Здавалка
Главная | Обратная связь

Оценка и самооценка.



Один из важнейших принципов безотметочной системы – самооценка. Ценнейшему из умений – способности адекватно оценить свои действия – детей учат постепенно. Сначала они сравнивают выполненную работу с данным учителем образцом. Преподаватель, конечно, проверяет, исправляет ошибки, может предложить критерии, но определить оценку сначала должны сами ученики, только потом они услышат мнение учителя. При таком подходе исчезает опасность манипулирования с помощью отметок, школьники не зависят от учителя как от распределителя отметочных наград и наказаний.

Если ребенок не ждет приговора учителя, а способен дать оценку своим знаниям и навыкам, он сможет откровенно сказать: это сочинение я мог бы написать лучше. Если в контрольной у школьника много ошибок, он подумает: я не подготовил материал, надо в нем разобраться. Но не станет отчаиваться («у меня ничего не выходит»), как поступают многие дети, получившие двойку.

Оцениванию при безотметочной системе должны подлежать не только знания, умения и навыки обучающихся. Оценка творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни должна быть сформирована столь же весомо, как и оценка навыковой стороны обучения.

Оцениванию на уроках не должны подлежать личные качества ребёнка (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не её исполнитель.

При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребёнка и не провоцируют учителя на сравнение детей между собой по их успеваемости, но это не «заменители» отметочной системы: «звёздочек», «зайчиков», «солнышек» и т.п. Безотметочное оценивание предполагает педагогически целесообразное сочетание качественной оценки, обеспечивающей фиксацию динамики развития способностей учащихся (коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, индивидуальный стиль мышления и др.) и количественной оценки, позволяющей сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями и сравнивать сегодняшние достижения ученика с его предыдущими успехами.

Основная цель безотметочной системы оценивания заключается в постепенном формировании у обучающегося действий контроля и оценки как способности проводить рефлексию собственной деятельности (постепенный перевод с внешней оценки на внутреннюю самооценку).

В данной работе в портфолио включены разделы, посвященные оценке обучающимися достигнутых результатов, планированию будущих этапов обучения в творческой деятельности. Это делает портфолио рабочим инструментов, позволяющим эффективно контролировать, планировать и оценивать достижения.

 

Мы выделяем три составляющие портфолио:

Оценочная, т.е. перенос педагогического ударения с оценки на самооценку, позволяющий сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя;

Инструментальная, т.е. накопление способов и средств (инструментов) для решения различных практических задач;

Рефлексивная, т.е. оценка обучающимся пройденного пути и места на этом пути. С точки зрения отслеживания и оценивания процесса обучения и его результатов портфолио позволяет решать две основные задачи:

проследить индивидуальный прогресс обучающегося в начальной школе;

оценить образовательные достижения обучающегося и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.