Здавалка
Главная | Обратная связь

Правила расположения оборудования



Качество расположения энергетической установки в МКО транспортного судна оказывает определенное влияние на эффективность грузоперевозок, трудоемкость, затраты на постройку и себестоимость судна, удобство эксплуатации, технического обслуживания и ремонтных работ, надежность и долговечность СЭУ, безопасность труда обслуживающего персонала, затраты энергии на собственные нужды СЭУ и другие аспекты эффективности судна.

В процессе проектирования расположения могут быть достигнуты:

– сокращение длины МКО и как следствие увеличение размеров грузовых отсеков и увеличение провозоспособности судна;

– обеспечение удобства в процессе обслуживания, профилактики и ремонта за счет предоставления необходимых подходов, площадок для обслуживания и ремонта, проходов для транспортировки разбираемых и заменяемых деталей, узлов и блоков, создания необходимых средств для подъема и транспортировки тяжелых деталей;

– обеспечение охраны труда и техники безопасности в нормальной эксплуатации за счет необходимых защит, ограждений и изоляции, а в аварийных ситуациях за счет создания требуемых входов, выходов и путей эвакуации персонала;

– обеспечение надежной и долговечной работы оборудования за счет создания требуемых подпоров и перетоков рабочих тел, повышения эксплуатационной надежности за счет повышения эффективности труда машинной команды и ремонтных бригад;

– снижения затрат энергии на привод насосов и потерь теплоты нагретыми трубопроводами с большими коэффициентами использования вследствие сокращения их длин;

– уменьшение стоимости постройки СЭУ и судна.

Расположение СЭУ в МКО транспортного судна характеризуется совокупностью параметров, каждый из которых определяет часть связей расположения с эффективностью судна. Среди этих параметров такие, как:

– габаритные размеры – длина, ширина и высота МКО;

– площади основных помещений МКО;

– расстояния между основным и вспомогательным оборудованием, взаимодействующим на режимах длительной эксплуатации судна;

– наличие проходов между элементами СЭУ, обеспечивающих доступ к оборудованию для обслуживания и ремонта;

– наличие магистральных проходов, необходимых для транспортировки разбираемых узлов и агрегатов;

– наличие проемов для выемки разбираемого оборудования из МКО и погрузки отремонтированного;

– наличие средств подъема и транспортировки массивных деталей и узлов;

– возможность разборки агрегатов, наличие и незанятость ремонтных габаритов;

– наличие и доступность входов и выходов из МКО;

– наличие ремонтных зон, необходимых для разборки, осмотра и дефектации разбираемых деталей, достаточность площадей для расположения разбираемых деталей, пригодных для повторного применения, на время производства ремонтных работ;

– наличие защит в местах возможного появления персонала;

– предотвращение или ограничение воздействия вредных факторов эксплуатации на персонал;

– сосредоточенность оборудования, ответственного за выполнение определенных функций в составе СЭУ в одной определенной зоне, что облегчает обнаружение и устранение отказов;

– сосредоточение в одной зоне и расстояния между оборудованием, требующим обслуживания на одних режимах эксплуатации;

– предотвращение разливов топлива и масла и попадание последних на нагретые детали;

– соответствие типовым схемам расположения, что облегчает освоение СЭУ сменными командами и командами при первоначальном освоении;

– выполнение функциональных требований относительного расположения оборудования и емкостей, наличие подпоров к насосам и др.

Эти и другие показатели расположения оказывают влияние на отдельные составляющие эффективности судна, и тем самым на комплексный показатель – саму эффективность.

Для транспортных судов наиболее очевидно требование максимально возможного сокращения длины машинного отделения при соблюдении всех ограничительных требований и предоставлении достаточного пространства для обеспечения удобного обслуживания и ремонта СЭУ и составляющего его оборудования, а также общесудового оборудова­ния, расположенного в МКО. За счет этого могут быть увеличены размеры грузовых помещений и увеличена грузовместимость, на большинстве судов определяющая провозоспособность.

Наиболее экономически оправдано расположение СЭУ в одном машинно-котельном отделении (МКО). При этом сокращается длина МКО вследствие наложения ремонтных зон различных механизмов и отсутствия дополнительных проходов и переходов. Обычно это требование на гражданских судах может быть реализовано.

Помещения СЭУ целесообразно располагать в кормовой оконечности судна для наибольшего приближения двигателей к движителям и сокращения длины валопроводов.

Расположение оборудования в МКО должно обеспечивать выполнение следующих требований:

– обеспечение удобств при проведении обслуживания и ремонта. Это требование реализуется путем предоставления пространств для разборки оборудования (ремонтных габаритов), ремонтных площадок, грузоподъемных средств, подходов и проходов, транспортных магистралей, снижением объемов сопутствующих ремонтных работ, доступностью мест ремонта, облегчением локализации отказов и др.;

– сокращение длины связей (трубопроводов и кабельных трасс) между оборудованием. Выполнение этого требования может быть обеспечено сосредоточением оборудования каждой из энергетических систем в одном районе, применением функционального агрегатирования оборудования систем СЭУ;

– выполнение требований техники безопасности и охраны труда обслужи­вающего персонала. Этим проблемам посвящена специальная глава "Требований по технике безопасности к общему расположению, устройствам и оборудованию морских судов", включающая более шестидесяти статей.

– предотвращение распространения шума и вибрации механизмов и ограничение воздействия этих факторов на персонал;

– обеспечение пожаробезопасности. Эти требования реализуются группой методов – от вывода дыхательных труб топливных и масляных цистерн на открытую палубу до выделения отдельных помещений для опрессовки форсунок, запрещением прокладки водяных трубопроводов над электро­оборудованием и щитами, топливных трубопроводов над нагретыми узлами и электрооборудованием и др.;

– обеспечение надежной работы оборудования при крене, дифференте, изменении осадки, качке судна;

– уменьшение массы фундаментов под механизмы МКО, достигаемое простотой их конструкции и согласованием их с основными элементами конструкции корпуса;

– расположение общего центра масс СЭУ вблизи диаметральной плоскости во избежание возникновения кренящего момента и необходимости принятия твердого балласта для его компенсации;

– расположение общего центра масс СЭУ по возможности в нижней части МКО для улучшения остойчивости судна.

Энергетические запасы должны быть приближены к главным и вспомога­тельным двигателям, т.е. располагаться вблизи МКО для сокращения размеров топливных трубопроводов. Запасы тяжелого топлива следует отделять от забортного пространства пустыми цистернами во избежание переохлаждения топлива и потери текучести. Ввиду значительной массы запасов топлива и их расходования по мере выполнения рейса следует предусматривать мероприятия по удиферентовке судна при различной степени расходования запасов.

Проектирование расположений СЭУ в основном реализуется на этапах эскизного и технического проектирования судна:

– в процессе эскизного проектирования разрабатывается расположение в МКО главных двигателей, элементов системы передачи мощности от двигателя к движителю. Это необходимо для разработки конструкции судового валопровода и его дальнейшего расчета как статически неопределимой балки. В процессе реализуется задача определения длины МКО, обычно в дальнейшем не пересматриваемой;

– в начале технического проектирования выполняется расположение всего комплекта оборудования СЭУ в МКО с целью трассировки трубопроводов, их гидравлических расчетов, установки дроссельных шайб и уточнения напора насосов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.