Здавалка
Главная | Обратная связь

Война с Турцией 1806–1812 гг.



 

Несмотря на поражения, понесенные в русско-турецких войнах второй половины XVIII в., Турция не отказалась от надежд вернуть Крым и Северное Причерноморье и восстановить свое господствующее положение на Кавказе. Ободренная поражением России и Австрии при Аустерлице в 1805 г., Турция стала чинить препятствия плаванию русских судов через проливы. Так, в 1804 году, в прямое нарушение Ясского трактата 1791 года, без согласия России были сменены неугодные Наполеону господари Молдавии и Валахии.

Турция, подстрекаемая Францией, систематически нарушала договоры с Россией и пыталась утвердить свое господство на Черном море и в Закавказье. Турецкое командование, готовясь к войне, приступило к сосредоточению крупных сил в районе Дуная и усилению дунайских крепостей.

Развязыванию русско-турецкой войны во многом способствовала Франция, готовившаяся в 1806 г к войне с четвертой коалицией европейских держав, в которую входила и Россия. Наполеон надеялся, что война с Турцией отвлечет силы русских от театра военных действий в Центральной Европе. Стремясь ускорить разрыв между Россией и Турцией, французская дипломатия всячески разжигала реваншистские настроения турецкого султана.

Русское правительство, не добившись урегулирования разногласий мирным путем, в конце октября 1806 г. приказало войскам перейти границу, занять Бессарабию, Молдавию и Валахию. 18 декабря Турция объявила войну России.

Общая численность турецкой армии достигала 266 тыс. Турецкий флот насчитывал 15 линейных кораблей, 10 фрегатов, 18 корветов и 100 мелких судов. Он находился в Мраморном море.

Русский Черноморский флот, находившийся в запущенном состоянии, состоял из 6 линейных кораблей (вместо 21 по штату), 5 фрегатов, 2 бригов, 6 малых судов и 80 канонерских лодок.

В Средиземном море с 1805 г. находилась эскадра вице-адмирала Д.Н. Сенявина, состоявшая из судов, прибывших с Балтики и Черного моря, для действий против войск Наполеона (Россия в составе коалиции воевала против Франции).

Это были лучшие корабли с лучшими экипажами, которые совершили длительный переход и уже почти два года участвовали в боях, приобретя огромный боевой опыт. В январе 1807 года у Сенявина было 15 линейных кораблей, 7 фрегатов, 7 корветов, 7 бригов, шлюп и 13 000 сухопутных войск.

Русское правительство не имело подготовленного и утвержденного плана войны против Турции. Лишь в январе 1807 г. царь утвердил разработанный морским министром П.В. Чичаговым план войны. Этот план предполагал взятие турецкой столицы одновременным действием флотов со стороны Черного и Средиземного морей и десантного корпуса, который должен был быть доставлен на черноморских судах. Таким образом, впервые в истории войн с Турцией флот должен был выполнить главную задачу — овладеть Константинополем с помощью десанта. Дунайская армия должна была выполнять второстепенную задачу — отвлечь силы противника от Константинополя.

План П.В.Чичагова должен был быстро и радикально решить политические цели, которые русское правительство ставило в войне с Турцией. Можно было рассчитывать, что после падения Константинополя Порта немедленно выйдет из войны и откажется от союза с Францией. Занятие Константинополя приблизило бы вместе с тем царское правительство к осуществлению его заветной мечты об установлении господства в зоне черноморских проливов.

Инструкцией морского министра П.В.Чичагова, направленной Д.Н. Сенявину в январе 1807 г., предписывалось, при содействии находящейся в Архипелаге союзной английской эскадры, прорваться через Дарданеллский пролив и атаковать столицу Турции.

Командующему эскадрой Черноморского флота контр-адмиралу С.А. Пустошкину предписывалось: «взять в командование Черноморский флот и 17 000 сухопутных войск; выступить в начале апреля из Севастополя к Константинополю незаметно для турок; войдя в пролив Босфор подавить береговые батареи, произвести высадку в Буюкдере, атаковать (с помощью брандеров) турецкий флот; принудив турецкие корабли отступить, следовать к Константинополю, обстреливая его, а десанту наступать на суше; при успехе требовать от Порты прохода через Дарданеллы эскадры Сенявина из Архипелага; если невозможно будет овладеть Царьградом и вернуться в Россию, пробиться через Дарданеллы в Архипелаг и соединиться с эскадрой Сенявина».

Для этой операции, кроме изготовления всех военных судов, способных выйти в плавание, велено было изготовить возможно большее число наемных, набранных в портах Черного и Азовского морей, чтобы на них можно было перевезти десант численностью от 15 до 20 тысяч человек.

План П.В.Чичагова отличался смелостью стратегического замысла и оригинальностью решения. Но осуществлен он не был. Атака со стороны Архипелага была сорвана по вине англичан, со стороны Босфора — из-за неготовности Черноморского флота и десантных войск. Командующий Черноморским флотом адмирал И.И. де Траверсе и командующий корпусом генерал-лейтенант А.Э. де Ришелье представили 12 апреля 1807 г. донесение в Петербург о недостаточном числе сухопутных войск, в числе которых было более 6 тысяч рекрутов. «По такому состоянию войск сих, — представлялось во всеподданнейшем докладе министра П.В. Чичагова, — нельзя обнадеживаться в успехах действий в столь важном предприятии, и они (Траверсе и Ришелье) не осмелились отваживать на удачу чести и славы империи ». Таким образом, действительность оказалась далеко не соответствующей заманчивым предположениям.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.