Здавалка
Главная | Обратная связь

К разделам «ЛЕКСИКА», «ФОНЕТИКА», «ФОНОЛОГИЯ», «ОРФОЭПИЯ», «ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ», «МОРФЕМИКА», «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»



(2 курс, 4 семестр)

Тема: ФОНЕТИКО-ГРАФИЧЕСКАЯ И СЕМАНТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СЛОВА

Цель:

  1. проверить глубину усвоения знаний о внутренней (содержательной) и внешней (фонетико-графической) стороне слова;

2. проверить глубину усвоения знаний о соотношении морфемной структуры и структуры лексического значения слова.

Необходимые знания:

1. знать особенности лексики как уровня языка;

2. знать содержание понятия слова как основной единицы лексики;

3. знать структуру лексического значения слова;

4. знать классификацию типов лексического значения слова;

5. знать все способы толкования лексического значения слова;

6. знать структуру и особенности лексических парадигм: семантических полей, лексико-семантических групп, синонимов, антонимов;

7. знать организацию лексики с точки зрения активного и пассивного запаса;

8. знать структуру и особенности групп архаизмов.

9. знать временные рамки современного русского языка;

10. знать место русского языка в системе мировых языков;

11. знать структуру современного русского языка;

12. знать структуру русского литературного языка как высшей формы существования национального языка;

13. знать особенности лексики как уровня языка;

14. знать содержание понятия слова как основной единицы лексики;

15. знать структуру лексического значения слова;

16. знать классификацию типов лексического значения слова;

17. знать все способы толкования лексического значения слова;

18. знать структуру и особенности лексических парадигм: семантических полей, лексико-семантических групп, синонимов, антонимов;

19. знать организацию лексики с точки зрения активного и пассивного запаса;

20. знать структуру и особенности групп пассивной лексики: архаизмов и неологизмов;

21. знать организацию лексики с точки зрения сферы употребления;

22. знать организацию лексики с точки зрения стилистической маркированности и стилевой принадлежности;

23. знать признаки заимствований из различных языков (в особенности – из старославянского);

24. знать содержание понятия фразеологизма и разновидности фразеологизмов;

25. знать основные типы словарей;

26. знать структуру словарной статьи толкового словаря.

  1. знать строение речевого аппарата и принципы образования звуков разных типов;
  2. знать артикуляционные признаки гласных и согласных звуков русского языка;
  3. количественный и качественный состав звуков русского языка (фонем);
  4. знать законы соотношения звука языка (фонемы) и звука речи (позиционной реализации фонемы);
  5. знать основные законы сочетания звуков в потоке речи;
  6. знать законы позиционного видоизменения фонем в потоке речи;
  7. знать законы членения потока речи;
  8. знать содержание понятия «слог»;
  9. знать законы членения фонетического слова на слоги;
  10. знать особенности и функции ударения в русском языке;
  11. знать количественный и качественный состав графических символов, служащих для передачи звучащей речи на письме;
  12. знать соотношение фонемного и буквенного состава русского языка;
  13. знать принципы обозначения смыслоразличительных свойств фонем на письме;
  14. знать законы обозначения фонем в разных позициях на письме;
  15. знать принципы русской орфографии;
  16. знать типы орфограмм;
  17. знать основные интонационные конструкции русского языка;
  18. знать основные нормы произношения современного русского языка.

45. знать морфемный состав слова;

46. знать типологию корней;

47. знать типы чередований в корне;

48. знать основные грамматические значения аффиксов;

49. знать функциональные типы аффиксов русского языка;

50. знать явление интерфиксации;

51. знать признаки производного слова;

52. знать приемы для установления производящей основы;

53. знать классификации производных слов;

54. знать особенности структуры лексического значения производного слова;

55. знать основные единицы словообразования.

Необходимые умения:

1. уметь толковать лексическое значение слова всеми возможными для данного слова способами;

2. уметь выделять компоненты лексического значения слова;

3. уметь определять тип лексического значения слова;

4. уметь анализировать систему значений многозначного слова;

5. уметь отличать многозначное слово от омонимов;

6. уметь включать слово в различные лексические парадигмы;

7. уметь оценивать слово с точки зрения принадлежности к активному или пассивному запасу лексики;

8. уметь оценивать слово с точки зрения стилистической и стилевой принадлежности;

9. уметь оценивать слово с точки зрения сферы употребления;

10. уметь оценивать слова с точки зрения принадлежности к литературному языку;

11. уметь пользоваться основными словарями.

  1. уметь правильно и точно использовать слово в контекстах различного назначения в соответствии с особенностями его лексического значения;
  2. уметь членить фонетическое слово на слоги в соответствии с законом восходящей звучности;
  3. уметь составлять фонемную и фонетическую транскрипцию слова с учетом позиции фонем и законов их позиционного чередования;
  4. уметь объяснить законы графического обозначения фонетического слова;
  5. уметь находить способ проверки различных типов орфограмм;
  6. уметь соотнести способ проверки орфограммы с соответствующим принципом русской орфографии.

18. уметь выделять основу слова;

19. уметь членить основу на корень и аффиксы;

20. уметь определять грамматические значения аффиксов;

21. уметь отличать аффиксы от интерфиксов;

22. уметь определять производную основу и отличать ее от непроизводной;

23. уметь устанавливать направление словообразования;

24. уметь анализировать структуру лексического значения производного слова;

25. уметь устанавливать взаимосвязи между родственными словами одного словообразовательного гнезда;

26. уметь устанавливать взаимосвязи между словами одинаковой словообразовательной модели;

27. уметь определять синонимичные словообразовательные модели;

28. уметь строить словообразовательные цепи;

29. уметь осуществлять полный словообразовательный и морфемный анализ слова;

30. уметь пользоваться основными словообразовательными словарями.

Практическое задание:

выполнить практические задания, включенные в программу экзамена.


ТРЕБОВАНИЯ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.