Глава1. Проблема исследования общения у детей дошкольного возрастаСтр 1 из 8Следующая ⇒
Содержание Введение Глава 1. Проблема исследования общения у детей дошкольного возраста §1. Общение как основа развития коммуникативной компетентность………..5-11 §2. Особенности развития общения в дошкольном возрасте………………………..12-21 §3. Современные исследования общения у детей дошкольного возраста…….22-30 Глава 2. Экспериментальное исследование общения в дошкольном возрасте §1. Психолого-педагогическое обеспечение развивающего курса………………...31-39 §2. Программа развивающего курса……………………………………………………………..40-54 Заключение Список литературы. Приложение. Введение В научном контексте сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений). Сущность понятия «коммуникация» определяют психологические словари (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, Р. С. Немов, В. А. Мижериков) в значении, прежде всего, общения людей и обобщения ими знаний. Компетенция – качество, означающее силу и уверенность, исходящую от чувства собственной успешности и полезности, которую дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружающими[1, с. 15]. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия[14,с.25]. В отечественной психологии общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида деятельности человека, направленного на познание и оценку самого себя посредством взаимодействия с другими людьми (Л.C. Выготский, 1956; А.В. Запорожец, 1986; Н. Леонтьев, 1981; М.И. Лисина, 1986; B.C. Мухина, 1985; С.Л. Рубинштейн, 1989; А.Г. Рузская, 1974; Е.О. Смирнова, 1981; Д.Б. Эльконин, 1960, 1995 и др.). Общение присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом (И.Ю. Абелева, 2004; Л.И. Божович, 1968, 1995; А.А. Бодалев, 1995; А.В. Запорожец, 1986; М.И. Лисина, 1986, 1989, 1997 и др.). У детей с недоразвитием речи на фоне мозаичной картины речевых и неречевых дефектов имеются трудности формирования коммуникативных навыков (Р.Е. Левина, 1968; Б.М. Гриншпун, 1968; О.Е. Грибова, 1995; О.С. Павлова,1998; Л.Ф. Спирова, 1980; Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 1990; Л.Б. Халилова, 1990; С.Н. Шаховская, 1997 и др.). Неполноценная речевая деятельность негативно влияет на все стороны формирующейся личности ребенка: затрудняется развитие познавательной деятельности (И.Т. Власенко, Р.И. Лалаева, И.Ю. Левченко, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева и др.), нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия (Е.М. Мастюкова, Ю.Ф. Гаркуша и др.). Все это обуславливает проблему исследования: каковы условия и средства развития коммуникативной компетентности. Объектом исследования выступает коммуникативная сфера. Предметом исследования является коммуникативная компетентность у детей дошкольного возраста. Цельданнойработы – определить особенности коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста. Гипотезой нашей работы выступает предположение о том, что наличие 4 уровня развития сюжетно-ролевой игры (по Эльконину) обуславливает высокий уровень коммуникативной компетентности. Высокий уровень коммуникативной компетентности характеризуется наличием следующих параметров: - внеситуативно-личностная форма общения (М.И. Лисина); - позитивное решение конфликтных ситуаций со сверстниками; - активность ребенка (в учебной и игровой деятельности, самостоятельной игре); - принятие и сохранение роли в сюжетно-ролевых играх. Нами были поставлены следующие задачи: 1. Определить теоретические подходы в психологии к содержанию коммуникативной компетентности; 2. Раскрыть особенности развития общения в дошкольном возрасте; 3. Определить современные подходы к проблеме общения в дошкольном возрасте; 4. Представить программу развивающего курса. Работа состоит из проблемы исследования общения у детей дошкольного возраста: общение как основа развития коммуникативной компетентности, особенностей развития общения в дошкольном возрасте, современные исследования общения у детей дошкольного возраста; а также экспериментальные исследования общения в дошкольном возрасте и их результаты и заключение.
Глава1. Проблема исследования общения у детей дошкольного возраста ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|