Здавалка
Главная | Обратная связь

Отражение нападения англо-французской эскадры на Петропавловск 18–24 августа 1854 г.



 

18 августа англо-французская эскадра, войдя в Авачинскую губу, направилась к гавани Петропавловска-на-Камчатке. С дистанции 7–8 каб. она обстреляла порт и береговые батареи, с целью выяснить расположение и силы укреплений. После короткой перестрелки с батареями противник ушел в Тарьинскую бухту у противоположного берега Авачинской губы. Атака с ходу не удалась, русские не подняли белых флагов, на что рассчитывали союзники.

На следующий день, 19 августа пароход «Вираго», взяв на буксир два фрегата, повел их к Петропавловску. Подойдя к Сигнальной горе и став на шпринг, они начали бомбардировку порта. Русские батареи молчали, так как противник находился вне досягаемости. Но и бомбы англичан и французов не причинили порту никакого вреда. Вскоре корабли противника отошли в Тарьинскую бухту. Причиной этого неожиданного маневра послужило самоубийство английского контр-адмирала Д. Прайса, который застрелился на своем флагманском корабле «Президент». Командование эскадрой перешло к французскому контр-адмиралу Ф. де Пуанту, но адмиральский флаг на «Президенте» продолжал развеваться до ухода эскадры от Камчатки.

20 августа англо-французская эскадра вышла из Тарьинской бухты с целью уничтожить русские корабли в Петропавловской бухте, подавить артиллерийским огнем береговые батареи и, высадив десант, занять город. Приблизившись к Петропавловской бухте, корабли противника стали на шпринг юго-западнее Сигнального мыса вне досягаемости огня русских кораблей и батареи № 3. В 9 часов английские и французские корабли открыли огонь по батареям №№ 1, 2 и 4. Восьмидесяти орудиям противника могли отвечать только 8 орудий батарей №№ 1 и 4, с батареи № 2 ядра долетали до неприятельских кораблей.

Около 11 часов батарея № 1, засыпанная снарядами противника, по приказу Завойко, прекратила огонь ввиду больших потерь в людях. Орудия на батарее были заклепаны, личный состав отошел к батарее № 4, куда в это время с фрегатов противника был направлен десант 600 человек на 15 гребных судах. Батарея № 4 успешно вела огонь по неприятельским кораблям, но с подходом десанта ее личный состав заклепал орудия и отошел на север к отряду, который располагался между второй и четвертой батареями, чтобы преградить противнику путь к городу. Англо-французские войска заняли батарею № 4, но удержаться на ней не смогли: артиллерийский огонь с фрегата «Аврора» и транспорта «Двина» вынудил их возвратиться на свои корабли.

Попытка противника высадить десант под прикрытием корвета «Эвридика» и брига «Облигадо» южнее батареи №№ 3 была также отбита огнем ее орудий.

 

 

А.П. Боголюбов. Петропавловский бой

 

Во время боя пароход «Вираго» пытался, прикрываясь дымом от длительной стрельбы, прорваться в гавань, но был встречен метким огнем фрегата «Аврора» и батареи №№ 2 и быстро отошел назад.

Тем временем корабли противника сосредоточили огонь всех орудий на батарее № 2, которая продолжала отвечать им. Не сумев подавить батарею, англо-французская эскадра в 18 часов прекратила бой и отошла от Петропавловского порта. Корабли противника получили различные повреждения, в основном в корпусах, и приступили к ремонту.

Русские также энергично восстанавливали разрушенные батареи №№ 1, 2 и 4. Удалось восстановить 3 орудия на батарее № 1, 2 орудия на батарее № 4, батарея № 2 была восстановлена полностью.

24 августа противник повторил нападение на Петропавловский порт. В 5.30 неприятельский пароход, взяв на буксир два фрегата, направился к городу. Один из фрегатов стал на шпринг против батареи № 3, второй фрегат и пароход — против батареи № 7 Против пяти орудий батареи № 3 действовали 30 орудий противника, против трех орудий батареи № 7. которые могли вести огонь по кораблям противника — 26 пушек фрегата и бомбические орудия парохода. Тем не менее, батареи вели бой до тех пор, пока не были выведены из строя все их орудия. Когда русские батареи были вынуждены прекратить огонь, противник направил к берегу десант двумя группами при поддержке артиллерийского огня своих кораблей. 700 человек на 25 гребных судах — в районе батареи № 7 и в районе батареи № 3 — около 200 человек на 5 судах. Высадившийся у батареи № 7 десант разделился на две группы, одна из которых должна была занять Никольскую гору — северный оплот обороны Петропавловского порта, другая обойти гору с севера со стороны озера.

Для отражения войск противника генерал B.C. Завойко собрал около 300 человек — стрелков, моряков, часть артиллеристов с батареи № 2. Никольскую гору занимал отряд в 25 человек. Англо-французский отряд, продвигавшийся к городу со стороны озера, был остановлен огнем батареи № 6 и полевого орудия. Все попытки противника уничтожить батарею потерпели неудачу, и он вынужден был отступить к Никольской горе.

Наступление основных сил десанта противника на Никольскую гору было более успешным. Пользуясь численным превосходством, они заняли северный склон горы. Направив небольшой отряд на соединение с высаженным севернее батареи № 3 десантом, они начали спуск к городу, но были встречены в штыки русскими стрелками и моряками с «Авроры» и «Двины». Десантный отряд не выдержал штыковой атаки и в беспорядке отступил, понеся большие потери. Корабли противника сняли с берега остатки десанта и отошли в Тарьинскую бухту.

За два дня боев (20 и 24 августа) союзники потеряли около 450 человек убитыми и ранеными, русские — 32 убитых и 64 раненых. На фрегате «Аврора» ядром была пробита грот-мачта, перебит такелаж, повреждено несколько пушек.

27 августа англо-французская эскадра покинула Авачинскую губу. В море она встретила шедшие в Петропавловск русские суда — шхуну «Анадырь» и судно российско-американской компании «Ситха». Шхуну союзники сожгли, а судно взяли в плен.

Уже после ухода англо-французской эскадры в Петропавловск пришли корвет «Оливуца», транспорты «Иртыш» и «Байкал», бот № 1.

 

 

Отражение нападения англо-французской эскадры на Петропавловск 18–24 августа 1854 г.

 

Однако противник не отказался от своих намерений и начал подготовку к кампании 1855 г. — для овладения Петропавловском была выделена эскадра в 56 вымпелов. Англичане и французы предполагали в мае 1855 г взять реванш за позорные неудачи 1854 г.

Ожидая появления противника следующим летом, гарнизон города принялся укреплять береговую оборону, однако в марте 1855 г. последовало приказание оставить Петропавловск. В апреле 1855 г. в сложной ледовой обстановке фрегат «Аврора», корвет «Оливуца», транспорты «Двина», «Иртыш», «Байкал» и два бота вывезли из Петропавловска весь гарнизон и жителей (1413 человек) вместе с артиллерией. Когда спустя полтора месяца англо-французская эскадра появилась у Петропавловска, она нашла здесь лишь разрушенные укрепления.

На рассвете 8 мая отряд английских судов в составе 40-пуш. фрегата «Сибилл», 17-пуш. винтового корвета «Хорнет» и 12-пуш брига «Биттерн» под флагом коммодора Эллиота подошел к Де-Кастри. «Аврора», «Оливуца» и «Двина» стали по диспозиции, приготовившись к бою. Посланный на разведку винтовой корвет «Хорнет» обменялся несколькими выстрелами с корветом «Оливуца», после чего донес коммодору о составе русской эскадры. Не рискуя вступать в бой, Эллиот отправил «Хорнет» в Хакодате за подкреплением, а сам остался в Татарском проливе для наблюдения, считая русские суда заблокированными.

16 мая после очищения Амурского лимана ото льда эскадра B.C. Завойко, пользуясь густым туманом, оставила Де-Кастри и Татарским проливом ушла в устье Амура, куда прибыла 24 мая.

Пришедшая из Хакодате англо-французская эскадра адмирала Стирлинга направилась к Де-Кастри с целью атаковать русские корабли, но не нашла их. Это исчезновение русских было непонятно, поскольку англичане считали Татарский пролив заливом, не имеющим выхода на север. Несмотря на предпринятые поиски русской эскадры, она обнаружена не была.

Таким образом, боевые действия на второстепенных театрах в период войны 1853–1856 гг. окончились полным провалом.

 

 

Транспорт «Байкал»

 

 

Корвет «Оливуца»

 

18 марта 1856 г. в Париже был заключен мирный договор между воюющими странами. Условия договора были очень тяжелыми для России.

На Балтийском море Россия лишалась права укреплять Аландские острова, на Балканах передавала южную часть Бессарабии Молдавскому княжеству (фактически Турции) и отказывалась от протектората над обоими Дунайскими княжествами.

На Кавказе Россия возвращала Турции Карс в обмен на Севастополь, Евпаторию, Керчь, Кинбурн и пр. пункты в Крыму, занятые союзниками.

Особенно тяжелым условием для России была нейтрализация Черного моря, которое объявлялось закрытым для военных кораблей всех государств. На черноморском побережье России запрещалось иметь военно-морские базы. Россия лишалась права держать на Черном море военный флот.

Таким образом, Парижский трактат лишил Россию результата ее многовековой борьбы за выход к Черному морю. Только в 1871 г. Лондонским договором были отменены унизительные статьи Парижского трактата.

Крымская война показала бесспорное превосходство паровых кораблей над парусными, что стимулировало развитие парового деревянного, а затем железного и броненосного флота. В 1860 г. была завершена постройка последнего из «мастодонтов» уходящей эпохи — 110-пушечного деревянного, винтового линейного корабля «Император Николай I». Начинается серийное строительство кораблей новых классов — винтовых фрегатов, корветов и клиперов. Русский флот вступил в новый этап своей истории.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.