Правила расположения оборудования
Качество расположения энергетической установки в МКО транспортного судна оказывает определенное влияние на эффективность грузоперевозок, трудоемкость, затраты на постройку и себестоимость судна, удобство эксплуатации, технического обслуживания и ремонтных работ, надежность и долговечность СЭУ, безопасность труда обслуживающего персонала, затраты энергии на собственные нужды СЭУ и другие аспекты эффективности судна. В процессе проектирования расположения могут быть достигнуты: – сокращение длины МКО и как следствие увеличение размеров грузовых отсеков и увеличение провозоспособности судна; – обеспечение удобства в процессе обслуживания, профилактики и ремонта за счет предоставления необходимых подходов, площадок для обслуживания и ремонта, проходов для транспортировки разбираемых и заменяемых деталей, узлов и блоков, создания необходимых средств для подъема и транспортировки тяжелых деталей; – обеспечение охраны труда и техники безопасности в нормальной эксплуатации за счет необходимых защит, ограждений и изоляции, а в аварийных ситуациях за счет создания требуемых входов, выходов и путей эвакуации персонала; – обеспечение надежной и долговечной работы оборудования за счет создания требуемых подпоров и перетоков рабочих тел, повышения эксплуатационной надежности за счет повышения эффективности труда машинной команды и ремонтных бригад; – снижения затрат энергии на привод насосов и потерь теплоты нагретыми трубопроводами с большими коэффициентами использования вследствие сокращения их длин; – уменьшение стоимости постройки СЭУ и судна. Расположение СЭУ в МКО транспортного судна характеризуется совокупностью параметров, каждый из которых определяет часть связей расположения с эффективностью судна. Среди этих параметров такие, как: – габаритные размеры – длина, ширина и высота МКО; – площади основных помещений МКО; – расстояния между основным и вспомогательным оборудованием, взаимодействующим на режимах длительной эксплуатации судна; – наличие проходов между элементами СЭУ, обеспечивающих доступ к оборудованию для обслуживания и ремонта; – наличие магистральных проходов, необходимых для транспортировки разбираемых узлов и агрегатов; – наличие проемов для выемки разбираемого оборудования из МКО и погрузки отремонтированного; – наличие средств подъема и транспортировки массивных деталей и узлов; – возможность разборки агрегатов, наличие и незанятость ремонтных габаритов; – наличие и доступность входов и выходов из МКО; – наличие ремонтных зон, необходимых для разборки, осмотра и дефектации разбираемых деталей, достаточность площадей для расположения разбираемых деталей, пригодных для повторного применения, на время производства ремонтных работ; – наличие защит в местах возможного появления персонала; – предотвращение или ограничение воздействия вредных факторов эксплуатации на персонал; – сосредоточенность оборудования, ответственного за выполнение определенных функций в составе СЭУ в одной определенной зоне, что облегчает обнаружение и устранение отказов; – сосредоточение в одной зоне и расстояния между оборудованием, требующим обслуживания на одних режимах эксплуатации; – предотвращение разливов топлива и масла и попадание последних на нагретые детали; – соответствие типовым схемам расположения, что облегчает освоение СЭУ сменными командами и командами при первоначальном освоении; – выполнение функциональных требований относительного расположения оборудования и емкостей, наличие подпоров к насосам и др. Эти и другие показатели расположения оказывают влияние на отдельные составляющие эффективности судна, и тем самым на комплексный показатель – саму эффективность. Для транспортных судов наиболее очевидно требование максимально возможного сокращения длины машинного отделения при соблюдении всех ограничительных требований и предоставлении достаточного пространства для обеспечения удобного обслуживания и ремонта СЭУ и составляющего его оборудования, а также общесудового оборудования, расположенного в МКО. За счет этого могут быть увеличены размеры грузовых помещений и увеличена грузовместимость, на большинстве судов определяющая провозоспособность. Наиболее экономически оправдано расположение СЭУ в одном машинно-котельном отделении (МКО). При этом сокращается длина МКО вследствие наложения ремонтных зон различных механизмов и отсутствия дополнительных проходов и переходов. Обычно это требование на гражданских судах может быть реализовано. Помещения СЭУ целесообразно располагать в кормовой оконечности судна для наибольшего приближения двигателей к движителям и сокращения длины валопроводов. Расположение оборудования в МКО должно обеспечивать выполнение следующих требований: – обеспечение удобств при проведении обслуживания и ремонта. Это требование реализуется путем предоставления пространств для разборки оборудования (ремонтных габаритов), ремонтных площадок, грузоподъемных средств, подходов и проходов, транспортных магистралей, снижением объемов сопутствующих ремонтных работ, доступностью мест ремонта, облегчением локализации отказов и др.; – сокращение длины связей (трубопроводов и кабельных трасс) между оборудованием. Выполнение этого требования может быть обеспечено сосредоточением оборудования каждой из энергетических систем в одном районе, применением функционального агрегатирования оборудования систем СЭУ; – выполнение требований техники безопасности и охраны труда обслуживающего персонала. Этим проблемам посвящена специальная глава "Требований по технике безопасности к общему расположению, устройствам и оборудованию морских судов", включающая более шестидесяти статей. – предотвращение распространения шума и вибрации механизмов и ограничение воздействия этих факторов на персонал; – обеспечение пожаробезопасности. Эти требования реализуются группой методов – от вывода дыхательных труб топливных и масляных цистерн на открытую палубу до выделения отдельных помещений для опрессовки форсунок, запрещением прокладки водяных трубопроводов над электрооборудованием и щитами, топливных трубопроводов над нагретыми узлами и электрооборудованием и др.; – обеспечение надежной работы оборудования при крене, дифференте, изменении осадки, качке судна; – уменьшение массы фундаментов под механизмы МКО, достигаемое простотой их конструкции и согласованием их с основными элементами конструкции корпуса; – расположение общего центра масс СЭУ вблизи диаметральной плоскости во избежание возникновения кренящего момента и необходимости принятия твердого балласта для его компенсации; – расположение общего центра масс СЭУ по возможности в нижней части МКО для улучшения остойчивости судна. Энергетические запасы должны быть приближены к главным и вспомогательным двигателям, т.е. располагаться вблизи МКО для сокращения размеров топливных трубопроводов. Запасы тяжелого топлива следует отделять от забортного пространства пустыми цистернами во избежание переохлаждения топлива и потери текучести. Ввиду значительной массы запасов топлива и их расходования по мере выполнения рейса следует предусматривать мероприятия по удиферентовке судна при различной степени расходования запасов. Проектирование расположений СЭУ в основном реализуется на этапах эскизного и технического проектирования судна: – в процессе эскизного проектирования разрабатывается расположение в МКО главных двигателей, элементов системы передачи мощности от двигателя к движителю. Это необходимо для разработки конструкции судового валопровода и его дальнейшего расчета как статически неопределимой балки. В процессе реализуется задача определения длины МКО, обычно в дальнейшем не пересматриваемой; – в начале технического проектирования выполняется расположение всего комплекта оборудования СЭУ в МКО с целью трассировки трубопроводов, их гидравлических расчетов, установки дроссельных шайб и уточнения напора насосов. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|