Здавалка
Главная | Обратная связь

Эффективность социальной работы: критерии, методы и методики оценки эффективности.



Понятие эффективности понимается как соотношение результата деятельности и затрат, обеспечивших его получение. Однако не во всех видах деятельности результат удаётся выразить количественно. В таких случаях сравнивают цели деятельности и полученные результаты. Метод оценки эффективности, основанный на сравнении целей и результатов деятельности обозначают как метод «задачи-результаты». В настоящее время в различных областях применяются методы оценки эффективности, основанные на соотнесении затрат и результатов, и на соотнесении задач – результатов. В соц сфере, где основное содержание деятельности представляет собой работу с людьми результат чаще всего невозможно представить в денежном выражении. Однако здесь стоят определённые цели, сформулированные, исходя из общественных потребностей. Как следствие здесь часто используется метод оценки эффективности задачи-результаты, когда сравнивается должный, предполагаемый эффект от деятельности соц служб с реальными результатами. Простейший вариант подобной качественной оценки строится по принципу эффективно-неэффективно.

=>Эффективность = результаты / на затраты. Понятие эффективности уточняется через понятие рентабильности рассчитывается в %.

Эффективность деятельности специалистов по ср может определяться на основе как общих, так и специфических критериев. Общие критерии эффективности СР служат для оценки ее эффективности в целом, скажем в масштабе территориальной соц службы или отдельного учреждения соц обслуживания на определенной территории, а специфические - для оценки основных видов соц обслуживания, форм и методов СР с различными категориями населения. Принципы, на которых основывается эффективность СР с клиентом: 1) умение точно сформулировать проблему клиента; 2) анализ факторов, вызвавших проблему, а также препятствующих или благоприятных решению проблемы; 3) оценка разрешимости проблемы; 4) разработка плана действий; 5) вовлечение клиента в разрешение проблемы; 6) оценка изменений, достигнутых в положении клиента. Практика исследований показывает, что единого подхода к определению структуры критериев и показателей, годных на все случаи оценки эффективности, быть не может. Особенность оценочных задач в каждом конкретном случае обязательно должна учитываться исследователем и получать специфическое отражение в структуре критериев. Определение критериев и показателей эффективности СР имеет важное значение как для научной, так и практической деятельности соц служб и отдельных ее специалистов. Индикаторы эффективности соц обслуживания, как правило, нацеливают практических соц работников различной квалификации и функциональной предназначенности на достижение конкретных результатов - промежуточных и конечных.

 

19. Нравственно-гуманистические основы социальной работы.

Гуманность-человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, относится к бытийному строю человеческого конечного существования и явл фундаментальным моментом, основанием возможности человека, с одной стороны, и его конечности как таковой с другой.
Гуманность лежит в основе различных определений гуманизма как «системы воззрений» или совокупности взглядов. Гуманность есть то, по поводу чего обеспокоен гуманизм. С т.з фундаментальной онтологии гуманность не явл чем-то, безусловно, первичным, изначальным. Она — обнаружение человеческого бытия, его внутренней формы. Э. Фромм рассматривает основы гуманистической психологии в соотнесенности человеческого существования с жизненным миром через любовь. Гуманистическая природа человеческого мышления отчетливо обнаруживается в структурах демократической организации общества, в принципах «активного ненасилия», «недискриминации», «свободы выбора» и т. д. Гуманизм как мышление выражает готовность к преодолению не только условий, стесняющих в действиях меня, но и условий, вызывающих боль и страдание других. Гуманизм неоднозначен, внутренне противоречив и как форма жизненной практики, и как система мышления. Трудности, с которыми столкнулся и которые не смог решить гуманизм, выступают одновременно онтологическими основаниями негуманности, насилия, зла, угнетения, проявившихся в тоталитаризме, отчуждении и других формах. Гуманистическое мировоззрение основано на признании неотъемлемых прав человека, в том числе права на достойную, полноценную и счастливую жизнь для каждого, независимо от его национальных, расовых, религиозных, возрастных, половых, индивидуальных или соц особенностей. Поэтому СР явл практической реализацией гуманистического менталитета. Понятие гуманизма близко по своему содержанию и происхождению к понятию гуманитарных проблем или интересов общества, т. е. того, что касается межличностных взаимоотношений, семейных связей, человеческих контактов. Это понимание особенно актуально для соврем общества, ибо в основе решения всех гуманитарных проблем лежат гуманистические принципы.
Уровень гуманизма в межличностных и межгрупповых отношениях исторически повышается. Помимо соц предпосылок гуманизма можно говорить об определенных социобиологических, личностных основах, на кот строится приятие или неприятие гуманистического мировоззрения. Речь идет об альтруизме и эгоизме. Альтруизм — принцип жизненной ориентации личности, основанный на заботе о благе другого человека и других людей, которые для альтруиста важнее собственных. Эгоизм — принцип жизненной ориентации личности, направленный на заботу о своем Я, об удовлетворении своих интересов и потребностей даже ценой нарушения интересов и потребностей других.
СР более других профессий располагается в границах нравственного выбора и этического поведения. Поэтому такие факторы регуляции человеческого поведения, как общественная мораль, индивидуальный нравственный контроль, явл нравственными регуляторами самой СР. Помимо единых требований общественной морали, СР регулируется также такими принципами профессиональной этики, как конфиденциальность и толерантность. Основываясь на гуманизме и нравственном расположении духа, СР ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории — благополучие людей, соц справедливость, достоинство. Повседневные же этические проблемы соц работников подвержены большим трансформациям (например, этические проблемы конфиденциальности в условиях компьютеризации). Можно выделить неск уровней таких проблем: а) зависимость ценностной базы СР от миссии, целей и задач; б) разработка этических стандартов профессии; в) этические дилеммы профессиональных обязанностей соц работника. Проблема ценностной базы СР напрямую связана с ее гуманистической сущностью, так как независимо от конкретных задач той или иной модели соц помощи ключевой ценностью СР выступает любая личность. Это означает, что подход к жизни каждого индивида, как высшему ценностному измерению, дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойна человека. Правом на помощь со стороны субъектов СР обладает каждый, кто обращается к ним, без дискриминации по каким-либо основаниям. Гуманистические ориентиры побуждают субъектов СР к взаимодействию с клиентами, поощряя их к сотрудничеству, причем не в ущерб другим. Этический стандарт профессии объединяет принципы и стандарты этического поведения, в них формулируются программные цели и долговременные ценности СР, предписывающие и запрещающие принципы, ключевые положения, определяющие ответственность и обязательство соц работников. Поведение и образ действий, предписываемые профессиональной этикой, основываются на балансе личных интересов соц работника и его обязанностей. В основе этого баланса — общефилософская концепция ответственности. Ответственность как принцип СР в этическом стандарте осущ на уровне ответственности перед клиентом (приоритет его интересов), перед коллегами (сотрудничество, корректность), перед работодателями (выполнение обязанности перед соответствующим органом соц защиты), перед профессией (сохранение базовых ценностей и предназначения СР). На практике соц работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами, вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, профессии, обществу. Данные проблемные области и этические дилеммы не являются общими для разных стран, но есть группы дилемм, которые свойственны любой модели соц помощи: независимость и манипулирование; патернализм и самоопределение; принцип информированного согласия; необходимость говорить правду; конфиденциальность и частный характер сообщений; доносительство; законы и благополучие клиента; личные и професс ценности. Этические кодексы, в которых соц работники стремятся найти ответы, не всегда способны удовлетворить их запросы, поскольку, во-первых, составлены в общих терминах и с довольно высокой степенью абстракции, а во-вторых, содержат принципы, которые в ряде случаев противоречивы и сами представляют этическую дилемму.
Т.о, в основе профес-х принципов СР лежит все тот же гуманистический фундамент, который вообще явл основанием для всей этой проф-й деятельности, области научного исследования, общественного явления «соц работа». Гуманистический подход к пониманию человека в деятельности соц работника служит одним из ключевых факторов успешности его проф деятельности. Сама СР представляет собой гуманистический процесс в рамках общественных отношений, свидетельствующий об относительно высоком уровне развития социума, способного поддержать людей, нуждающихся в помощи. СР нацелена на проф-ую помощь индивидам по усилению или восстановлению их возможностей полноценного соц функционирования. Гуманистический подход к пониманию человека предполагает веру в его созидательный потенциал, способность к преодолению препятствий и соц адаптации в самых сложных условиях жизни. Эта вера основана на знании онтогенетических (а порой и филогенетических), психологических закономерностей развития и функционирования человека как индивида, личности и субъекта деятельности.

 

 

20 Профессиональные требования и личностные качества специалиста по социальной работе.

Профессиональный портрет соц работника включает в себя компоненты: теоретическая подготовка, практические умения и навыки, личностные качества. В силу полидисциплинарности СР теоретическая подготовка соц работника должна вкл в себя знания из таких областей, как: соц философия и социология; общая и возрастная психология; психология девиантного подведения; конфликтология; соц педагогика; дисциплины правового цикла; основы соц медицины и психодиагностики; ювенология, феминология, гендерология и др. Большая часть профессиональных умений и навыков связана с процессом взаимодействия специалиста и клиента. Сюда можно отнести: умение устанавливать контакт и доверительные отношения со своим подопечным; способность организовывать сотрудничество в поиске решения стоящих пред ним проблем; активное слушание; центрирование на клиенте; эмпатическое понимание; предохранение от эффекта собственного «эмоционального сгорания» и др. Личностные качества соц работника, необходимые ему в процессе деятельности, принято делить на 3 группы: 1. индивидуальные психофизиологические особенности: восприятие, память, мышление, уровень тревожности импульсивность, сдержанность, стрессоустойчивость; 2. соц-психологические качества: способность к самоконтролю, самокритичность, ответственность, честность и открытость; 3. психолого-педагогические качества, которые обеспечивают эффективность непосредственного взаимодействия с клиентом: коммуникабельность, эмпатичность, аттрактивность. Специалисту по СР присущ ряд проф-х функций: 1. диагностическая: при планировании вмешательства специалист устанавливает причины возникновения проблем клиента; 2)адвокативная: соц работник защищает интересы своих клиентов и при необходимости представляет их в гос органах и учреждениях; 3)соц-терапевтическая (компенсирующая): реализуется через оказание поддержки в трудных жизненных ситуациях, предоставление различных видов помощи, соц услуг; 4)соц-профилактическая, предполагающая использование соц работником методов, предупреждающих возникновение соц проблем; 5) прогностическая, состоящая в анализе возможных изменений в поведении клиента в будущем; 6) проективная, проявляющаяся в планировании результатов вмешательства; 7)функция соц контроля, предусматривающая мониторинг отклоняющегося поведения и применение соц санкций; 8) организационно-административная, проявляющаяся в управленческой деятельности и взаимодействии с другими соц институтами. Зарубежные авторы выделяют профессиональные роли соц работника: 1)Брокер – соц работник, направляющий людей в соответствующие службы, которые могут быть им полезны. 2)Посредник, "буфер" – соц работник, который находится между двумя людьми, человеком и группой или двумя группами, с тем чтобы помочь людям преодолеть разногласия и продуктивно работать вместе. 3)Адвокат, защитник – соц работник, который борется за права и достоинство людей, нуждающихся в этой помощи. Его деятельность включает, в частности, борьбу за изменение в законах или имеющейся практике с позиции целого класса людей. 4)Оцениватель – соц работник, который собирает информацию, оценивает проблемы людей, групп; помогает принять решение для действия. 5)Мобилизатор – соц работник, который собирает, приводит в движение, запускает, активизирует, организует действия уже существующих или новых групп для решения проблем. 6)Учитель – соц работник, который передает информацию и знания и помогает людям развивать умения. 7)Корректор поведения – соц работник, который работает над тем, чтобы внести изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп. 8)Консультант – действует совместно с другими работниками с целью помочь им усовершенствовать их умения в решении проблем клиента. 9)Проектант сообществ – соц работник, планирующий развитие программ деятельности. 10) Менеджер информации – собирает, классифицирует и анализирует данные о соц среде. 11)Администратор – соц работник, который управляет учреждением, программой, проектом или соц службой. 12)Практик – соц работник, который обеспечивает конкретную помощь, заботу (финансовую, бытовую, физическую).

 

21. Социальное обеспечение: понятие, функции, формы, виды.

Соц обеспечение явл одной из форм соц защиты населения. Право на гарантию соц защиты закреплено в Конституции РФ (ст. 7, ч. 2). Соц обеспечение – совокупность законодательно закреплённых экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших соц прав гражданина и достижение социальноприемлемого уровня жизни. Сущность соц обеспечения в его функциях: Экономическая; Политическая (уменьшение социальной напряжённости); Демографическая; Соц-реабилитационная (восстановление соц статуса); Соц-адаптивная; Соц-защитная. Виды соц. обеспечения: Пенсии; Пособия; Содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях; Профессиональное обеспечение инвалидов; Протезно-артепедическая помощь; Медико-социальная экспертиза. Принципы соц. обеспечения: 1)всеобщность и доступность; 2)многообразие и всесторонность; 3)предоставляется в размерах, соответствующих сложившемуся уровню экономики страны; 4)осущ за счёт средств специально предназначенных для этих целей (фонды соц страхования, пенсионного страхования, ме-го страхования); 5)дифференциация обеспечения осущ на основании соц значимых обстоятельств и зависит от: 1субъекта (пол, возраст, заслуги, вид деятельности, состояние здоровья); 2территории (где проходит деятельность); 3отраслевого признака (в какой отрасли народного хозяйства человек трудится). Пособия:1. Госуд пособия гражданам имеющим детей; 2. Пособие по временной нетрудоспособности,3. Пособие по безработице, 4Пособие на погребение 3 права соц обеспечения: правосубъектность, правоспособность, правоотношение. Категории: юридическая, экономическая, нравственная.

 

22. Методы соц прогнозирования. Экстраполяция. Интуитивные методы в прогнозировании.

Исторически одним из 1х методов, который стал широко использоваться в прогностике, стал метод экстраполяции. Его суть – построение динамических (статистических или логических) рядов показателей прогнозируемого процесса с возможно более ранней даты в прошлом (ретроспективы) вплоть до даты упреждения (перспективы) прогнозов. При таком подходе осущ выбор оптимального вида функций (учет времени, условий и т.д.). Большой эффект дает использование формул сложной экстраполяции, выводов теории вероятностей, теории игр – всего арсенала совр математики и кибернетики, что позволяет точнее оценивать масштабы возможных сдвигов и экстраполируемых тенденций. Однако в соц прогнозировании возможности экстраполяции ограничены. Это вызвано рядом причин. Некоторые соц процессы развиваются по кривым, близким к логической функции. До какого-то момента процесс медленно нарастает, затем наступает период бурного развития, который завершается этапом насыщения. После этого процесс опять стабилизируется. Неучет этого требования приводит к серьезным ошибкам. Одним из путей проверки надежности этого метода может явиться экстраполяция кривых роста «до абсурда». Он показывает, что действующий механизм в перспективе может измениться, могут возникнуть новые тенденции в его функционировании. В этом случае для правильного решения необходим комплексный подход, сочетающий логический анализ, экспертные оценки и нормативные расчеты. Очень широко в прогнозировании используются экспертные методы, начиная от аналитических записок и заседаний «круглых столов» с целью согласования мнений и выработки обоснованного решения до специальных экспертных оценок, призванных дать объективную хар-ку качественных и количественных сторон объекта прогнозирования на основе обработки и анализа совокупности индивидуальных мнений экспертов. Качество экспертной оценки, ее надежность и обоснованность в решающей степени зависят от выбранной методики сбора и обработки индивид-х экспертных значений, которая включает следующие этапы: выбор состава экспертов и оценка их компетентности; составление анкет для опроса экспертов; получение экспертных заключений; оценка согласованности мнений экспертов; оценка достоверности результатов; составление программы для обработки экспертных заключений. Решение такой непростой задачи, как прогнозирование новых направлений, необходимое для определения перспективы, тенденций, требует более совершенных научно-организационных методов получения экспертных оценок. Один из них именуется методом дельфийского оракула или методом Дельфи. Он предусматривает сложную процедуру получения и обработки ответов. На ее основе ученые делают прогнозы, касающиеся научно-технического и соц прогресса, военно-политических и некоторых иных проблем на десятки лет вперед. Но в какой степени надежны составленные подобным образом долгосрочные (а тем более сверхдолгосрочные) предвидения и сам метод их формирования?Прогнозы, получаемые с помощью метода Дельфи, строятся на исследовании и объективном знании объекта с учетом объективных взглядов и мнений опрашиваемых относительно этого будущего. При этом большую роль играет интуиция, которая может подсказать правильное решение, поскольку основывается на большом опыте эксперта. В таких случаях прогнозы всегда оказываются ошибочными, чему история знает немало примеров. Поэтому и интуитивный подход не всегда приводит к нужным результатам, особенно при решении задач большой сложности, а соц прогнозирование все чаще сталкивается именно с такими задачами. Изучение интуитивных прогнозов, пишет, например, австрийский прогнозист Э.Янч, обнаруживает, что «они представляют собой скорее беспорядочные обрывки систематического мышления, некритические экстраполяции нынешнего состояния дел и повторения других прогнозов». Огромную роль в соц прогнозировании играет морфологический синтез, который предусматривает получение систематической информации по всем возможным параметрам изучаемой проблемы. Этот метод предполагает полное отсутствие какого-либо предварительного суждения или обсуждения. Данный метод отвечает на следующие типы вопросов: а) какие средства необходимы для получения прогнозной информации; б) какова последовательность наступления событий; в) как проследить применение всех средств, или всех методов, или всех этапов решения данной проблемы? Но особенно значимо в этом методе требование – не упустить ни одной возможности, ничего не отбрасывая без предварительного исчерпывающего исследования. В числе методов, применяемых в соц прогнозировании, значительную роль выполняют прогнозные сценарии. С их помощью устанавливается логическая последовательность с целью показать, как, исходя из реальной ситуации, может шаг за шагом развертываться будущее состояние объекта, исследования, соц процесса или явления. И, наконец, в соц прогнозировании широко используется метод моделирования (оптимизации решений), который связан с поиском альтернатив развития, что дает возможность отобрать оптимальный для данных условий вариант. Задача выбора оптимального варианта долгосрочного перспективного развития требует определения критерия оптимальности, который должен отражать эффективность функционирования системы и иметь простое математическое выражение. Среди методов решения задач оптимизации широко распространено линейное программирование. В задачах динамического программирования рассматривают систему, которая со временем может менять свое состояние, но этим процессом можно управлять. Все математические модели и методы прогнозирования имеют вероятностный характер и видоизменяются в зависимости от длительности периода прогнозирования. Использование моделей повышает эффективность прогнозирования, позволяет рассмотреть большое количество возможных вариантов и выбрать наиболее приемлемый. Однако в моделировании есть и отрицательные стороны, обусловленные недостаточной точностью и эластичностью моделей при прогнозе, особенно на длительный период.

 

23. Влияние политики занятости на особенности форм-ия и функционирования рынка труда.

РТ – это система общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. Как свидетельствует мировой опыт рынок труда явл фундаментом рыночных отношений. Без него равновесную экономику построить невозможно, так как управление экономикой предполагает прежде всего управление трудовой деятельностью. Явления на рынке труда необходимо рассматривать с 2х сторон: с одной стороны – как проявление общих закономерностей, присущих рыночной экономике; с другой стороны – с учетом российской специфики формирования рыночной среды. РТ имеет ряд важных особенностей, накладывающих отпечаток на его функционирование: неотделимость прав собственности на товар (труд) от его владельца, труд представляет собой процесс расходования рабочей силы от своего носителя, в процесс купли-продажи труда возникают особые отношения; большая продолжительность контакта продавца и покупателя, сделка, совершаемая на РТ, предполагает начало длительных отношений между продавцом и покупателем; наличие и действие не денежных аспектов сделки, это, прежде всего условия труда, микроклимат в коллективе, перспективы продвижения по службе и проф-го роста; наличие большого числа институциональных структур особого рода. К их числу относятся: система трудового законодательства; различные учреждения и службы регулирования занятости, гос-ые программы в обл труда и занятости и т. д.; высокая степень индивидуализации сделок. РТ явл органической составляющей любой рыночной экономики, выполняющей функции механизма распределения и перераспределения общественного продукта по сферам и отраслям народного хозяйства, видам и формам деятельности, по критерию эффективности труда и производства в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности. В самом общем виде под РТ понимают систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы или ее куплей и продажей. В узком понимании РТ – это система экон-х отношений в обл использования рабочей силы (воспроизводства, функционирования, соц защиты) на различных уровнях хозяйствования. В рыночной экономике система производственных (экономических) отношений базируется на свободной купле и продаже рабочей силы, в силу чего эти отношения называются «рыночными». РТ характеризуется следующими элементами: спрос на рабочую силу; цена рабочей силы; предложение рабочей силы, емкость РТ; конъюнктура РТ; резервы рабочей силы; конкуренция на РТ. В отличие от обычных рынков товаров и услуг на РТ действуют особые регуляторы. Структура спроса и предложения рабочей силы зависит от объективных и субъективных факторов, формирующихся вне РТ: научно-технического прогресса, состояния экон-ой конъюнктуры, демограф-х процессов, потребностей личности в труде, развитие инфраструктуры РТ, деятельности на РТ правительства, союзов предпринимателей, профсоюзов и др. РТ существует не только во внешней по отношению к организации среде – он распространяется на сферу производства, так как отношения купли-продажи не прекращаются с принятием работника в организацию.

 

24.Методы управления социальной сферой.

При разработке соц политики должны определяться приоритеты, которые в данный конкретный момент явл для общества наиболее важными и неотложными, требующими первоочередного решения. Гос-ая и муниципальная соц политика реализуется через соц планирование и управление посредством системы соц мероприятий и программ, проводимых фед-ми, региональными и местными органами. Важнейшим механизмом реализации соц политики гос-тва явл система минимальных соц стандартов. Соц стандарт - минимально необходимый уровень удовлетворения соц потребностей населения. Некоторые примеры минимальных соц стандартов: минимальный уровень оплаты труда; минимальный уровень соц пенсий и других соц выплат; нормативная обеспеченность жилой площадью; предельная доля оплаты жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи; образовательные стандарты и программы, в пределах которых образование явл бесплатным; перечень лечебно-профилактических услуг, оказываемых за счет бюджетных средств.Минимальные соц стандарты призваны установить те пороговые значения соц благ для человека, ниже которых опускаться нельзя (с позиций современных представлений об уровне и качестве жизни). Этот "стандартный" уровень соц благ, гарантированный каждому человеку, должен быть доступным по цене или вообще бесплатным для потребителя, т.е. частично или полностью оплаченным из бюджетных и внебюджетных средств.Соц стандарты выражаются через соц нормы. Соц нормы - единые или групповые для однородных территорий меры соц потребностей. Примеры соц норм: норма обеспеченности населения учреждениями соц-культурной сферы; нормы наполняемости школьных классов и групп в детских дошкольных учреждениях; нормы суточного потребления воды на одного жителя; нормы обеспечения населения отдельными соц услугами; нормы кадрового и материального обеспечения при оказании соц услуг.

 

25.Гос-ая семейная политика: цели, задачи, направления, принципы и механизмы реализации.

Гос семейная политика явл составной частью соц политики РФ и представляет собой систему принципов, оценок и мер организационного, эконом-го, правового, научного, информ-го, пропагандистского и кадрового хар-ра, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи. Основные направления гос-ой семейной политики (в ред. Указа Президента РФ от 05.10.2002 N 1129) разработаны исходя из: понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений. Основные принципы семейной политики, провозглашенные ООН: Семья как важнейшая ячейка общества заслуживает внимания, защи­ты и поддержки со стороны государства независимо от типов семей, много­образия индивидуальных предпочтений и соц условий. Необходимо поощрять права и свободы индивида в семье. Семейная политика должна быть направлена на поощрение равнопра­вия между мужчинами и женщинами в распределении семейных обязанно­стей и закреплять равные их возможности участвовать в трудовой и общест­венной жизни. Мировым сообществом сформулированы также приоритетные для всех государств задачи семейной политики: Формирование равноправных отношений между супру­гами в семье. Улучшение положения неполных семей с одним кормильцем, с боль­ными и престарелыми членами семьи. Защита семей от негативных воздействий из­менений, которые связаны с экономикой, миграцией, эколо­гией. Предотвращение алкоголизации и наркомании, насилия в семье. Улучшение охраны здоровья семьи, в том числе: доступная для всех семей мед-ая помощь; развитие учреждений соц обслуживания семьи в целях оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, материальной и консультативной поддержки нуждающихся в посторонней помощи семей, отдельных членов семьи в кризисных ситуациях. Создание учреждений для временного проживания беременных женщин, матерей с детьми, одиноких несовершеннолетних матерей; Усиление помощи семье в воспитании детей путем распространения спец литературы для семьи среди молодежи, молодых родителей; создания системы специализированных соц служб для безнадзорных детей и подростков (подкинутых; утративших семейные, родственные и другие социальные связи). Механизмы реализации Основных направлений гос-ой семейной политики: В трудовом законодательстве предусмотрены гарантии для беременных женщин и женщин, имеющих детей, связанные с их трудоустройством и увольнением, улучшением условий труда. Часть этих льгот была распространена на одиноких мужчин, воспитывающих детей. в Законе РФ «Об образовании» (в ред. Ф з от 13.01.96 № 12-ФЗ) «семейное образование при­знается одной из форм «системы образования». ФЗ «О гос-ых пособиях гражданам, имеющим детей», ряд указов Президента РФ по вопросам президентской фед целевой программы «Дети России». Обеспечение гос-ой поддержки деятельности общественных объединений, благотворительных фондов, занимающихся проблемами семьи. Создание надежного механизма финансирования гос семейной политики. Разработка и реализация программы правового просвещения семьи, разъясняющей права семьи и ее членов на гос-ую поддержку, в том числе в сфере труда, здравоохранения, образования, соц обеспечения и соц обслуживания. В целях кадрового обеспечения разработка и реализация гос семейной политики осуществление в необх количествах подготовки и переподготовки научных и преподавательских кадров, а также специалистов широкого профиля по работе с семьей: соц работников, педагогов, юристов, демографов, медиков, психологов, социологов и других. Разработка спец учебных программ, обеспечение их научной и методической литературой, справочными пособиями.

 

26.Социальные геронтологические установки.

В совр российском обществе, где относительная доля пожилых людей неуклонно увеличивается, изучение соц стереотипов о старости и старении представляется достаточно актуальным. Такие исследования явл важной составляющей социологического анализа отношения к пожилым людям в обществе, их соц статуса, а также поиска путей реализации потенциала старшего поколения. Необходимой становится критическая соц рефлексия встроенности пожилых людей в систему новой соц ткани, синхронизации индивидуального развития в позднем возрасте и условиях соц изменений. В жизни человека, в процессах познания окружающей действительности соц стереотипы играют заметную роль. По Липману, они служат защитным механизмом позиции человека, его системы ценностей, помогают в восприятии сложных соц ситуаций. Использование типизационных схем позволяет снизить вероятность ошибки при выборе варианта поведения в той или иной обстановке при дефиците времени. Согласно социокультурному подходу, важными функциями стереотипов явл социализация, идентификация и адаптация. Вместе с тем, нельзя не отметить негативного влияния соц стереотипов на собственный объект. Во-первых, высокая устойчивость стереотипа не позволяет ему трансформироваться вслед за изменением объекта стереотипизации. Поэтому он часто показывает положение дел в прошлом, выступая тормозом позитивного развития. Во-вторых, стереотип препятствует восприятию индивидуальности конкретного человека, "подошедшего" под ту или иную типизационную схему, которая может абсолютно ей не соответствовать. В-третьих, соц стереотипы, воздействуя на сам объект стереотипизации, подталкивают его следовать предъявляемым соц ожиданиям, что не всегда вызывает конструктивное поведение. Соц-демографическая группа пожилых - одна из наиболее стереотипизированных в совр обществе. Некоторые исследователи (Н. Латски, Т. Брубакер) утверждают, что соц стереотипы о пожилых людях представляют собой переплетение положительных и отрицат-х суждений, соотношение удельного веса которых идентично для всех возрастных групп. Однако большинство ученых, изучающих геронтологические соц стереотипы, придерживаются иного мнения. Так, М. Кермис, Бодрийяр, М. Елютина и др. по результатам исследований делают вывод о доминировании в современной культуре негативных стереотипов о пожилых. Широкое распространение медикалистского подхода обусловило патогенную установку на процесс старения, переводя ряд геронтологических проблем в разряд гериатрических. Следует подчеркнуть и особенное значение моды в деятельности, в результате чего пройденное интерпретируется как старомодное, обусловливая негативный настрой его восприятия. Нивелирование значения позднего периода жизни, нацеливание поколений на избежание старости влечет за собой неумение пожилых людей стариться, а молодых - адекватно воспринимать старость.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.