Здавалка
Главная | Обратная связь

Психолого-педагогическое обеспечение развивающего курса.



С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психологического развития. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка (Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др). В дошкольном возрасте ребенок интенсивно овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться своими впечатлениями; он учится строить с людьми отношения, узнавая от близких, что к человеку нужно обращаться по имени, приветливо глядя ему в глаза; он учится приветствовать людей в принятой форме.Речь как средство общения несет в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию. Эмоционально интонируется не только окрас слов, которые люди произносят в общении, но и сопровождающие речь мимика, позы и жесты. Подражая родителям и близким людям (идентифицируясь с ними), ребенок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой и сдержанная в своих эмоциональных проявлениях семья формирует у ребенка тот же тип общения. В 5-6 лет ребенок овладевает типами склонений и спряжений. В его речи появляются собирательные существительные и новые слова, образованные с помощью суффиксов. К концу пятого года жизни ребенок начинает овладевать контекстной речью, т. е. самостоятельно создавать текстовое сообщение.

По мнению Р.Е. Левиной, в этом возрасте аффективное напряжение ребенка относится не только к содержанию контекстной речи, но и к ее лексико-грамматическому оформлению. Примерно к шести годам формирование речи ребенка в лексико-грамматическом плане можно считать законченным. Ряд авторов, Н.М. Аксарина, Е.К. Каверина, Ф.И. Фрадкина выделяют факторы, влияющие на развитие речи: слуховое внимание; моторное развитие; интеллектуальный рост; эмоциональное развитие; общение.

Вне человеческого общения невозможно развитие личности ребенка подтверждением того являются дети – маугли. На сегодняшний день у детей дошкольного возраста низкий уровень развития речи [23, с.40]. Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других – к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях – даже к гибели детей на ранних этапах онтогенеза (в младенческом и раннем возрасте). Также отсутствие общения с детьми приводит к следующим результатам: как свидетельствуют многочисленные факты, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. Достоверными еще являются факты, свидетельствующие о том, что недостаточное общение или полное его отсутствие пагубно сказывается на развитии детей. Например, явление госпитализма, возникающее из - за дефицита общения со взрослыми дети начинают резко отставать в развитии. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться со взрослыми и сверстниками, то он ни стал бы культурно и нравственно развитым человеком, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживым, лишь внешне, анатомо - физиологически напоминающим человека.

Как нами уже было показано, М.И. Лисина рассматривает общение как особую коммуникативную деятельность, в основе которой лежит потребность в общении и содержание которой меняется на каждом возрастном этапе.

Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Общение ребенка, особенно маленького, со взрослым протекает в форме действий. Действие характеризуется целью, на достижение которой оно направлено, и задачей, которую оно решает. Происходит активное развитие общения, которое опосредуется словом и становится речевым. Кроме того, возникает потребность в общении ни только со взрослым, но и со сверстником. В дошкольном возрасте ребенок осваивает такие сложные виды деятельности, как сюжетно-ролевая игра (ведущая деятельность этого возраста), рисование, конструирование, восприятие сказки и многие другие виды активности. Продолжает интенсивно развиваться и деятельность общения: внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного, а также взаимодействие со сверстниками.

В детском возрасте начинают формироваться достаточно устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей, закрепляются некоторые характерологические особенности, которые во многих случаях могут стать источниками серьезных будущих проблем дошкольника. Основной круг проблем, возникающих у детей в дошкольном возрасте, связан не только с их возрастными или индивидуально-психологическими особенностями, но и с социальной ситуацией, которая окружает ребенка. Так, например, дисгармоничные отношения в семье могут рождать у ребенка стойкий эмоциональный дискомфорт, сказываться на его познавательной активности, на взаимоотношениях со сверстниками, накладывать свой тяжелый отпечаток на формирование всей его личности. И, напротив, к примеру, трудности ребенка, коренящиеся в снижении его интеллектуального развития, могут осложнять детско-родительские отношения, проявляться в ходе игры и общении со сверстниками, препятствуя взаимопониманию, и создавать почву для взаимной неудовлетворенности и конфликтов [М.А. Виноградова, Л.Г. Соловьева].

Таким образом, проблема исследования – условия и средства развития коммуникативной компетентности у дошкольников. Мы рассматриваем уровень развития коммуникативную компетентность в условиях развивающих программ детского сада и в условиях развивающего курса.

Нами проблемой был разработан развивающий курс «Сказка» в контексте, которого будет актуализирована мотивация дошкольника к общению со сверстником, а также развитие экспрессивных сторон речевого общения в логике сюжетно-ролевой игры.

Проектная задача:1) определить содержательные компоненты сказки; 2) научиться составлять собственную сказку.

Проект «Сказка» направлен на формирование психологических новообразований, актуальных для данного возраста и лежащих в зоне ближайшего развития. Так же направлен на расширение экспрессивных средств общения, развитие речи (обогащение словарного запаса, использование фразовой речи), развитие сюжетно-ролевой игры и произвольности, развитие различных форм взаимодействия и совместной деятельности в условиях продуктивной деятельности.

Деятельность осуществляется через сюжетно-ролевую игру – ведущий тип деятельности у ребенка дошкольно­го возраста. Основные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображае­мая ситуация, сюжет, содержание, роли, игровые действия, правила.

Мотивы игры связаны с возрастом детей и изменяются - на протяжении дошкольного детства, определяя содержание игры. Рольявляется средством реализации сюжета. Чаще всего ре­бенок принимает на себя роль взрослого. При этом ребенок отож­дествляет себя с тем или другим человеком, действует от его имени, соответствующим образом использует те или другие предме­ты (водит машину как шофер, как врач делает укол, ставит гра­дусник и т. д.), вступает в разнообразные отношения с другими окружающими (внимательно слушает больного, осматривает его и т. д.). Роль отражается в действиях, речи, мимике, пантомимике. К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых или детей, действия и поступки которых вызвали на­ибольшее эмоциональное впечатление, интерес. Чаще всего это ма­ма, воспитатель, учитель, врач, шофер и т. д.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка и речевого развития.

Сказка влияет на формирование таких качеств личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды; активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовывать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров; социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов. Сказка является также средством развития и самой детской игры, поскольку она расширяет пространство воображаемой ситуации. Дошкольный возраст, по словам В.С. Мухиной, это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения ребенка со сверстниками. Дошкольный возраст, по словам В.С. Мухиной, это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения ребенка со сверстниками.

Цель развивающего курса– сформировать высокий уровень коммуникативной компетентности на основе развития сюжетно-ролевой игры.

Низкий уровень коммуникативной компетентности у дошкольников, который выражается в малом объеме высказываний, низком словарном запасе, т.е. форма общения. А также отсутствует связь логических высказываний и несформированная описательная функция речи:

- негативное решение конфликтных ситуаций со сверстниками (моделирование ситуаций);

- низкая активность ребенка (в учебной и игровой деятельности, самостоятельной игре);

- отсутствует принятие и сохранение роли в сюжетно-ролевых играх;

- форма общения не соответствует норме.

Соответственно, высокий уровень коммуникативной компетентности будет характеризоваться следующим:

ü Дети принимают на себя функции организаторов взаимодействия; предлагают тему, распределяют работу, роли и т. п., проявляют умение выслушать собеседника, согласовать с ними свои предложения, стремление к получению информации в процессе взаимодействия;

ü Легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, способны заинтересовать перспективами участия в игре, труде; проявляют отзывчивость, оказывают действенную взаимопомощь и способны обратиться и принять помощь взрослого и других детей;

ü Активно взаимодействуют с членами группы, решающими общую задачу; способны спокойно отстаивать свою точку зрения, при этом проявляют уважительное отношение к окружающим людям, их интересам.

ü Отмечается высокий уровень коммуникативной функции - высокая потребность в общении, сформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), заинтересованность в контактах, умение ориентироваться в ситуации общения, а также речевая активность, наличие развернутой фразовой речи, обширный словарный запас.

Гипотеза:

Мы предполагаем, что в результате реализации проекта качественно изменится уровень развития речевых средств общения дошкольника.

1) Изменится качество речи: что выразится в увеличении словаря, правильном построении предложений, объеме высказываний, экспрессивных средств речи(мимика, эмоциональная окраска и т. д);

2) в рамках развивающего курса "Сказка", произойдет развертывание ориентировки в деятельности словесного творчества, они познакомятся с такими понятиями: сказка, главные герои сказки, композиция, развязка и т.д

3) В условиях проекта, мы увидим динамику взаимодействия дошкольников со сверстниками, а именно появится инициатива контактности, выстраивании речевых отношений, появление совместных игровых действий;

4) В ходе проекта, мы будем наблюдать индивидуальную динамику каждого ребенка в преодолении проблем взаимодействия.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.