных перемен в жизнедеятельности

человека. Сущность этих кризисов — переход количества

в новое качество: происходящие изменения в психических

и личностных образованиях порождают новое качество. Этот переход

может происходить резко, скачкообразно, что затрудняет

благополучное его завершение. Основной трудностью детства является

несамостоятельность, зависимость от взрослых. Трудности

подросткового возраста — противоречие между потребностью быть

взрослым, происходящим самоопределением, формирующейся

концепцией взрослого «Я» и несоответствующими им потенциалами

подростка. Типичные психологические кризисы в этих возрастных

периодах возникают именно вокруг этих проблем. Если трудности

переходного возраста сочетаются с переживанием неприятной

жизненной ситуации, то появляется высокий риск возникновения

тех или иных нервно-психических расстройств.

Периодизация возрастных кризисов Э. Эриксона (1996) рассматривает

кризис как поворотный момент в жизни, возникающий

вследствие достижения определенного уровня психологической

зрелости и предъявляемых к индивиду социальных требований.

На каждом возрастном этапе возникает своя специфическая, тре-

бующая решения проблема. Успешное разрешение кризиса - залог

дальнейшего развития здоровой личности и необходимый фактор

эффективного проживания последующих стадий.

Во время первого кризиса (от рождения до 1 года) жизни

формируется чувство доверия. Препятствия, встречающиеся на

пути благополучного ее завершения, например материнская депри-

вация, почти всегда приводят к болезненным формам отклонения

развития. Причем от степени тяжести препятствий обычно зависит

выраженность патологии (от тревожного состояния до отставания

в развитии).

Во втором кризисе (от 1 до 3 лет) если не удовлетворяется

потребность ребенка в получении самостоятельности, автономии,

то в дальнейшем ребенок становится неуверенным, конформным.

В третьем кризисе (от 3 до 6 лет) центральным становится

конфликт предоставления возможности проявлять собственную

инициативу. Если ребенок своевременно не получил

разрешения для проявления своих интересов и отстаивания их

перед другими, то недостаток инициативы в последующем может

стать основой для формирования зависимого расстройства

личности.

В четвертом кризисе (8-12 лет), когда должно сформироваться

чувство трудолюбия, активного отношения к работе, обучению,

применению знаний и навыков, препятствия, возникшие

на этом пути, могут привести к чувству собственной несостоятельности.

В пятом кризисе (подростковый возраст) происходит самоопределение,

формируется чувство тождественности «Я», своего

целостного и ценного «Я». Неспособность благополучно разрешить

этот кризис может привести к нарушению процесса идентификации

(в рамках невроза или даже психоза).

Поведение человека не может развиваться вне связи с другими

людьми. Взаимоотношения с другими определяются потребностью

в общении. Эта потребность прежде всего реализуется в стремлении

играть с детьми своего возраста. Общаясь друг с другом, дети

создают свою субкультуру, которая является очень важной и в

значительной степени незаменимой. Группы детей, действуя в стороне

от взрослых, обучаются определенной самостоятельности,

независимости от постоянно их опекающих и лишающих инициативы

взрослых. В процессе общения дети облегчают сверстнику

восприятие новой информации, расширяют свое представление о

мире. Начиная с самого младшего возраста, ребенок понимает

«инакость» других людей. Тольке в игре со сверстниками удается

удовлетворить потребности развивающейся личности. Детям удается

создать организацию и выразить свои коллективные интересы.

Они обучают друг друга поведению в трудных жизненных си-

туациях. Для этой цели они используют либо фольклор, либо образцы

поведения, передающиеся из поколения в поколения. Уже

дети 5-10 лет осваивают необходимые образцы поведения, позволяющие

им быстрее действовать и избегать излишнего эмоционального

напряжения. Им удается улучшить свои навыки коммуникации

за счет тренировки стандартных ситуаций, которые они

создают в игре. Они получают навык управления своим эмоциональным

состоянием, защищаясь от обид и обзываний. Происходит

испытание на психологическую прочность, во время которого

ребенок приобретает навыки эффективной защиты. Как констатирует

М. Осорина (1999), «в детской субкультуре можно наблюдать

последовательные фазы знакомства с чувством страха, проживания

его в разных обстоятельствах и попытки совладания с ним в

ситуациях возрастающей трудности, фактически это спонтанно

складывающаяся тренинговая программа, которая разворачивается

в игровых формах, характерных для детской традиции». Анализ

детской субкультуры позволяет сделать следующие выводы. Ребенок,

лишенный детского общества, в меньшей степени подготовлен

к встрече с трудностями жизни, и, таким образом, у него

выше риск возникновения нервно-психических расстройств. При

оценке детских переживаний следует учитывать, что сюжеты детского

фольклора и ритуальные игры не проявления психопатологии,

а элемент детской субкультуры.

В завершение этого раздела можно сказать, что детский психопатолог

основывает диагностику нервно-психических расстройств,

оценку их развития, исхода и возможные вмешательства через

призму возрастной психологии. Особенно большое значение приобретает

последняя при анализе того, какую роль играют возрастные

особенности личности ребенка в формировании симптоматики

нервно-психических расстройств. Не менее существенно учитывать

своеобразие возрастных кризов, как правило, ослабляющих

защитные силы организма и личности.

(?] Темы для самостоятельной работы

1. Психическая норма. 2. Нормоцентрический подход. 3. Нозоцент-

рический подход. 4. Критерии психического здоровья. 5. Психическое

состояние. 6. Темперамент. 7. Периодизация психического развития.

8. Асинхрония. 9. Акселерация. 10. Ретардация. 11. Психический

дизонтогенез. 12. Возрастной криз. 13. Природно-психическое.

14. Социально-психическое. 15. Эволютивный дизонтогенез. 16. Процессуальный

дизонтогенез. 17. Психическая болезнь. 18. Детская

психопатология.

Ш Рекомендуемая литература

Валлон А. Психическое развитие ребенка.- М.: Просвещение, 1967.

Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., МеерсонЯ.А. Методы нейропсихологиче-

ской диагностики.— СПб., 1997.

Выготский Л. С. Проблемы дефектологии.- М., 1994.

Детская патопсихология. Хрестоматия.- М.: Когито-Центр, 2000.

Зейгарник Б. В. Очерки по психологии аномального развития личнос

т и - М.: МГУ, 1980.

Карвасарский Б. Д. Медицинская психология.- Л.: Медицина, 1982.

КляйнМ. и др. Воспитание детей и психоанализ.- М.: Рефл-бук, 2000.

Лакосина Я. Д., Ушаков Т. К. Медицинская психология.-М.: Медицина,

1984.

Лангмейер К, Матейгек 3. Психическая депривация в детском возрасте.-

Прага.: Авиценум, 1984.

Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей.-М.: МГУ,

1985.

ОсоринаМ.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. -

СПб.: Питер, 1998.

Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология.—

М.: Воронеж, 1996.

Поляков Ю. Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении.-

М„ 1974.

Пиаже Ж. Избранные психологические произведения.— М., 1969.

Психология/ Под ред. А. А. Крылова — М.: Проспект, 1998.

Психология подростка/ Под ред. Ю. И. Фролова - М.: РПА, 1997.

Психотерапия детей и подростков/ Под ред. X. Ремшмидт — М.: Мир,

2000.

Психическое здоровье детей и подростков/ Под ред. И. В. Дубровиной -

Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

РаттерМ. Помощь трудным детям.— М.: Прогресс, 1987.

Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст.— М., 1994.

Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста/

Под ред. С. Ю. Циркина - СПб.: Питер, 1999.

СтреляуЯ. Роль темперамента в психическом развитии.—М.: Прогресс,

1982.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы.- М.: Педагогика, 1993.

Эйдемиллер 3. Г., ЮстицкисВ.В. Психология и психотерапия семьи. -

СПб.: Питер, 1999.

ЭлъконинД.Б. Детская психология.— М.: Учпедгиз, 1960.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис— М.: Прогресс, 1996.

ЭриксонЭ. Детство и общество.- СПб.: Университетская книга, 1996.

 

Глава 5







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.