Здавалка
Главная | Обратная связь

Выборгское сражение 22 июня 1790 г.



 

С вечера 21 июня установился восточный ветер, которого шведы ждали целый месяц, и в ночь весь неприятельский флот приготовился к выходу в море. Местом прорыва был выбран северный фарватер между мысом Крюсерорт и банками Репие и Пассалода, где находились наиболее слабые отряды контр-адмиралов П.И. Ханыкова и И.А. Повалишина. Часу в четвертом утра 22 июня шведские суда начали сниматься с якоря и двинулись к Крюсерорту: корабли полным бакштагом, в линии баталии, а рядом с ними, но несколько севернее и ближе к берегу, суда гребного флот.

В.Я. Чичагов, все еще не уверенный, что шведы для выхода в море избрали один северный фарватер, опасался передвигать свои суда и только сигналом приказал приготовиться к бою, поворотясь на шпрингах левым бортом к неприятелю, и иметь шлюпки для отвода брандеров. Между тем шведы, пользуясь засвежевшим ветром, в 7.30 атаковали Повалишина и Ханыкова. Головной шведский корабль «Финланд» сел на мель и позже был взят в плен кораблем «Победоносец». Следующие шведские корабли проходили между кораблями отряда И.А. Повалишина «Всеслав» и «Св. Петр», осыпая их беспрестанными залпами. Остальные корабли отряда «Принц Густав», «Пантелеймон», «Не Тронь Меня», «Победитель» встали так, что шведы попадали под огонь с двух сторон и в то же время не могли обойти русские корабли из-за мелей.

Нижние паруса неприятеля были подвязаны на каболках, люди спрятаны в палубах, и при весьма близком расстоянии, на котором проходили шведы от наших кораблей, рангоут их почти не имел повреждений от наших выстрелов.

Выходя на траверз русских кораблей, шведы открывали огонь. Каждый шведский корабль находился под ответным огнем не более 15 минут. Выйдя из-под огня, шведские корабли ставили все паруса и поспешно уходили.

Миновав корабли Повалишина, шведы попадали под залпы фрегатов Ханыкова. Они открыли такой огонь, что шведские суда изменяли курс, часть из них попала на банку Пассалода. Фрегаты «Архангел Гавриил» и «Брячислав» взяли в плен линейный корабль «Эмгейтен».

Суда И.А. Повалишина и П.И. Ханыкова, окруженные непроницаемым дымом, отбивались от ежеминутно сменяющихся противников, некоторые сражались на оба борта. Не имея помощи от флота, продолжавшего оставаться на якоре, эти два отряда принимали на себя всю тяжесть жесточайшего боя. Все суда их имели значительные повреждения и большую потерю в людях. На бомбардирском корабле «Победитель» был сбит весь рангоут, а на «Не Тронь Меня» убит командир капитан 1-го ранга Д. Тревенен.

В девятом часу утра, когда передовые суда неприятеля уже прошли наши отряды, В.Я. Чичагов приказал двум кораблям отряда A.B. Мусина-Пушкина идти на помощь Повалишину. «Двенадцать Апостолов» и «Царь Константин», обрубив якорные канаты, подошли к И.А. Повалишину. Потом в погоню за неприятелем адмирал направил П.И. Лежнева и Р.В. Круза. Наконец, в 9.30, когда уже половина уходивших шведов была вне выстрелов, адмирал двинулся сам со своими главными силами. Несмотря на то, что, торопясь вступать под паруса, наши корабли рубили канаты, быстроте выхода много мешала близость мелей, между которыми стояли некоторые из судов. Во время бегства среди густого дыма стали на мель и были взяты в плен 3 шведских линейных корабля, 2 фрегата, катер, 2 галеры и 3 транспортных судна.

Замыкающий неприятельскую линию корабль должен был пустить 3 брандера на отряды Повалишина и Ханыкова. «Всеслав» и «Св. Петр» обрубили якорные канаты и отошли, чтобы уступить дорогу брандеру. Но по недосмотру при вступлении брандеров под паруса поданный с корабля буксир не был обрублен, и зажженный брандер сцепился с кораблем, зажег его, вместе с ним навалился на свой ближайший фрегат, и все три судна взлетели на воздух. При взрыве этих судов два наши корабля были осыпаны горящими обломками, но спаслись от пожара.

 

 

Выборгское сражение 22 июня 1790 г.

 

За исключением судов, получивших сильные повреждения во время боя, весь наш флот двинулся в погоню за неприятелем, спешившим укрыться в Свеаборге. Передовые наши корабли следовали в близком расстоянии за последними шведскими кораблями, не обращая внимания на обгоняемый ими весь гребной флот неприятеля, который со множеством транспортных судов (около 200 судов с 14 тыс. войск) в недалеком расстоянии шел одним курсом с нашими кораблями и, конечно, ожидал ежеминутной гибели.

По приказу В.Я. Чичагова линейный корабль «Ярослав», фрегаты «Слава», «Надежда Благополучия» и катер «Вестник» с одной стороны и фрегат «Венус» с другой атаковали шведский гребной флот. Вскоре к «Венусу» подошли фрегат «Прямислав» и гребной фрегат «Александра». Войдя в середину неприятеля, русские суда открыли огонь. Шведские гребные суда начали сдаваться, и русские успели уже захватить до 20 судов. Но В.Я. Чичагов, увидев выходящую из Биорке-Зунда гребную флотилию К. Нассау-Зигена, решил, что она завершит пленение шведской флотилии. Поэтому он приказал линейному кораблю и фрегатам продолжить преследование шведских линейных кораблей и фрегатов.

Во время преследования удалось у Гогланда догнать и принудить к сдаче контр-адмиральский корабль «София-Магдалина», а близ Свеаборга фрегатом «Венус» при помощи корабля «Изяслав» был взят корабль «Ретвизан».

Гребная флотилия К. Нассау-Зигена начала преследование с опозданием и догнать противника не смогла. 3 линейных корабля, входившие в состав этой флотилии, несмотря на повторные сигналы К. Нассау-Зигена, не приняли участия в преследовании и присоединились к флотилии только у Гогланда.

Гребная флотилия Т.Г. Козлянинова вечером 22 июня подошла к острову Рогель и лишь 24 июня вышла на соединение с Нассау-Зигеном.

Шведский флот потерял в Выборгском бою 7 линейных кораблей (4 захвачены в плен, 1 сгорел, 2 потоплены), 3 фрегата (1 захвачен в плен, 1 сгорел, 1 потоплен) и более 50 малых и гребных судов. Кроме того, был взят бывший русский фрегат «Ярославен», захваченный шведами еще в 1788 г. Пленено до 2000 и погибло около 5000 шведов. Потери русских — 117 убитых и 164 раненых. Русский флот потерь не имел.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.