Здавалка
Главная | Обратная связь

Функции и уровни социальной работы.



Функции в науке трактуются неоднозначно. Представляется целесообразным (с учетом задач учебного пособия в целом и данной темы в частности) рассматривать функцию как роль, которую выполняют отдельные субъекты социальной системы в ее организации как целого, в осуществлении целей и интересов индивидов, социальных групп, слоев и классов. Функции СР: диагностическая функция — изучение социальным работником особенностей группы людей (или отдельного человека), степени влияния на них (или на него) микросреды и постановка «социального диагноза»; прогностическая функция - программирование и прогнозирование влияния на объекты социальной работы всех социальных инстатутов общества, выработка отдельной модели социального поведения этих объектов; предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) функция - приведение в действие соц-правовых, юридических, психологических, соц-мед, педагогических и др механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, организация социотерапевтической, соц-бытовой, психолого-педагогической, мед-й, юридической и иной помощи нуждающимся, обеспечение защиты прав семьи, женщин, подростков, детей, молодёжи. Т.о, предупредительно-профилактическая функция предполагает не только оказание всевозможной помощи и поддержки оступившимся людям и слабо защищенным слоям населения, но и предупреждение всевозможных негативных последствий их поведения или деятельностная функция ассоциируется с пониманием СР как в узком, так и в широком смысле слова; правозащитная функция — использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения — как проживающего внутри страны, так и той его части, которая по тем или иным причинам оказалась за ее пределами;
соц-педа-я функция — выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности (культурно-досуговая, спортивно-оздоровительная, а также техническое и художественное творчество, туризм) и привлечение к работе с ними различных учреждений, организаций, общественных, творческих, и др союзов, специалистов, тренеров, организаторов культур-но-досуговой деятельности и др.; соц-психол-х функцийя— различные вилы консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в соц адаптации и социальной реабилитации всем нуждающимся; соц-мед-я функция — организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении основами первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами, организация работы по планированию семьи, формирование ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению, содействие подготовке молодежи к семейной жизни, развитие трудотерапии, способствование формирование здорового образа жизни; соц-бытовая функция — способствование в оказании необходимой помощи различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.), в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта; коммуникативная функция — установление контактов с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организация обмена информацией, способствование включению различных институтов общества в деятельность социальных служб; рекламно-пропагандистская – организация рекламы социальных услуг, пропаганда идей социальной зашиты человека: нравственно-гуманистическая функция (своеобразная концентрация определенных свойств всех других функций) — придание социальной работе высоких гуманистических целей, создание условий для достойного функционирования человека,, групп и слоев в обществе; организационная функция — способствование организации социальных служб на предприятиях и учреждениях, а. также по месту жительства, привлечение к их работе общественности, направление деятельности социальных служб на оказание различных видов помощи и соц услуг населению, в первую очередь слабо защищенным слоям и группам, отдельным личностям. Функции СР определяют и ее структуру, и уровни. Структура СР — это ее компоненты, содержание которых определяется необходимостью удовлетворения наиболее насущных интересов и потребностей людей. Напомним, что под структурой вообще понимается совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств. Такая общая трактовка структуры применима и к социальной работе, которую можно рассматривать как определенную систему, включающую в себя ряд взаимосвязанных компонентов: субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции.
Последовательность перечисленных компонентов не является случайной: любая деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя именно объект является главным фактором, определяющим суть и характер деятельности. Поэтому и характеристику социальной работы, как уже говорилось, правомерно начинать с объекта. Все основные компоненты тесно связаны между собой. Имея различное (в определенном смысле) содержание, только в совокупности они дают органичное понимание социальной работы. Кроме того, мы можем выделить как бы два аспекта социальной работы: решение повседневных, неотложных проблем клиента и решение задач в перспективе, предвидение и предотвращение острых социальных проблем в глобальном масштабе (безработица, нищета, различные социальные заболевания, наиболее острые формы девиантного поведения и т.д.). Уровни СР- универс междисциплинар хар-р: соц.эк-я, с.правовая, с.пед-я, с.псих-я, с.мед-я. выдел-т СР: индивид-я, групп-я, в мигросоц среде. Сферы общественной жизни: в сист СЗ, здравоохр-я, образования, в соц.этнической среде… СР имеет нес кур-ей. Основание: в завис от масштабности: на фед ур-не, регион ур-не, местном ур-не, индивид-м ур-не.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.