Здавалка
Главная | Обратная связь

Русская эскадра в Зунде



 

Эскадра В.П. Фондезина, вышедшая 5 июня с Кронштадтского рейда, 28 июня прибыла в Копенгаген. В пути у острова Готланд русские корабли встретили шведский флот, шедший на восток, и даже обменялся с ним салютом.

В.П. Фондезину после начала войны в Копенгагене поручалось разорить Готенбург, где находились три неприятельских военных фрегата, и совершить набег на другой, лежащий против Скагена, довольно значительный город Марстранд. Но вместо этого В.П. Фондезин провел в бездействии около месяца. В Копенгагене к его эскадре присоединились приведенные из Англии построенные там по чертежам адмирала С.К. Грейга катера «Меркурий» и «Дельфин».

29 августа в Копенгаген прибыла вышедшая 5 июля из Архангельска эскадра контр-адмирала И.А. Повалишина — новые четыре корабля № 8, № 75, «Александр Невский», «Северный Орел» (пятый — № 9, ставший на мель, был оставлен для починки в Норвегии) и 2 фрегата «Архангел Гавриил» и № 41. Эти суда шли из Архангельска без пушек, которые должны были погрузить на них в Копенгагене с транспортов «Кильдюин» и «Соломбала», отправленных из Кронштадта с эскадрой В.П. Фондезина. Но неосторожный адмирал, не имея точных сведений о том, где находятся неприятельские фрегаты и где находится эскадра И.А. Повалишина, 3 августа отправил эти транспорты в Архангельск, и один из них — «Кильдюин» в виду нашей эскадры был взят шведскими фрегатами.

Дания, союзница России в войне со Швецией, 30 августа выделила для усиления эскадры Фондезина 3 линейных корабля и 1 фрегат. Таким образом, сформировалась сильная эскадра из 10 линейных кораблей (в том числе три 100-пушечных), четырех фрегатов, двух катеров и четырех транспортов. Адмиралу предписано было блокировать Карлскрону, а при появлении шведского флота сразиться с ним, не допуская его в порт. В.П. Фондезину, занявшему своей эскадрой позицию между южной оконечностью острова Эланд и шведским берегом в конце сентября, С.К. Грейгом было приказано непременно продолжать блокаду до конца или, по крайней мере, до середины ноября. Но, узнав о кончине адмирала и уходе на зимовку судов, блокирующих Свеаборг, В.П. Фондезин 20 октября, не дожидаясь даже посланных к нему Т.Г. Козляниновым трех кораблей, отправился к Копенгагену. Благодаря такой неисполнительности адмирала, шведскому флоту, вышедшему из Свеаборга, удалось 17 ноября благополучно пройти в Карлскрону. В середине ноября в Копенгаген пришли из Ревеля линейные корабли «Пантелеймон», «Победоносец» и «Мечеслав». Промедлив целый месяц постановкой судов своего отряда на безопасную зимовку, Фондезин оставил их в Зунде, где суда целую зиму, подвергаясь крайней опасности, носились вместе с плавающим льдом между берегами Дании и Швеции. Если ни одно судно не погибло, то это было заслугой их командиров, а также счастливой случайностью. Оценкой действий Фондезина могут служить слова Екатерины: «Фондезин проспит и потеряет корабли ». В конце декабря он был сменен, а весной 1789 г. в командование Копенгагенской эскадрой вступил Т.Г. Козлянинов, произведенный в вице-адмиралы.

С наступлением зимы военные действия прекратились. Несмотря на предположения С.К. Грейга о возможности в зимнее время овладеть Свеаборгом, главнокомандующий В.П. Мусин-Пушкин не решался на такое смелое предприятие. Шведский же король занят был, главным образом, внутренними делами государства и на собранном им сейме, или риксдаге, успел склонить его представителей к согласию на продолжение войны с Россией.

Кампания 1788 г. не принесла успеха Швеции: шведам не удалось разбить русский флот, план захвата Петербурга был сорван.

Пользуясь временной приостановкой военных действий, оба противника были заняты усиленными приготовлениями к кампании 1789 года.

К началу кампании 1789 г. русский флот, усиленный вновь построенными гребными судами, насчитывал 35 линейных кораблей, 13 фрегатов и более 160 гребных судов.

 

 

Адмирал В.Я. Чичагов

 

У нас, в Ревеле, вооружал эскадру адмирал Василий Яковлевич Чичагов, назначенный вместо С.К. Грейга командующим Балтийским флотом. К нему должны были присоединиться: готовящаяся в Кронштадте эскадра контр-адмирала А.Г Спиридова, а затем у Карлскроны — Копенгагенская эскадра вице-адмирала Т.Г Козлянинова. Кроме того, в Кронштадте находилась резервная эскадра вице-адмирала А.И. Круза.

Гребной флот был сосредоточен главным образом в месте его строительства — в Петербурге, где строились и исправлялись до 150 судов гребного флота и около 200 шлюпок.

Шведский корабельный флот, имевший до 30 линейных судов, находился в Карлскроне, за исключением трех больших фрегатов, зимовавших в Готенбурге; гребной, в числе около 140 судов, делился на две почти равные части, из которых одна находилась в Стокгольме и портах Швеции, а другая в Свеаборге. Сверх этого у шведов было несколько судов гребного флота на озере Саймо. Для действий на этом озере и у нас в Вильманстранде строились 10 канонерских лодок.

Положение нашей эскадры в Копенгагене по политическим причинам было довольно затруднительное. Дания, находящаяся под давлением Англии и Пруссии, хотя не заключала со Швецией мира, но принуждена была оставаться в бездействии. С другой стороны, очень дорожа расположением России, датское правительство считало своим долгом охранять от неприятеля находящуюся у Копенгагена нашу эскадру, и поэтому было принято следующее решение: датский флот, почти равносильный эскадре Т. Г. Козлянинова, поставлен был вместе с ней в линию у северного входа на Копенгагенский рейд, южный вход которого защищался четырьмя старыми, негодными для плавания, кораблями. Таким образом, датчане, охраняя свою столицу от нападения шведов, вместе с тем охраняли и нашу эскадру.

 

 

Адмирал Р.В. Кроун, в 1789 г. — капитан-лейтенант, командир катера «Меркурий»

 

 

Катер «Меркурий»

 

Военные действия 1789 года начались блистательными подвигами командира 22-пушечного катера «Меркурий» капитан-лейтенанта Романа Васильевича Кроуна. Посланный Т.Г. Козляниновым для сбора сведений о шведском флоте, Р.В. Кроун 29 апреля вблизи острова Борнгольма атаковал и после непродолжительной перестрелки взял неприятельский 12-пушечный тендер «Снапоп». А находясь в отряде капитана 1-го ранга П.И. Лежнева, отправленного в Каттегат для встречи и конвоирования корабля № 9, зимовавшего в Норвегии, Кроун 21 мая после упорного боя заставил спустить флаг 44-пушечный фрегат «Венус», один из трех зимовавших в Готенбурге. В обоих этих случаях Р.В. Кроун проявил не только храбрость и отличные морские качества, но и редкую находчивость и умение кстати употребить военную хитрость, во многом решившую успешный исход дела. При встрече с «Меркурием» оба раза неприятель не подозревал, что перед ним военное судно, а по всем признакам уверен был, что видит купца. Затянутые черной парусиной пушечные порты «Меркурия», скрытые придвинутые вдоль борта пушки, загрязненная палуба, небрежно поставленные паруса, искривленные реи и не обтянутый такелаж ввели в заблуждение командиров неприятельских судов. Пользуясь штилем, катер, подойдя на веслах вплотную к фрегату, занял позицию под кормой противника и, удерживая это положение в течение всего полуторачасового боя, сбил у фрегата большую часть рангоута и такелажа и принудил его спустить флаг. В плен было взято 302 человека. Потери на «Меркурии» — 4 убитых и 6 раненых.

Адмирал В.Я. Чичагов, согласно данным ему инструкциям, в мае отправил отряды судов ко входу в Финский залив для наблюдения за неприятельским флотом и к шхерам Гангута и Поркаллауда для осмотра этих важных пунктов и, если возможно, прервать морские коммуникации судам шведского гребного флота. В Гангуте оказались сильные неприятельские укрепления, имеющие до 50 пушек и мортир и вполне обеспечивающие шведам свободное движение по шхерному фарватеру.

 

 

И. Федоров. Захват катером «Меркурий» шведского фрегата «Венус» 21 мая 1789 г.

 

Отправленный из Ревеля к Поркаллауду 16 мая капитан 2-го ранга Н.И. Шешуков с отрядом из линейного корабля «Болеслав», фрегатов «Премислав», «Мстиславец» и катеров «Нева» и «Летучий» обнаружил 6 июня в шхерах интенсивное движение неприятельских судов, подвозивших снабжение для своей армии. Шведские суда сделали попытки заставить Н.И. Шешукова очистить фарватер, но были отбиты, и потому все транспорты, идущие из Швеции к армии, должны были сдавать свой груз на берег, не доходя до Поркаллауда, в Барезунде.

21 июня 8 судов неприятельского гребного флота, шедшие со стороны Свеаборга, хотели прорваться у Поркаллауда и, поддержанные огнем береговых батарей, атаковали отряд Н.И. Шешукова, но после упорного боя, продолжавшегося более двух часов, должны были отступить. Высаженный с русского отряда десант занял и уничтожил шведскую береговую батарею.

23 июня отряд Н.И. Шешукова на позиции у Поркаллауда сменен отрядом капитана 1-го ранга В.И. Глебова в составе линейных кораблей «Иануарий», «Европа», фрегатов «Патрикий», «Св. Марк», катеров «Счастливый» и «Летучий».

Эскадра адмирала В.Я. Чичагова, усиленная прибывшей из Кронштадта эскадрой контр-адмирала А.Г. Спиридова, 2 июля вышла из Ревеля в море на соединение с Копенгагенской эскадрой Т.Г. Козлянинова.

Русская эскадра имела в своем составе 20 линейных кораблей (три 100-пушечных «Двенадцать апостолов», «Ростислав», «Владимир», девять 74-пушечных «Всеслав», «Мстислав», «Св. Елена», «Кир Иоанн», «Св. Петр», «Ярослав», «Иезекиль», «Принц Густав», «Победослав», восемь 66-пушечных «Память Евстафия», «Болеслав», «Святослав», «Дерись», «Вышеслав» и «Виктор», «Родислав», «Изяслав»), шесть фрегатов («Прямислав», «Подражислав», «Брячислав», «Мстиславец», «Слава» и «Надежда Благополучия»), 2 бомбардирских корабля («Победитель», «Страшный»), 2 катера, 3 транспорта и 2 госпитальных судна. Адмирал В.Я. Чичагов держал флаг на «Ростиславе», А.Г. Спиридов — на «Двенадцати Апостолах», вице-адмирал A.B. Мусин-Пушкин — на «Владимире».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.