Здавалка
Главная | Обратная связь

Закономерности и принципы СР



Закономерности:
Первая группа закономерностей СР (закономерности функционирования и развития субъекта СР): 1. взаимосвязь соц политики государства и содержания СР в обществе; 2. взаимосвязь между целями соц развития и уровнем развития СР (хотя указанные цели формулируются основополагающих документах, в трудах теоретиков и экспертов достаточно неопределенно, но анализ деятельности социальных служб позволяет сделать вывод о направленности такого развития; в частности, определенное изменение приоритетов в деятельности служб соц обслуживания, которое начиналось преимущественно как деятельность по оказанию помощи пожилым и инвалидам, а в последнее время акцент сместился на помощь безнадзорным детям и подросткам, семьям групп риска и т. п.); 3. зависимость результативности соц защиты от структурной завершенности системы органов управления и функционирования; 4.зависимость результативности социальной зашиты от соц ориентации сознания и деятельности кадрового состава органов государственного управления.
Вторая группа закономерностей СР (закономерности связи между субъектами и объектами СР): 1.общая заинтересованность соц работника и клиента в конкретных результатах их взаимодействия (оба субъекта должны быть активны в решении проблем); 2.соответствие полномочий и ответственности специалиста по СР; 3.соответствие общего уровня развития специалиста по СР.
Само по себе теоретическое знание закономерностей еще не гарантирует их систематического использования в повседневной практике специалистов по СР. Закономерности – это лишь некие ориентиры, которые должен знать специалист по социальной работе. Поэтому на практике социальный работник чаще всего исходит из типичности проблем клиентов, использует, в первую очередь, те выводы и правила, которые формулируются наукой и практикой на основе открытых закономерностей.
Принципы:
Принципы СР явл важными структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности.
Группы принципов СР: 1 общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизме их взаимодействия (принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития и др.); 2 соц–политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности СР от соц политики государства (единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями СР, демократизм её содержания и методов, законность и справедливость деятельности соц работника); 3 организационные принципы (соц–технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей); 4 психолого–педагогические принципы (выбор средств психолого–педагогического воздействия на клиентов соц служб, необходимость учета индивидуальных характеристик при осуществлении любых соц-технологических процедур, целенаправленность и адресность СР).
Специфические принципы СР, определяющие основные правила деятельности в сфере оказания соц услуг населению:
- принцип универсальности (отсутствие дискриминации клиентов по каким – либо признакам)
- принцип охраны соц прав (оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему, отказаться от своих соц прав).
- принцип соц реагирования
- принцип профилактической направленности
- принцип клиентоцентризма
- принцип опоры на собственные силы
- принцип максимизации социальных ресурсов
- принцип конфиденциальности
- принцип толерантности.
Т.о, система закономерностей и принципов СР явл фундаментом, на основе которого строится вся практическая деятельность специалиста по СР.

 

Методы СР

Методы могут быть НАУЧНЫЕ .Метод определяется как способ рационального исследования и преобразования действительностии кратчайшие пути достижения цели.Можно выделить: 1) всеобщие и философские 2) общенаучные=> анализ, синтез, индукция, дедукция, эксперимент, наблюдение, опрос, анология и др. 3) Частные специальные методы(или специфические)тоже имеют интегративный характер.Основанием для их классификации могут служить способы воздействия на состояние и поведение личности или соц общности. Выделяют несколько групп частных соц методов: 1) соц экономические-способы с помощью которых специалисты СР оказывают воздействие на материальные и моральные, семейные и др соц интересы и потребности.Это методы, формы натуральной и денежной помощи, установление морального поощрения и др.2) Организационно-распорядительные методы устанавливают отношения субординации и координации в соц работе.Управленческих воздействий.Организационные методы они закрепляют права, полномочия, обязанность и ответсвенность различных звеньев в соц службе.Распорядительные позволяют осущ оперативное уточнение задач.Перераспределение сил и средств.Основными организац распоряд методами явл- РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ (жесткий способ организационного воздействия и введение в действие организационных положений обязательных для исполнения) НОРМИРОВАНИЕ -менее жесткий способ-это установление нормативов. Метод ИНСТРУКТИРОВАНИЯ-наиболее мягкий это прежде всего консультации иформационно и методическая помощь клиенту.Также подбор и расстановка кадров, критики и самокритики, контроль и проверка исполн. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (воздействия на клиента)1) методы формирования сознания личности. Главным из них явл убеждение с помощью убеждения достигается осмысленное освоение человеком научных знаний, правовых норм и др ситуации.2) методы организации познавательной и практической деятельности(поручение задания, упражнения)3) методы стимулирования деятельности и поведения человека. Главные методы поощрения и наказания.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ деляться- методы псих исследования(наблюдение, эксперимент диагностика)Методы исследования жизни пути-изучение жизненного цикла .Методы псих помощи=> психокоррекция, психотерапия. Псих реабилитация, псих профилактика.Относят еще полефункциональныые методы к ним относят беседу или интервью.Сюда же метод анализа,продуктов деятельности. БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД (изучение личных документов клиента)-Интервью, разговор с родственниками клиента, переписка, фотографии, автобиограф объекты из жизни клиента. Метод по объектам соц работы- индивидуальный, групповой, общинный

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.