Здавалка
Главная | Обратная связь

СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ



Многократно перенесенные в прошлом трудные ситуации в

семье и вне ее неблагоприятно сказываются на последствиях эмоционального

стресса. При этом имеют значение частота и тяжесть

переживаемых событий. Для психического и соматического здоровья

опасен не только один трагический инцидент, подобный смерти

близких родственников, но и несколько менее драматичных,

происшедших за короткий промежуток времени, так как это тоже

снижает возможности приспособления. Однако при этом следует

учитывать, что ребенок в мире не один, что другие люди могут

облегчить приспособление к ситуации. Наряду с предшествующим

жизненным опытом существенное значение имеют и актуальные

житейские обстоятельства. При несоразмерности личностных реакций

на изменяющийся мир возникает опасность для здоровья.

Такой подход предполагает комплексное рассмотрение человека и

окружающей его среды.

Развитию заболевания после эмоционального стресса способствует

состояние беспомощности, когда окружение воспринимается

небезопасным, не доставляющим удовольствия, а человек чувствует

себя покинутым. В то же время если окружение индивида

разделяет его оценки и мнения и он у него может всегда найти

эмоциональную поддержку, то вероятность болезнетворного действия

эмоционального стресса уменьшается. Для человека (в особенности

в детском возрасте) наличие социальных связей столь

важно, что даже только их недостаточность может стать причиной

развития стресса.

Привязанность, возникающая между детьми и их родителями

в самый чувствительный для этого период — вскоре после рождения,

имеет колоссальное значение не только в качестве цементирующего

механизма, объединяющего группы людей, но и в качестве

механизма, обеспечивающего их безопасность.

Формирование этого социального механизма основано на

врожденных образцах поведения, что и определяет не только

прочность привязанностей, но и их большую защитную силу.

В тех же случаях, когда родительская забота была недостаточной,

а социальные отношения нарушались или отсутствовали, у детей в

дальнейшем недостает необходимых жизненных социальных качеств.

Чувство беззащитности и неспособности оградить себя от

опасности приводит к часто возникающим тревожным реакциям и

почти постоянным нейроэндокринным изменениям. Такое состояние

повышает риск неблагоприятного воздействия эмоционального

стресса.

СТРЕССОР

Причинами возникновения эмоционального стресса могут

быть как позитивные, так и негативные события. В связи с тем,

что вредностями считают лишь неблагоприятные факторы, в качестве

потенциальных стрессоров систематизируют лишь отрицательные

события.

С. А. Разумов (1976) разделил стрессоры, участвующие в организации

эмоционально-стрессовой реакции у человека, на четыре

группы:

1) стрессоры активной деятельности: а) экстремальные стрессоры

(боевые действия); б) производственные стрессоры (связанные

с большой ответственностью, дефицитом времени); в) стрессоры

психосоциальной мотивации (экзамены);

2) стрессоры оценок (оценка деятельности): а) «старт»-стрес-

соры и стрессоры памяти (предстоящие состязания, воспоминание

о горе, ожидание угрозы); б) победы и поражения (победа, любовь,

поражение, смерть близкого человека); в) зрелища;

3) стрессоры рассогласования деятельности: а) разобщение

(конфликты в семье, в школе, угроза или неожиданное известие);

б) психосоциальные и физиологические ограничения (сенсорная

депривация, мускульная депривация, заболевания, ограничивающие

общение и деятельность, родительский дискомфорт, голод);

4) физигеские и природные стрессоры: мускульные нагрузки,

хирургические вмешательства, травмы, темнота, сильный звук,

качка, жара, землетрясение.

Сам факт воздействия еще не обязательно предполагает наличие

стресса. Более того, стимул действует, как указывал П. К. Анохин

(1973), на стадии афферентного синтеза очень разнообразных

по количеству и качеству суммирующихся раздражителей, поэтому

оценить роль одного из факторов исключительно трудно. В то же

время восприимчивость к некоторым стрессорам у людей может

быть очень различной. Новые впечатления для одних непереносимы,

а другим необходимы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.