Здавалка
Главная | Обратная связь

Сопротивление изменениям



Существует много причин, по которым люди сопротивляются изменению. Например, люди могут бояться оказать отрицательное влияние на других. У Марты, 42-летней женщины, жившей вместе с матерью, было диагностировано расстройство личности, характеризующееся чрезмерной зависимостью. Всякий раз, когда Марта думала о переезде, она боялась, что это убьет ее мать, а мать подкрепляла эту мысль (Beck et al., 1990). Многие чрезмерно тревожные, испытывающие депрессию и склонные к самоубийству люди боятся изменения как чего-то неизвестного. Иногда люди боятся как положительных, так и отрицательных последствий изменения. Например, многие боятся дополнительной ответственности, связанной с продвижением по службе или вступлением в брак.

Бек (Beck, 1988) полагает, что партнерам, отношения между которыми нарушены, следует противостоять многим убеждениям (возможно, выраженным в форме автоматических мыслей), которые ослабляют их стремление к изменению. Бек считает, что существуют следующие виды дисфункциональных и преувеличенных убеждений.

Убеждения относительно изменения. Показательные убеждения: «Мой партнер не способен измениться», «Ничто не может улучшить наши отношения», «Все будет только хуже».

Оправдание собственных убеждений. Например, «Вести себя так, как веду себя я, — нормально», «Думать так, как думаю я, — правильно», «Он/она причинил(а) мне боль. Он/она заслуживает, чтобы ему/ей причинили боль».

Аргументы взаимности. Например, «Я не буду делать усилий до тех пор, пока их не сделает мой партнер», «Нечестно, что я должен делать всю работу», «Мой партнер причинил мне сильную боль в прошлом, так что теперь он многое должен делать, чтобы компенсировать это».

Проблема связана с моим партнером. Например, «У меня не было никаких проблем в жизни, пока мы не поженились», «Мой партнер невозможен», «Мой партнер не заботится об улучшении наших отношений».

Виды сопротивления

Обнаруживаемое в процессе лечения сопротивление пациентов не является единичным актом. Оно способно не только принимать разнообразные формы и выступать с различной степенью интенсивности, но и оказывается постоянным спутником терапевтического процесса как такового. Поэтому речь идет, как правило, не только о преодолении сопротивления, оказываемого пациентом в начале его лечения, но и о длительной, кропотливой работе по вскрытию и устранению сопротивлений, возникающих на различных этапах терапевтической деятельности. Подобная ситуация стала все более очевидной по мере того, как аналитики начали уделять пристальное внимание сопротивлению как таковому.

Практика показывает, что прежде всего сопротивление пациентов направляется против основного технического правила психоанализа. Согласно этому правилу, пациент должен говорить буквально обо всех своих ассоциациях, которые в состоянии спокойного самонаблюдения возникают у него. При первых же встречах с пациентом аналитик разъясняет смысл совместной работы и говорит о важности соблюдения основного технического правила, поскольку от этого во многом зависит и продолжительность лечения, и его успех. Любые воспоминания пациента, его чувства и мысли – все является существенным, независимо от того, представляются ли они таковыми ему самому или нет.

Казалось бы, во имя своего выздоровления пациент готов сотрудничать с аналитиком. Однако нередки случаи, когда, понимая суть основного технического правила психоанализа, пациент без какого-либо видимого желания следует ему, а подчас даже, напротив, делает все для того, чтобы не соблюдать его. Он может ничего не говорить, молчать и ждать наводящих вопросов со стороны аналитика. При этом пациент начинает оправдываться, утверждая, что ему ничего не приходит в голову, у него нет никаких воспоминаний и будет лучше, если аналитик сам станет расспрашивать его обо всем, что считает нужным.

Подобного рода сопротивление напоминает ситуацию, когда часть обучающихся психоанализу студентов вдруг обнаруживают, что у них пропали сновидения. Стоит только обратить внимание студентов на то, что отныне они должны записывать свои сновидения и анализировать их, как тут же некоторые из них заявляют, что им перестали сниться сновидения. Проходит какое-то время, прежде чем эти студенты вновь обретают способность не столько видеть, сколько помнить, воспроизводить свои сновидения. Нечто аналогичное происходит и с соблюдением основного технического правила психоанализа, когда пациент уверяет, что ему ничего не приходит в голову. И в том и в другом случае возникает сопротивление, в результате чего аналитик лишается необходимого для работы материала.

Подчас пациент жалуется на то, что ему действительно ничего не приходит в голову. Всем своим поведением он демонстрирует готовность следовать основному техническому правилу, но что поделаешь, если у него нет никаких воспоминаний и никакие мысли не посещают его в данный момент. Но как только выясняется, что он умалчивает о чем-то, пациент тут же заверяет, что пришедшая ему в голову мысль или возникшая ассоциация не имеют никакого отношения к обсуждаемым проблемам. Спрашиваешь: «Откуда вы знаете, что то, о чем вы умолчали, не относится к делу?» В ответ на этот вопрос пациент начинает приводить различного рода аргументы, мол, ему так кажется, пришедшая в голову мысль является совершенно абсурдной, нет никакой логической связи между его болезнью и случайно возникшей ассоциацией, а его воспоминание совершенно неинтересно и не представляет никакой ценности для понимания его душевного состояния. Чаще всего подобного рода сопротивление возникает на начальной стадии аналитической работы, когда пациент настороженно относится к аналитику, как бы изучая его и решая для себя вопрос о том, стоит ли ему доверять. Требуется время и терпение, прежде чем сопротивление против основного технического правила психоанализа оказывается преодоленным или, по крайней мере, ослабленным настолько, что пациент начинает рассказывать о своих чувствах и мыслях, не задумываясь об их содержании, ценности, пригодности для анализа.

Иногда приходится иметь дело с таким пациентом, который занимает противоположную позицию. В отличие от «молчуна», он без всяких расспросов со стороны аналитика готов рассказывать часами о своей жизни, переходя от одного сюжета к другому. Создается впечатление, что ему все равно, кому и о чем рассказывать, лишь бы находился благодарный слушатель, вроде аналитика, способный молча присутствовать в момент откровений пациента и ничем не нарушать его поток речи. Беспрестанное говорение пациента может продолжаться несколько сессий подряд. По крайней мере у меня были случаи, когда на протяжении первых пятнадцати – двадцати сессий я почти безмолвно выслушивал пациента, давая возможность ему выговориться и не перебивая его, если даже подчас возникало желание что-то уточнить из того потока слов, который обрушивался на меня.

 

Принципы, этапы и способы работы консультанта с сопротивлением клиента.

Ж. Иган профессор психологии Университета Лойола в Чикаго, автор многочисленных книг, в том числе: "The skilled helper" (1986), "Exercises in helping skills" (1986), "Change agent skills in helping and human service settings" (1985)

Все консультанты сталкиваются с уклоняющимися или сопротивляющимися клиентами: с теми, кто не знает, чего хочет, кто демонстративно отказывается от помощи; кого вопреки его воле вынудили встретиться с консультантом и он идёт на это только ради третьей стороны; кто чувствует, что его используют; кто возмущён; кто только и говорит, что о безопасности и недостаточном уважении своих прав; кто саботирует процесс помощи чрезмерным участием; кто прямо или скрыто препятствует сотрудничеству; кто ставит перед собой нереальные цели, а затем использует их как оправдание своей бездеятельности; кто неоправданно обвиняет других, социальные нормы или общественную систему, считая их источником собственных проблем; кто не желает устанавливать отношения с консультантом; кто не прикладывает серьёзных усилий для изменения своего поведения; кто играет с консультантом в игры; кто не спешит принять ответственность за самого себя; кто агрессивен по отношению к консультанту или злоупотребляет его вниманием. Сопротивление помощи - это, конечно, вопрос степени: не все клиенты сопротивляются и не у каждого сопротивляющегося клиента наблюдаются такие виды поведения в столь злостных формах.

Сопротивление вряд ли является чем-то необычным; определённая доля сопротивления есть у каждого клиента. "Сопротивление неизбежно, даже в самом эффективном лечении, поскольку всякий раз, когда терапия вплотную подходит к осуществлению успешного изменения, заинтересованная в сохранении патологии часть личности активно протестует" (Redl, 1966). Клиенты приходят в той или иной мере "вооружёнными" против изменения. Сопротивление может рассматриваться как нечто положительное, и скорее как признак жизни и борьбы, нежели как ещё одна форма патологии. Далее следуют рассуждения, которые помогут вам в работе с уклоняющимися клиентами и с сопротивлением, которое в большей или меньшей мере обнаруживается у всех клиентов. Исследователи и практики уделяют сопротивлению все больше и больше внимания.

(Anderson & Stewart, 1983; Cavanaugh, 1982; Chamberlain and others, 1984; Cormier & Cormier, 1985; Dyer & Vriend, 1975; Ellis, 1984; Kerr and associates, 1983; Larrabee, 1982; Lauver, Holimann, & Kazama, 1982; Manthei & Matthews, 1982; Paradise & Wilder, 1979; Ridley, 1984; Riordan, Matheny, & Harris, 1978; Smaby & Tamminen, 1979; Spinks & Birchler, 1982; Stream, 1985; Wachtel, 1982).

существует общий способ работы с уклонением и сопротивлением.

Далее предлагаются некоторые принципы и шаги для обращения с теми видами сопротивления, с которыми вы можете столкнуться.

-- Примите за норму существование некоторого сопротивления. Помогите клиентам увидеть, что их уклонение или сопротивление не делает их сколько-нибудь странными. После этого помогите им увидеть положительную сторону сопротивления. Это может служить хорошим свидетельством их самоутверждения.

-- Смотрите на сопротивление как на способ избегания. Уклонение и сопротивление могут рассматриваться как формы избегания (avoidance), необязательно связанного с больной волей клиента. Поэтому вам надо уяснить принципы и механизмы, лежащие в основании избегающего поведения (которое часто обсуждается в работах, посвящённых принципам поведения; см. Watson and Tharp, 1985).

--Если клиенты избегают консультирования вследствие того, что воспринимают его как наказание (или, по меньшей мере, как условие вознаграждения) консультанты должны очень ясно показать, что участие в терапевтическом процессе скорее вознаграждение, чем наказание, и что изменение может дать большее вознаграждение, чем сохранение статус-кво.

--Эффективные консультанты осознают, что мотивация должна в большей степени затрагивать побуждения (incentives), нежели "мотивы", для которых сердца клиентов закрыты (Gilbert, 1978). Задайте себе такой вопрос: "Какие побуждения толкают клиента к данной форме сопротивления?" "Какие побуждения действительно необходимы клиенту, чтобы отказаться от сопротивления?"

--Исследуйте своё собственное сопротивление. Исследуйте сопротивление в своей собственной жизни. Интенсивное обучение моделям, методологии и навыкам консультирования обеспечивает вас возможностью изучить на досуге те способы, которые вы сами используете для сопротивления росту и развитию. Если вы в контакте с различными формами сопротивления и находите способы преодолеть его, то, весьма вероятно, что вы сможете помочь клиентам совладать с их сопротивлениями. Отметьте, как для вас трудно порой оставить позади своё собственное сопротивление и приступить к решению проблемных ситуаций.

--Исследуйте качество ваших вмешательств. Изучите своё поведение как консультанта, при этом, однако, не поддавайтесь неоправданному чувству вины. Посмотрите, не делаете ли вы что-либо такого, что вызывает сопротивление клиента. Например, не осознавая того, вы можете стать слишком директивным. Помимо этого, отслеживайте те эмоции, которые вскипают в вас из-за сопротивления клиента, а также то, как вы сообщаете ему о них. Ни в коем случае не отрицайте эти чувства. Например, не следует чрезмерно индивидуализировать сопротивление клиента. Если вы позволите враждебно настроенному клиенту "влезть вам в душу", то, вероятно, эффективность вашей работы снизится.

--Примите сопротивление клиента и работайте с ним. Это главный принцип. Начинайте с системы отсчёта клиента. Примите как самого клиента, так и его сопротивление. Не игнорируйте сопротивление и не пугайтесь его. Дайте клиенту понять, как вы переживаете сопротивление, и после этого вместе исследуйте его. Такое моделирование открытости указывает путь к изменению. Будьте готовы исследовать свои собственные отрицательные чувства. При этом чрезвычайно важен навык прямого диалога. Помогите клиентам проработать эмоции, связанные с сопротивлением. Избегайте морализаторства. В каком-то смысле подружитесь с сопротивлением.

--Будьте реалистичны и гибки. Помните, что возможности консультанта не беспредельны. Выясните, в чем ваши личные и профессиональные ограничения. Если ваши ожидания роста, развития и изменения превосходят ожидания клиента, то консультативные отношения могут закончиться противоборством. Как замечают Кормьеры (Cormier & Cormier, 1985), "Кое-что из того, что обозначается как "сопротивление клиента", является не более чем результатом отсутствия гибкости терапевта".

--Поощряйте в клиенте ответственность за себя. Даже несмотря на то, что сопротивление клиента в какой-то мере естественно, в конечном счёте ответственность за то, чтобы справиться с ним, по-прежнему несёт клиент. Не принимайте на себя ответственность за сопротивление клиента, исключая, конечно же, те случаи, когда вы видите в этом свой собственный вклад. Обучайте клиентов тому, как эффективно участвовать в консультативном процессе, и демонстрируйте им, как это может служить их собственным интересам.

--Учреждайте "справедливое общество". Уклоняющиеся и сопротивляющиеся клиенты часто чувствуют себя жертвами. Поэтому создайте в помогающих отношениях то, что Смаби и Тамминен (Smaby & Tamminen, 1979) назвали "справедливым обществом двух людей". В той степени, в какой это не противоречит терапевтическим целям, стремитесь к максимальной взаимности. Справедливое общество основывается на взаимном уважении и совместном планировании, - используйте ресурсную роль сотрудничества.

--Приглашайте к участию. Приглашайте сопротивляющихся клиентов к участию в каждом шаге консультирования и принятию решений. Делитесь ожиданиями. Обсуждайте те процедуры, которые используются в процессе консультирования. Заключайте с клиентом мини-контракт, который охватывает только пару первых сессий.

--Помогайте клиенту распознавать поддерживающие сопротивление побуждения. Помогите клиенту увидеть и оценить корни и даже правомочность их сопротивления. Если они открывают для себя ту выгоду, которая связаны с их сопротивлением и которая помогает его поддерживать, то они всегда вольны искать другие способы достижения того же или лучшего результата. Используйте конфронтацию, чтобы иначе посмотреть на сопротивление.

--Ищите побудительные мотивы для преодоления сопротивления. Помогите клиентам найти побудительные мотивы участия в консультировании. Используйте их стремление к самопознанию. Так, например, "мозговой штурм" может стать способом обнаружить мотивы для отказа от сопротивления.

--Начинайте с малых целей. Начните с умеренных, достижимых, совместно сформулированных целей. Не позволяйте клиенту проявлять перфекционизм - в форме постановки не реалистически близких или далёких целей - как ловушку. Как можно скорее помогите клиенту испытать реальный успех в терапевтическом процессе. Помогайте клиентам выбирать цели, которые, с их точки зрения, улучшат их жизнь.

--Используйте значимых других как ресурс. Не думайте, что вы единственный человек в жизни клиентов, который может им помочь. Привлекайте значимых других (таких как сверстники или члены семьи) для преодоления сопротивления. Например, отстаивая возможность участия клиента в терапевтической программе, юристы организации Анонимных Алкоголиков могут быть более эффективны, чем вы, в преодолении сопротивления другого юриста.

--Используйте клиентов в качестве помощников. Если это возможно, найдите способ вовлечь сопротивляющихся клиентов в оказание помощи другим. Такая смена способна помочь им совладать с собственным сопротивлением. Один человек, много делавший для Анонимных Алкоголиков, брал с собой сопротивляющегося алкоголика при посещении больниц, санаториев для алкоголиков, тюрем, публичных домов и уличных бродяг. Этот алкоголик насмотрелся на все те неумелые оправдания, которыми другие алкоголики оправдывали своё незавидное положение. Спустя неделю он сам присоединился к АА. Другая - более часто используемая форма такого подхода к сопротивлению - это смена ролей. Возьмите на себя роль клиента и продемонстрируйте тот вид сопротивление, который проявляет он. Если клиент примет роль консультанта, то он поможет вам преодолеть сопротивление. Групповое консультирование - это ещё один способ вовлечь клиентов в процесс помощи другим.

Подводя итог, можно сказать: не избегайте сопротивления и не подкрепляйте его; работайте с ним и становитесь изобретательней в поиске способов обращения с ним. Кормьеры (Cormier & Cormier, 1985) предлагают набор стратегий, основанных на переменных клиента, окружения и консультанта. В последнем разделе этой работы вы увидите, что выяснение того, как вы, либо ваш клиент, либо вы оба оказываете сопротивление, должно стать частью процесса оценки на каждой стадии консультирования.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.