Здавалка
Главная | Обратная связь

ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ



Психопатология детского возраста для изучения получаемых

данных, оценки динамики и обобщения их с целью составления

прогноза и формулирования рекомендаций по терапевтическому

вмешательству и коррекционным педагогическим мерам использует

свои методы.

Описательный метод. Основной задачей этого метода является

наблюдение и описание проявлений здоровой и больной психики

у детей и подростков. В задачу входит не только констатация

тех явлений, которые «лежат на поверхности», но и проникновение

в суть глубинных процессов. Полученные факты должны

быть названы научным (психиатрическим) языком, увязаны в

причинно-следственные отношения и систематизированы в рамках

существующих представлений о психической норме и патологии.

В процессе описания психопатологических феноменов (симптомов

и синдромов) следует проявлять объективность и до окончания

изучения больного не пытаться их трактовать с позиций предполагаемого

диагноза. Так, например, выявленная сниженная активность

ребенка будет описана различно в зависимости от поспешной

оценки этого психопатологического симптома либо как проявления

органического психосиндрома, либо как симптома

шизофрении. К ошибочным заключениям может привести использование

при описании больного таких специфических терминов,

как «истерический, неадекватный, манерный, демонстративный»

и др. Эти термины так тесно связаны в представлениях специалистов

с определенными состояниями и болезнями, что после появления

их в описании клинической картины другие диагнозы будут

отвергаться. Особенность описания больного может оказаться в

зависимости от теоретической ориентации специалиста. Феномены,

выявленные одним специалистом, будут настойчиво интерпретироваться

с позиций их якобы явной связи с биологическими

процессами, тогда как те же самые симптомы будут пониматься

другим как проявление личностных особенностей. Естественно,

диагностические заключения в этих двух случаях окажутся тенденциозными

и различными.

Понимание. Посредством этого метода оцениваются переживания

больного. Понимание основано на вычленении духовного

содержания при анализе мотивов поведения. Оно также тесно свя-

зано с эмпатией (вчувствованием, сопереживанием), со способностью

войти в положение изучаемого ребенка или подростка. Гарантией

правильного понимания больного может быть только тесная

взаимосвязь между специалистом и пациентом.

Экспериментальный психопатологический метод. Этот

метод использует объективные, оцениваемое количественно общие

закономерности. Экспериментальная психопатология применяет

и психологические, и биологические методы.

Нейробиологические методы. По существу это исследования

мозга. Будучи медицинской наукой, психиатрия употребляет те методы,

которые могут выявить соматические (биологические) основы

психических заболеваний. В случае обнаружения расстройств

мозговой деятельности для адекватной терапии придется включить

в программу лечения соответствующие назначения. Примером могут

быть органические повреждения в раннем детском возрасте, соматогенные

психические расстройства, эпилептический синдром

при каком-либо неврологическом заболевании (например, при энцефалите

или его последствиях).

К числу нейрофизиологигеских методов относятся изучение биоэлектрической

активности мозга (электроэнцефалография), регистрация

особенностей кровоснабжения мозга (реоэнцефалография),

исследование мозга с помощью ультразвука (эхоэнцефалография).

Для изучения ЦНС используют рентгенографию костей черепа,

пневмоэнцефалографию (рентгенографию мозговых желудочков и

других образований мозга после введения в них для контраста

воздуха), ангиографию (рентгенографию сосудов мозга после введения

в них контрастного вещества), компьютерную томографию

головы (послойное автоматизированное рентгенографическое исследование

тканей мозга), позитронно-эмиссионую томографию

(основанную на изучении обмена веществ в разных отделах мозга

при введении химических веществ, меченных изотопами).

Фармакологигеские методы исследования применяются, например,

для выявления чувствительности к определенным веществам

(седуксену, дексаметазону) с целью уточнения неявно выраженной

симптоматики и назначения более эффективного лечения (например,

при тревоге, депрессии). Психонейроэндокринология изучает

взаимодействие некоторых структур мозга с эндокринными железами

с целью выявления патогенеза тех или иных заболеваний.

Для уточнения диагноза используются клинические лабораторные

исследования спинномозговой жидкости (для выявления сифилитического

поражения ЦНС, энцефалитов другого происхождения,

опухолей головного мозга), крови, мочи и других жидкостей организма

(с целью выявления соматических заболеваний, которые

могут быть причиной психических расстройств).

Генетические методы. С целью оценки предрасположенности

к определенным психическим заболеваниям (шизофрении, аффек-

тивным психозам и др.) давно используется изучение генеалогического

древа, близнецов и усыновленных детей больных родителей,

В настоящее время еще исследуются хромосомы и гены. Оказалось,

в частности, что в формировании психических заболеваний

принимают участие помимо генетического материала и многие

другие факторы (гетерогения). Эти последние могут вызываться

внешними воздействиями или возникать в организме.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.