Здавалка
Главная | Обратная связь

Методика Е. О. Смирновой, Е. В. Калягиной «Картинки».



Инструкция: "Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке"? Ответ фиксируется в протоколе. Если ребёнок понял, что на рисунке изображена конфликтная ситуация, следует вопрос: "Что бы ты сделал на месте этого обиженного мальчика (или обиженной девочки)?"

Детям предлагается найти выход из понятной и знакомой им проблемной ситуации. Детям предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации:

1. Группа детей не принимает своего сверстника в игру.

2. Девочка сломала у другой девочки её куклу.

3. Мальчик взял без спроса игрушку девочки.

4. Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.

Картинки изображают взаимодействие детей со сверстниками, и на каждой из них есть обиженный, страдающий персонаж. Ребёнок должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте этого персонажа.

Таким образом, в данной методике ребёнок должен решить определённую проблему, связанную с отношениями людей или с жизнью общества.

Степень решения проблемы оценивается по трёхбалльной шкале в соответствии с критериями, используемыми:

0 баллов - отсутствие ответа;

1 балл - обращение за помощью к кому-либо;

2 балла - самостоятельное и конструктивное решение проблемы.

Помимо уровня развития социального интеллекта, методика "Картинки" может дать богатый материал для анализа качественного отношения ребёнка к сверстнику. Этот материал может быть получен из анализа содержания ответов детей при решении конфликтных ситуаций. Решая конфликтную ситуацию, обычно дети дают следующие варианты ответов:

1. Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, заплачу, пожалуюсь маме).

2. Агрессивное решение (побью, позову милиционера, дам по голове палкой и т. п.).

3. Вербальное решение (объясню, что так плохо, что так нельзя делать; попрошу его извиниться).

4. Продуктивное решение (подожду, пока другие доиграют; починю куклу и т. п.).

Психологическая задача.

1. Знакомство, установление первичного контакта с ребенком.

2. Выявить ориентировку в понятиях формируемой деятельности (сказка, герои сказок и т.д.).

3. Диагностика существующего уровня развития словесного творчества.

Учебная задача.

Привет. Давай попробуем с тобой сочинить сказку по картинкам.

3.Сценарный план.

- Как тебя зовут?

- Сколько тебе лет?

- Какие сказки ты знаешь?

-Кто входит в сказку?

-Какие сказки ты любишь?

Итак, мы с тобой поговорили о сказке, а теперь попробуй придумать свою собственную сказку. Посмотри внимательно на картинки, что здесь изображено? А теперь попробуй рассказать по этим картинкам небольшую сказку. А теперь давай посмотрим картинки. Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Ответ фиксируется в протоколе.

Если ребёнок понял, что на рисунке изображена конфликтная ситуация, следует вопрос: "Что бы ты сделал на месте этого обиженного мальчика (или обиженной девочки)?"

Анализируя результаты по методике «Последовательность событий», нами было выявлено, что у детей:

- не развита причинно-следственная связь: у большинства детей отсутствует причинно-следственная связь, она сводиться к описанию того, что нарисовано, (кроме Антон, Максим); не могут обобщать действие. Особое затруднение вызывало - выстраивание логического рассказа по предлагаемой иллюстрации. Низкий уровень речевого общения, небольшой словарный запас прослеживается у 4 человек (Ислам, Даша, Егор, Лиза), на данное задание молчали, в группе активность не проявляли;

- отсутствует сюжетная линия: наблюдается у большинства детей, кроме (Антон, Максим) Сюжета как такового не наблюдалось, только констатация изображения («Мальчик играет»). Не возможность развить сюжетную линию прослеживалось в процессе наблюдения за сюжетно-ролевой игрой.

Проведя методику Е.О. Смирновой, Е.В. Калягиной «Картинки» можно говорить о том, что большинство детей не могут решить определенную проблему, связанную с отношениями людей, а именно дети не видят конфликтной ситуации. Реальные игровые ситуации позволили выявить важные показатели:

1. Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действие сверстника. Большинство детей наблюдали за тем, что герой делает, комментировали его активность, чаще это описание. Встречались случаи безразличия к сверстнику, а также выражали негативную оценку (Лиза, 5 лет: «Мальчик у девочки забрал игрушку. Я бы по бежала, побежала и отобрала зайчика»; Антон,5лет: «Мальчик все раскидывает, и я тоже раскидал»)советовали переделать его постройку, а иногда просто ломали, то что он делает(Максим, 5 лет: «Мальчик злится и все рушит, я бы не стал с ними играть»)..

2. Частота проявления просоциальных форм поведения. Как отмечалось при описании методики, использованные нами ситуации предоставляли детям широкие возможности для взаимных уступок, помощи, маленьких подарков друг другу. При анализе материалов мы выделили формы поведения детей в ответ на просьбу сверстника:

ü Отказ - ни за что не уступает «свое имущество», не смотря на просьбы и уговоры сверстников.

ü Договор - уступает или разрушает свои предметы на определенных условиях.

ü Подарок - без колебаний уступает сверстнику.

Были выделены пять вариантов решения конфликтных ситуаций: Самое распространенное: продуктивное и вербальное, наблюдалось у 3 детей у Максима,Руслана,Антона - прослеживались агрессивные решения и уход от ситуации. Из 8 испытуемых только 3 смогли увидеть конфликтную ситуацию и найти ее решение, остальные либо описывали картинки, либо молчали. На задаваемые наводящие вопросы не отвечали.

Внеситуативно-личностная форма общения слабо выражена, у детей низкая потребность во взаимопонимании и сопереживании. Это видно в методике «Картинки», из восьми детей только у двоих существует эта потребность (Максим,Руслан). Личностные мотивы слабо выражены, даже у некоторых детей они не просматриваются (даже в самостоятельной деятельности Егор,Даша,Ислам).

Речевые средства общения слабо выражены(методика «Последовательность событий»), даже при взаимодействии со сверстниками (Ислам,Егор,Даша). При выполнении конкретных заданий большинство группы не удерживают задачу, не соблюдают правила, приходится повторять правила поведения. Наблюдая за детьми общение детей сводится к названию вещей, которые им дарят родители, кроме (Максим,Антон,Лиза,Тимур, может завязаться диалог). Позитивное решение конфликтных ситуаций со сверстниками наблюдались у двоих детей из восьми (Руслан: «Девочки сломали куклу. Жалко. Куплю новую», «Мальчик забрал игрушку, нужно сказать волшебное слово»;Максим: «Девочка с девочкой сломали куклу, нужно починить»), с продуктивным либо вербальным вариантами решения Максим: «Мальчик злится и все рушит, я бы не стал с ними играть» (методика «Картинки»). В остальных ответах просматривается агрессия ( Антон: «Мальчик и девочка хотят поиграть в футбол. Я бы сдачи дал») или безразличие.

Активность детей в группе ситуативна, только некоторые включаются в совместную деятельность(Максим,Руслан,Тимур,Лиза), могут создать игровую ситуацию, другие наблюдают, но не проявляют активности, либо заняты игрушками. Игровая деятельность полностью не разворачивается, сюжета как такового нет. Роль принимают, но не сохраняют в сюжетно- ролевой игре.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о низком уровне коммуникативной компетентности у дошкольников.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.