Здавалка
Главная | Обратная связь

Социальная работа как вид профессиональной деятельности.



Этапы становления и развития социальной работы в России.

Социальная работа как общественное явление представляет собой модель с. помощи, к-ую об-во реализует в конкретно исторический период, учитывая при этом особенности национально-культурного и социально-политического развития. Будучи современной формой соц помощи, она возникла на основе предпосылок сложившейся в истории культуры. К этим предпосылкам относятся различные формы соц помощи, развив-ся со времен древности. Соц помощь: а.) по формам: материальная, моральная; б.) по времени: разовая, систематическая, постоянная; в.) по субъектам ее существования: частные лица (церковь, общественные и благотворительные организации), гос-во.
I период. Архаический – родоплеменные и общинные помощи у славян в Хв.
II период княжеский и церковно-монастр благотвор ХII-XIIIв. Крещение Руси в IXв призывало людей к милосердию.
III период церковно-государственной помощи с XIV до второй половины XVIIв.
IV период государственного призрения. Вторая половина XVIIв – вторая половина XIXв. Модели соц помощи, которые появились во время правления Петра1. Система гос-ого призрения включала: 1. социально-философские направления (теор. обоснования); 2. социально-административное (реформы, указы Петра в отношениях: а.) призрение детей, вдов и служащих, б.) попечение, в.) богодельни для людей, потерявших трудоспособность, профилактика нищенства, школа для детей); 3. социально-медицинские (госпитали, лазареты, дома для душевнобольных).
Реформами Петра1 было положено начало формирования соц технологий, таких как: соц адаптация, соц коррекция, экспертиза, прогнозирование, посредничество, опека и попечительство.
V период общественного и частного призрения со второй половины XIXв до XXв.
Созданы специальные благотворительные об-ва, а так же большая роль отводится российскому меценатству.
VI период Соц работа в послереволюционный и советский периоды. В России развивалась биполярная модель соц защиты населения, те 2 параллельные системы защиты: а.) государственная (финансирование гос-вом); б.) частная (для крестьян, за счет средств колхозов).
Далее появилась административная модель соц защиты населения с 50-х годов:
55-68гг – закон о пенсиях.
70-80 гг – о защите нетрудоспособных.
Конец 80-х г – распад СССР.
VII период. Соц помощь и поддержка населения в России в 90-х г.
В начале 90-х кризис. Последствия кризиса: безработица, беженцы и вынужденные переселенцы. Резко обострились проблемы россиян. Впервые в тарифно-квал. Справочнике появилась новая профессия – социальные работник. Специалисты ср должны были помочь гос-ву с реализацией новой политики. СР должна была стать новым механизмом, к-ый должен перевести социально-провозглашаемые права в реальные. С 1991 СР становится профессиональной деятельностью. Начинается подготовка в области СР.

 

Социальная работа как вид профессиональной деятельности.

Деятельность – одна из центральных категорий философии и психологии; она обозначает активность человека, направленную на преобразование окружающего мира, самого себя и условий своего существования. От поведения животных человеческую деятельность отличает осознанный целенаправленный и активно-преобразовательный характер. Если поведение животных инстинктивно и приспособительно, то человек, даже в простых видах деятельности действует на основе рационально сформулированных и сознательно поставленных целей. СР – профессиональная творческая деятельность, которая включает компоненты и духовной и практической направленности. Профессиональный характер ей придаёт: узаконенность государством в качестве общественно необходимой и подлежащей правовому регулированию; соответствие её субъектов и институциональных элементов определённым формальным требованиям; наличие у субъектов специальной профессиональной подготовки, подтверждаемое соответствующим документом об образовании. Профессиональный характер социальной работы проявляется: в обязательном систематическом характере; в наличии формализованных принципов и ценностей; в социальном заказе со стороны общества и построении отношений участников деятельности в рамках действующего трудового законодательства. СР в современной России удовлетворяет все этим требованиям, хотя процесс её институционализации в качестве профессии в новейшей истории России начался только в 90-е годы. Как и любая другая деятельность, социальная работа характеризуется определённой структурой, включающей такие элементы, как цели, задачи, субъекты и объекты деятельности, а также принципы, средства, методы деятельности и т.д. Помимо общих структурных элементов, социальную работу как профессиональную деятельность характеризуют: модели практики социальной работы (парадигмы); уровни и направления практической деятельности; профессиональные ценности социальной работы. Существует два основных подхода в понимании целей профессиональной социальной работы, связанные с различным пониманием места института социальной работы в современном обществе в целом. 1) социальная работа необходима для оказания помощи индивидам и группам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и не распространяется на остальных членов общества. В данном случае она рассматривается как некий механизм срочного реагирования в случае появления определённых социальных проблем, но не предусматривает более обширной деятельности, направленной на предупреждение их появления. Модель СР, основанная на таком подходе, известна как «дефицитная», или «остаточная». 2) функции социальной работы как существенно более широкие, охватывающие не только помощь в трудных жизненных ситуациях и решение уже возникших социальных проблем, но и деятельность по предупреждению и профилактике негативных социальных явлений и общему социальному оздоровлению общества. Данный подход получил название институционального. При институциональном подходе цели СР выходят за рамки дефицитной модели и состоят в создании общественных условий, снижающих риск возникновения разного рода социальных отклонений. Объекты СР:1.состояние здоровья (инвалиды; лица, подвергшиеся радиации); 2.служба и труд в экстремальной ситуации, вдовы погибших, узники бывшие концлагерей; 3.пожилой пенсионный возраст; 4.девиантное поведение; дети, испытавшие тяжелое отношение; лица, вернувшиеся с мест лишение свободы; 5.трудное положение некоторых семей; 6.особое положение детей, выпускники детских домов, дети осиротевшие, беспризорные; 7.бездомные; 8.лица, подвергшиеся политическим репрессиям и в последствии реабилитированные; 9.женщины в предродовом и послеродовом состоянии. Субъекты СР: относятся люди, учреждения, соц институты, призванные решать проблемы, стоящие перед объектами.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.