Здавалка
Главная | Обратная связь

Философские основы социальной работы.



Философия выступает методологической основой СР, т. к. определяет общие принципы и подходы к пониманию тех или иных проблем, стоящих перед человеком. Философия как наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир в целом и место в нем человека, она исследует познавательные ценности, соц-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Тем самым она определяет подходы в отношениях к человеку других людей и их объединений и отношение самого человека к ним, к своему существованию, формам жизнедеятельности и защиты. Вся деятельность соц. работника связана с человеком, его взаимоотношениями с окружающим миром, т. е. направлена на совершенствование человеческих отношений. Фундаментальным основанием и духовно-нравственным измерением СР становится гуманизм. В этом – основной философский смысл СР. Большое значение для понимания проблем СР имеет соц философия. Для СР актуальны такие универсальные социокультурные категории: человек, социум, конфликт, соц время и пространство, образ жизни и т. д. Каждая наука, изучая какую-либо область действительности, должна иметь некое представление о ней в целом. Представления по главным онтологическим и мировоззренческим вопросам – что представляет собой окружающий нас мир? Каково место в нём человека? В чём состоят задачи учёного и т.д. – составляют философские основания естественных, технических и гуманитарных наук. Философия присутствует в любом частнонаучном знании на уровне «онтологических предписаний», методологических принципов и мировоззренческих установок. Она предлагает определённую онтологическую интерпретацию как исследуемого объекта, так и всей действительности. В СР это представление об обществе как соц реальности и о человеке как об определённой целостности и ценности. Для соц наук главной реальностью, подлежащей анализу, является человек и общество. Каждая из них выделяет и исследует узкий предмет, пытаясь установить некие закономерности, действующие в его границах. Изучая различные стороны человеческого существования, частные науки не в состоянии ответить на вопрос «Что такое человек?». Ответ на этот вопрос требует синтеза знаний из разных областей социогуманитарного познания и философских обобщений. ТСР, как и другие гуманитарные науки, используют определённые философские представления о человеке и обществе. Любой вид человеческой деятельности, включая науку, имеет одной из предпосылок некую идеологию, или «рабочую философию». В соц науках эту роль выполняют философские «модели» человека. Частные науки схематизируют представления о человеке, акцентируя в нём только те стороны, которые выражают их собственный предмет. В результате возникают неправомерно суженные, редуцированные конструкции, которые подменяют целостные представления о человеке. В ТСР используются различные философские представления о человеке, отражающие многообразие философских направлений. К наиболее широко распространённым относятся философские «модели человека»: 1.религиозно-теологическая модель человека – акцентирует в нём конфликт между божественным и греховным началом. Как следствие, на человека накладываются ряд ограничений его свободы, призванных служить поддержкой в этой борьбе; 2.«человек познающий», – продукт рационалистической философии. Большая часть его действий, поступков, стремлений определяется или тесно связана с деятельностью сознания; 3.«человек реагирующий» – воплощение позитивистских установок в познании человека и общества. Позитивизм настаивает на фиксировании средствами науки только наблюдаемых феноменов и получение на этой основе обобщений, которые в дальнейшем могут быть подвергнуты эмпирической проверке, или верификации. В социальном познании предметом изучения становится человеческое поведение; 4.психоанализ и возникшая на его основе психоаналитическая философия основное внимание уделяют внутренним психическим процессам личности, в частности, происходящим в области бессознательного. Философское понимание человека как наиболее полное, лишённое тенденций к редуцированию человеческой сущности выступает основой различных теоретических моделей социальной работы. Таким образом, философия определяет методологические основы научных исследований в социальной работе, мировоззренческие основы самой деятельности, модели человека и общества, глубинные онтологические смыслы, предоставляет общенаучные и философские категории. Соц философия рассматривает общество как целостную соц систему, единый соц процесс, совокупность взаимопереплетение различных соц институтов и их взаимодействие, место и задачи соц работы как одного из соц институтов.

 

11.Основные подходы к выделению моделей социальной работы.
Принято выделять три основные группы: социолого-ориентированные; психолого-оринтированные; комплексно-ориентированные. Социолого-ориентированные модели наиболее тесно связаны с социологическими концепциями. Социология лежит в основе тех теорий СР, которые ориентированы на структурную СР, связанную с оптимизацией деятельности учреждений соц сферы, обеспечивающих соц защиту различным соц группам нуждающихся и повышение эффективности соц политики в обществе. Для этих моделей наиболее актуальны идеи теории систем Л. фон Берталанфи, в контексте которых соц система представляет собой определенный набор абстракций из конкретных форм взаимосвязи и поведения. На основе теории систем соц работник выявляет факторы окружения клиента, фиксирует наличие воздействия на клиента других людей и влияние различных соц факторов. Наиболее эффективно теория систем используется в организации соц обслуживания, а также с целью разработки концепций соц защиты населения. Среди современных социолого-ориентированных моделей выделяют «модели жизни» экологической теории, социально-радикальную модель, марксистскую модель. «Модели жизни» экологической теории представляют собой одну из концепций взаимодействия психологической и соц систем и являются сравнительно новой теорией осмысления соц практики. Проблематика данных теорий связана с пограничными аспектами теории соц систем и проблем соц психологии. Деятельность соц работника при данном подходе связана не только с взаимодействием с клиентом, но и с окружающей его средой. Этот подход называется системно-экологическим. Проявляется в организации работы системы соц обслуживания и поддержки населения, особое место в нем уделяется проблеме взаимоотношений соц работника и клиента, которые рассматриваются в контексте теории соц ролей. Данному роду моделей свойственна недостаточная технологическая и методическая разработанность. Соц-радикальная модель. В ее основе — положения движения за права человека (борьба с дискриминацией и т. п.). Данная модель проявляется как модель защиты и развития самосознания представителей различных соц групп. Технология защиты и «наделения полномочиями» направлена на развитие соц способностей клиентов различных групп угнетенных, отвергнутых, причем упор делается на учет влияния властных структур, классовой принадлежности (хотя не предполагает изменения самих угнетающих структур). Марксистская модель. Она основывается на понимании деятельности соц работника как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществление перемен в обществе: соц работник как соц «контролер», как соц «стабилизатор», соц «адвокат», соц «врач». Данная модель особенно эффективно развивается на структурном уровне. Психолого-ориентированные модели СРсвязаны с возможностью СР оптимизировать собственные усилия клиента по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровнях. Психодинамическая модель основана на психодинамическом направлении теории СР (3. Фрейд, А. Фрейд, Э. Берн и др.). Основные понятия этой теории связаны с психоанализом, они заложили принципы индивидуальной СР (кейсуорк): индивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы, ее диагностика, использование терапевтических технологий помощи.
Экзистенциальная модель связана с экзистенциальными и феноменологическими подходами психологии. При анализе поведения клиента важно учитывать, как он воспринимает и интерпретирует свои представления об окружающем мире, как оценивает свой соц статус. В рамках данной модели большое внимание уделяется рассмотрению специфики поведения клиента в первичных по отношению к нему группах. Учитывая личностные конструкции, имеющиеся у клиента по поводу своего представления о себе и окружающем его мире, соц работник более точно составляет понимание причин личностного дискомфорта. Данная модель оправдала себя в работе с этническими группами и другими категориями соц риска («недооцененные группы»), при разрешении конфликта, возникшего при несовпадении личностных реконструкций внешнего мира с новым соц окружением. Важной при этом является работа по изменению смысла жизни клиента. Гуманистическая модель определяется принципами гуманистической психологии (В. Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). СР в этой модели проявляется в стремлении соц работников помочь клиентам на основе самопознания и самоактуализации. Ведущая технология данной модели — технология «активного слушания» (эмпатия, партнерский стиль отношений). Существенная черта этой модели СР — недирективный подход к решению проблем клиента. Эффективность данной модели связана во многом с личностными чертами самого соц работника (искреннее сочувствие, умение выстроить собственную технологию). В современных условиях данная модель СР приобретает все большее влияние. Все модели данной группы связаны с оказанием индивидуальной помощи клиенту, с позиций его личностных проблем, что требует от соц работника серьезной психологической подготовки. Комплексно-ориентированные модели соц работы. Усиливающиеся междисциплинарные и интегративные тенденции в практике и теории соц работы актуализируют поиск комплексных моделей СР, которые позволяют подходить к решению соц проблем многосторонне. Среди них: ролевая модель, соц-педагогическая модель, когнитивная модель, концепция жизненных сил. Ролевая модель построена на интеграции психологического и социологического знания (Я. Морено, Дж. Г. Мид). Логика обоснования процесса соц помощи базируется на психологическом знании, прежде всего — понимании роли личности. В ролевой модели используется представление о личностных ролях: люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводимыми индивидуально-личностным сознанием. Ролевая модель включает проблемы клиента, связанные с вопросами о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий и процесса формирований представлений о собственной роли в жизни. Исполняя роли разного порядка (социальные, межличностные), человек может попасть в конфликт между ними. Здесь может быть актуальна помощь соц работника. Ролевая теория служит для соц работника одой из форм соц объяснения, а также средством соц обучения, коррекции поведения, повышения адаптивности клиента. Варианты технологий, основанных ролевой теории: психодрама, групповая дискуссия, перемена ролей, групповая терапия. Соц-педагогическая модель особенно актуальна для России в силу традиционности рассмотрения вопросов соц помощи с педагогической точки зрения. Воспитание, являясь частью процесса социализации, осущ целенаправленно, при опосредованном или непосредованном участии соц факторов разного уровня (макро-, мезо- и микро). Сферой соц воспитания становится не только образование, приобретение жизненного опыта, но и оказание помощи. Соц-педагогическая модель может рассматриваться на уровне структурной и психосоц-й работы. Когнитивная модель приобретает особую популярность в начале 80-х гг. Один из главных принципов СР данной модели — соц услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них. Основная форма реализации этой модели — консультирование. В когнитивной модели выявляются возможности регуляции соц поведения клиента путем обучения его «отрабатывать» механизмы своих поступков, адекватные социальным условиям или той конкретной соц ситуации, в которой он оказался. Данная модель чаще всего используется при работе по месту жительства. Одна из наиболее актуальных проблем, решаемых в рамках данной модели, — это разрешение конфликтов средствами групповой дискуссии, самоанализа и т. п. В данной модели особенно эффективным представляется соединение аспектов когнитивной теории с гуманистическими теориями, что обусловлено одним из основополагающих принципов этой модели — стремлением к оптимизации деятельности клиентов в сфере управления собственной жизнью, формированием потребностей к такой деятельности. Социолого-ориентированная модель (концепция жизненных сил). В ее основе находится понятие «жизненные силы» как способность человека к воспроизводству и осуществлению жизни как биосоц-го существа (реализация единства индивидуальной и соц субъектности). СР представляет собой деятельность по оптимизации формирования, осуществления и реабилитации жизненных сил человека. В данной модели пересекаются психолого-ориентированные и социолого-ориентированные теории СР. То или иное теоретическое обоснование СР оказывает влияние на определение предметной области, методы, принципы, содержание социальной работы, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Разнообразие целей СР и социокультурные возможности их реализации предполагают различные подходы к выделению организационных уровней СР. Так, традиционный подход заключается в выделении 3 основных уровней: 1) патронажная работа — индивидуальная СР с отдельными клиентами и (или) их семьями, 2) групповая СР — работа с малыми группами, 3) коммунальная СР — работа с различными общностями, начиная от общины (коммунального уровня) и до всего общества в целом. Другой подход к организации СР заключается в разделении ее на микро- и макроуровни. Он основан на различии между усилиями, направленными на макросистемы (организации, коммуны, общества) и микросистемы (индивиды, семьи, малые группы). На макроуровне осущ в форме соц планирования, коммунальной организации и организационного развития. Микроуровень реализуется через патронажную работу, семейную помощь и групповую терапию. Еще один подход к выделению уровней состоит в разведении СР, направленной на восстановление нарушенного равновесия, функций (реабилитацию) и СР, направленной на профилактику (превенцию) подобных отклонений. Профилактика связана с необходимыми соц изменениями, а реабилитация — с помощью индивидам в непосредственно существующей ситуации. Наконец, проблемный подход закл в соотнесении организации СР с особыми окружающими условиями или областями соц проблем (СР с душевнобольными, алкоголиками и т. п.). Несмотря на многообразие подходов к организации СР, в мировой практике условно выделяются две исторически сложившиеся системы СР: европейская и американская. Для американской модели СР свойственна направленность на работу с индивидуумом и его семьей, на улучшение функционирования личности, группы в существующей среде. Это связано с историческими условиями освоения американского континента: характерной чертой американских поселенцев была опора на собственные силы, личную инициативу и стремление максимально уменьшить влияние гос-х структур. Основные формы помощи здесь — индивидуальная, групповая, общинная, а ведущий метод работы — кейсуорк. Главное отличие системы соц защиты в США — гибкость и децентрализация. Она состоит из разного рода соц программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо фед-ми гос-ми органами и органами управления штатов. Такой подход позволяет с достаточной полнотой и оперативно учитывать потребности в соц помощи конкретного региона. Основные формы гос-го соц обеспечения — соц страхование и гос-ое вспомоществование, которые имеют разное финансирование. Гос поддержка существует только на уровне программ для самых беднейших слоев населения. Помимо этого существует система частного соц страхования. Европейская модель соц работы имеет более длительную историю. Она формировалась по мере того, как прерывались общинные (межобщинные) связи и соответственно слабела поддержка нуждающихся со стороны их ближайшего окружения. И для этой модели характерно большее внимание к изменению среды обитания индивида для поддержки, развития, защиты его и семьи. Поэтому основные формы работы связаны с соц планированием, администрированием. Соц законодательство европейских стран отличается от американской более высокой степенью участия государства в определении направлений, планировании, финансировании и проведении в жизнь соц политики. В реализации задач СР главное место уделяется местным органам самоуправления, а в своем содержании она охватывает разнообразные группы населения различными соц услугами и видами помощи (например, в Финляндии, Швеции).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.