Здавалка
Главная | Обратная связь

Теория консультирования : компоненты, функции, источники ,ограничения, способы изучения



Холл и Линдсей пишут: «Теория — это неподтвержденная гипотеза, предположение, касающееся реальности, относительно которой еще точно не известно, такова ли она, как это предполагается. Когда теория подтверждается, она становится фактом» (Hall, Lindzey, 1970, p. 10). Эти авторы проводят слишком четкую границу между теорией и фактом. Суть теории, скорее, заключается в формулировании принципов, лежащих в основе определенного наблюдаемого феномена, подлинность которого в какой-то мере доказана. Критерием действенности теории является степень верности разработанных на основе данной теории прогнозов, которые подтверждаются (или не подтверждаются) после сбора относящихся к делу данных. Чем больше теория получает подтверждений, чем больше находится доказательств верности этой теории, тем она точнее. Факты скорее усиливают, чем заменяют теории.

Теории состоят из набора сформулированных исходных положений и концепций, в идеале связанных друг с другом и соответствующих друг другу по содержанию. Исходные положения и концепции теории должны образовывать содержательную структуру, с помощью которой можно охватить феномен, который данная теория стремится описать и объяснить. Вполне допустимо использовать исходные положения и концепции теории с целью создания гипотез для проверки обоснованности данной теории. Более того, с помощью теории можно расширять соответствующую область знаний посредством стимулирования изучения отношений между явлениями, которые ранее не исследовались.

Функции теорий консультирования.

Что именно несут в себе теории консультирования? Почему они полезны? Консультанты не могут не быть теоретиками консультирования. Каждый консультант делает предположение относительно того, как клиент стал тем, кем он является на данный момент, и думает о том, какой должна быть перемена. Тремя главными функциями теорий консультирования являются обеспечение концептуальными структурами, разработка терминологии и проведение исследований.

Теории как концептуальные структуры. Консультанты постоянно принимают решения. Они постоянно решают, как можно интерпретировать поведение клиентов, как следует обращаться с ними и реагировать на их слова в каждый конкретный момент консультационных встреч. Теории дают консультантам концепции, позволяющие им систематично думать о человеческом развитии и консультационной практике.

Главные элементы консультационных теорий следующие:

1) формулировка основных положений, лежащих в основе теории;

2) объяснение сведений о «полезном» и «бесполезном» поведении;

3) объяснение приверженности неадекватному поведению и постоянного совершения полезных или бесполезных поступков;

4) объяснение того, как можно помочь клиентам изменить свое поведение и закрепить достижения после окончания консультирования.

На рис. показано, как можно рассматривать теории консультирования в качестве структур, содержащих модель человеческого развития и модель практики.

 

Рис. .Представление элементов теории и их взаимосвязей в виде диаграммы.

Читая о различных теориях консультирования, вы можете обратить внимание на то, что многие, пожалуй даже большинство, имеют своего рода провалы в концептуальной структуре, причем весьма заметные. Эти теории являются скорее неполными, чем всеобъемлющими. Отсутствие некоторых концепций в теориях неявное. Теоретики выбирают для более полной обработки те элементы теории, которые они считают наиболее важными. Например, рационально-эмотивная теория поведения Эллиса включает в себя несколько различных концепций, объясняющих, почему поведение индивидуума на данный момент именно такое, а не то, каким оно было изначально.

Олпорт (Allport, 1962) предположил, что, каким бы превосходным ни было зрение консультантов, они всегда смотрят на своих клиентов через профессиональные очки с тремя видами линз, достойными специального исследования. Эти линзы следующие:

а) рассматривание людей в качестве реагирующих существ (как в бихевиоризме);

б) рассматривание людей в качестве существ, реагирующих глубоко в подсознании (как в психоанализе);

в) рассматривание людей в качестве «существ в процессе становления» (как в так называемой гуманистическо-экзистенциальной психологии).

Сейчас, спустя более чем 30 лет, набор из трех линз Олпорта следует пополнить «когнитивными» и «когнитивно-поведенческими» линзами.

Кроме того, все большее число консультантов находят, что отдельные линзы излишне ограничивают поле зрение, и предпочитают либо интеграцию (объединение различных элементов теории в общее объемное целое), либо эклектичность (извлечение необходимых элементов из различных теорий в соответствии с требованиями практики) (Garfield, 1982; Zook, Walton, 1989).

Источники теорий консультирования.Откуда берут начало теории консультирования? Вот некоторые предположения.

Исторические и культурные источники.

Теории не появляются в вакууме. Теоретики находятся под влиянием исторических и культурных факторов. Например, подавление человеческой сексуальности в Австрии в начале двадцатого столетия повлияло на Фрейда таким образом, что он создал теорию, в которой большая роль отводится подавленной сексуальности. Рассмотрим другой пример. В первой половине двадцатого века родители, как правило, доминировали над своими детьми больше, чем в наше время. Карл Роджерс был воспитан в первой четверти столетия. Разработанное им личностно-центрированное консультирование отражает потребность индивидуумов преодолеть влияние чрезмерно критичного семейного воспитания для того, чтобы они смогли «стать личностями» (Rogers, 1961, 1980). Популярность экзистенциального консультирования в конце двадцатого столетия в какой-то степени объясняется реакцией на безструктурность современного общества (Yalom, I980). Старые бесспорные истины, поддерживаемые такими учреждениями, как семья и церковь, больше не существуют в прежнем объеме, и многие люди ощущают необходимость увидеть в жизни свой собственный смысл.

Культурные факторы также оказывают большое влияние на теорию. Например, представления о желательном поведении существенно отличаются в западных и восточных культурах. В западных теориях консультирования подчеркивается ценность индивидуализма, который могут не принимать люди, воспитанные на востоке, где основной акцент делается на групповой гармонии (Но, 1985).

Некоторые консультанты-теоретики, по всей видимости, предрасположены к созданию теорий, которые смогут помочь не только их клиентам, но и им самим. Разработанный Фрейдом самоанализ позволил ему написать свою основную работу «Толкование сновидений» (Freud, 1976; Jones, 1963). В основе логотерапии Франкла лежит отчаяние, овладевшее им в юном возрасте в связи с очевидной бессмысленностью жизни (Frankl, 1988).

Роджерс рассказывает о полученном им воспитании: «Я знал, что мои родители любят меня, но мне никогда не пришло бы в голову поделиться с ними какими бы то ни было личными сокровенными мыслями или чувствами, потому что я знал, что все мои идеи и переживания будут подвергнуты критике и признаны не стоящими внимания» (Rogers, 1980, р. 28). Роджерс как личностно-центрированный консультант проявляет сочувствие и бескорыстную сердечность, которых Роджерс не нашел в своих родителях и которые были необходимы ему для развития и роста.

В 1993 году я присутствовал при разговоре с Альбертом Эллисом, во время которого он вспоминал, как, будучи подростком, регулярно ходил в Ботанические сады Бронкса, в Нью-Йорке, и заставлял себя садиться рядом с женщинами, отдыхающими на скамьях парка, и завязывать с ними беседы для того, чтобы научиться бороться со своей застенчивостью и получить навыки общения. Таким образом, уже на заре своей жизни Эллис старался думать и поступать более рационально в одной из своих проблемных областей. Разработанная мною теория консультирования по жизненным умениям отражает мою собственную борьбу и мои попытки развивать и поддерживать сильные стороны характера, а не слабости (Nelson-Jones, 1992, 1993).

Ограничения теории консультирования

Во всех теориях консультирования должны быть предусмотрены меры предосторожности. Эти теории могут быть использованы как во зло, так и во благо. Вот некоторые потенциальные недостатки теорий консультирования.

Ограниченность точки зрения. Многие теории консультирования критикуют за то, что они отражают истину лишь частично, а не полностью, Например, Роджерс был склонен к чрезмерным обобщениям. Он видел источник всех проблем клиента в одном, а именно в том, что клиент не использует свои «реализующие тенденции»; Роджерс считал, что установление отношений помощи является необходимым и достаточным во всех случаях (Rogers, 1957). Традиционные бихевиористы уделяют недостаточное внимание мыслям и чувствам. Эллис сосредоточивается на иррациональных убеждениях, меньшее внимание, уделяя другим аспектам мышления, например точному восприятию или использованию внутренней речи. Фрейд делает основной акцент на извлечении подсознательного при анализе снов, но мало говорит о разработке определенных эффективных моделей поведения, необходимых для решения повседневных проблем. Склонность многих практиков к эклектике свидетельствует о наличии указанного отрицательного аспекта теорий консультирования (Garfield, 1982; Zook, Walton, 1989).

Жесткость консультанта. Одна из функций теории заключается в поддержке сомневающихся консультантов и придании им уверенности. Эта уверенность передается клиентам. Однако излишнее доверие может оказаться неуместным. Многие консультанты, будучи уверенными, в истинности своих воззрений, заблуждаются и становятся косными (Hubble, O'Hanlon, 1992, p. 26). Блохер (Blocher, 1987) считает, что немало консультантов дали бойскаутскую клятву верности псевдотеориям. Существуют даже специальные термины — фанатичная убежденность и ригидность. Вместо того чтобы эффективно действовать в качестве исследователей-практиков, проверяющих свои теоретические гипотезы, такие консультанты позволяют теории затруднять точную оценку образа мыслей и поведения клиентов и их коррекцию.

Тенденция к проявлению консультантами жесткости усиливается с развитием теоретических школ. Положительная роль таких школ заключается в том, что они могут способствовать проведению полезных исследований и обучению, Однако существует опасность, что школы консультирования могут превратиться в престижные (характеризующиеся высоким статусом) системы, занимающиеся самовосхвалением и поощряющие ригидность. Предпочтение отдается скорее тем, кто строго придерживается правил, нежели тем, кто заинтересован расширять теоретический кругозор. Различные языки, которыми пользуются теоретические школы, могут маскировать сходство между ними. Кроме того, языковые различия могут способствовать установлению контактов только с теми, кто разговаривает на том же языке, а не широкому совместному использованию полученных знаний и опыта.

Неэтичность коммерческих операций. В худшем случае, развитие теоретических школ может обусловить отсутствие этики при продаже услуг консультантов. У некоторых из них исчезает стремление предлагать полноценные психологические услуги. Ряд практикующих консультантов, имеющих различный уровень подготовки, торгуют теоретическими подходами с целью получения финансовой выгоды. Общество требует защиты в таких случаях. Однако иногда бывает трудно доказать, что имеет место нарушение или злоупотребление, и предотвратить их.

«Обессиливание» (depowering) клиентов. Применение на практике некоторых теорий может приводить к развитию у клиентов патологии, так как акцент в этих теориях делается скорее на том, что является вредным, а не на том, что является полезным. Кроме того, можно представить проблемы клиентов таким образом, что эти проблемы покажутся более серьезными, чем они есть на самом деле. Например, психоаналитики часто считают неэффективные поведенческие стереотипы «симптомами» наличия более глубоких основных конфликтов. Аналогично, если клиенты дают аналитикам отрицательную обратную связь, их могут посчитать «сопротивляющимися» и бессознательно осуществляющими отрицательный трансфер (перенос), а не серьезно относящимися к обратной связи.

С помощью языка теорий можно создавать силовой дисбаланс между консультантами и клиентами. Консультанты, думающие на специальном теоретическом языке (если они не пользуются этим языком совместно с клиентами), могут навязывать клиентам отношения «высших и низших». Более того, язык некоторых теорий вносит крайне незначительный вклад в развитие у клиентов способности помогать себе самим после окончания консультирования. В идеале, язык консультирования должен быть «языком помощи» самому себе. Клиенты, не способные четко сформулировать, о чем надо думать и что следует делать при столкновении с проблемами после завершения консультирования, сумеют сохранить свои достижения с меньшей степенью вероятности, чем те, кто может дать себе адекватные инструкции.

Поддержание статус-кво.

Теории консультирования могут содержать много неподтвержденных предположений относительно того, как люди должны вести себя и каковы причины их поступков. Так, возможно, во всех теориях консультирования, описанных в этой книге, недостаточное внимание уделяется культурным различиям. Консультанты-теоретики представляют свои идеи в качестве более культурно-универсальных и менее культурно-специфических, чем они есть на самом деле. Кроме того, теоретики рассматривают в основном отдельные личности, пары и семьи и могут игнорировать социальные условия (например, бедность, плохие жилищные условия, расовую дискриминацию) или недооценивать их значение при объяснении, почему люди ведут себя неадекватно.

Хотя феминистски настроены и принимать во внимание половые особенности, консультанты-теоретики пытаются восстанавливать равновесие между полами, поэтому в большинстве теорий консультирования недостаточная роль отводится сексуальности.

Кроме того, большая часть консультантов-теоретиков признают исключительно гетеросексуальность и практически не принимают в расчет потребности геев, лесбиянок и бисексуальных клиентов.

Как изучать теории консультирования.

Каждый, кто занимается консультированием, является в определенной степени консультантом-теоретиком. Как можно стать хорошим консультантом-теоретиком и, следовательно, эффективно работающим консультантом? Вот некоторые предложения.

Работайте с этой книгой. Хотя данная книга базируется на трудах основоположников главных теорий консультирования, она является вторичным источником. Тем не менее, в этой книге дается заслуживающий доверия краткий обзор основных теорий консультирования. Для того, чтобы глубоко понять любую теорию, вам следует тщательно изучить ее основные концепции. Недостаточно только читать о них. Вы должны работать активно и стараться понять и запомнить главное. В конце каждой главы, посвященной отдельной теории, я даю краткий обзор и привожу вопросы для повторения, с помощью которых вы сможете проверить свое знание основных концепций.

Применяйте теории непосредственно к самим себе. Применение различных теорий к собственной жизни — один из способов сделать их изучение более интересным. Что именно из этих теорий вы могли бы применить к себе и почему? Суть другого способа понимания теорий заключается в осмыслении того, насколько они применимы к бывшим или будущим клиентам, а также к клиентам, работа с которыми идет в настоящее время. Какие элементы различных теорий могли бы оказаться полезными в вашей практической работе и почему? Вы также можете сравнивать и противопоставлять различные теории и пытаться оценивать их сильные и слабые стороны. Еще один способ изучения теорий — попробовать разработать собственную теоретическую позицию. В течение более чем двадцати лет я просил студентов во время проводимых мною занятий, посвященных теориям консультирования, в письменном виде излагать свое понимание теории и практики консультирования. В заключительной главе этой книги, посвященной консультированию по жизненным умениям, я попытался ответить на вопрос, который задавал студентам.

Читайте первоисточники. Первоисточники — это книги и статьи, написанные самими теоретиками. Следует признать, что чтение первоисточников нельзя заменить ничем. Вы более глубоко проникните в суть различных теорий и составите о них более объективное мнение, если прочитаете много работ, написанных их создателями. После описания работы каждого теоретика я привожу краткую библиографию.

Обращайтесь к вторичным источникам. Вы можете читать другие вторичные источники, помимо этой книги. Вторичными источниками могут быть учебники по консультированию и психотерапии, например книга «Современные виды психотерапии» {Current Psychotherapies), в которой содержатся и первичные, и вторичные источники (Corsini, Wedding, 1989). Учебники отдельных авторов включают в себя работу Кори (Corey, 1993) «Теория и практика консультирования и психотерапии» {Theory and Practice of Counseling and Psychotherapy) и научный труд Паттерсона (Patterson, 1986) «Теории консультирования и психотерапии» {Theories of Counseling and Psychotherapy). В книге Холла и Линдсея (Hall, Lindzey, 1985) «Введение в теории личности» {Introduction to Theories of Personality) рассмотрены, среди прочих, многие основные теории консультирования. Развитие всех главных теорий консультирования связано с появлением множества вторичных источников. Ярким примером является написанный Холлом (Hall, 1954) «Учебник для начинающих по фрейдистской психологии» {A Primer of Freudian Psychology).

Читайте описания отдельных случаев. О том, как применяются различные теории консультирования, также можно узнать, читая описания конкретных случаев. Я советую вам обратиться к книге Веддинга и Корсини (Wedding, Corsini, 1989) «Изучение отдельных случаев в психотерапии» {Case Studies in Psychotherapy) и к работе Кори (Corey, 1991) «Анализ конкретных случаев в консультировании и психотерапии» (Case Approach to Counseling and Psychotherapy).

Пользуйтесь аудиовизуальным материалом. Вы сможете еще лучше понять различных теоретиков, если будете слушать специальные аудиокассеты, а также просматривать фильмы и видеозаписи, где обсуждаются их теории и показана их работа с клиентами. Например, имеется аудиовизуальный материал, помогающий изучать теории Бека, Эллиса, Франкла, Лазаруса, Перлса, Роджерса.

Посещайте учебные курсы и семинары. Я предполагаю, что если вы читаете эту книгу, вы, вероятно, уже изучаете теории консультирования на специальных курсах. Вы сможете расширить свои знания в области консультирования и получить новые практические навыки, если станете посещать учебные курсы и семинары, которые ведут компетентные сторонники различных подходов. На общих курсах по теории консультирования трудно представить различные подходы в связи с недостатком времени, а также с наличием у каждого лектора определенных предпочтений. Вы сможете гораздо глубже вникнуть в суть любой конкретной концепции, если станете посещать семинары и курсы, которые ведут достаточно узкие специалисты в интересующей вас области консультирования.

Обратитесь за поддержкой к опытному практику. Изучение теории и практики консультирования эффективно при поддержке практика, достаточно квалифицированного в данной области. Например, вы можете в совершенстве изучить один подход, а затем расширить область своих познаний, заручившись поддержкой со стороны опытных консультантов, практикующих другие подходы.

Лично консультируйтесь. Если какой-то подход к консультированию особенно вас привлекает, целесообразно стать клиентом квалифицированного консультанта, практикующего данный подход. При изучении некоторых подходов, например психоанализа, подобный тренировочный анализ просто необходим.

Цели консультирования. При личностно-центрированном консультировании цели клиентов и консультантов совпадают. Эти цели описываются в работах Роджерса (Rogers, 1959, 1961), Уолкера, Раблена и Роджерса (Walker, Rablen, Rogers, 1960), Маслоу (Maslow, 1962,1970), Комбса и Снигга (Combs, Snygg, 1959). Роджерс, будучи уже опытным консультантом, перечислил качества человека завтрашнего дня», который сможет жить в значительно измененном мире (Rogers, 1980). Роджерс считал, что имеет нечто вроде «парадигмы», изменения способов осмысления жизни человека. (См. таблицу «Цели консультирования и жизни» по Роджерсу и Маслоу» В таблице показано, что Роджерс и Маслоу считали целями консультирования и жизни, а также каковы были представления Роджерса о «человеке завтрашнего дня».)

Хотя Роджерс пишет о полноценно функционирующем человеке и «человеке завтрашнего дня», Маслоу о самоактуализирующемся человеке, а Комбс и Снигг об адекватных личностях, в их описаниях можно найти много общего.

Литература :

Хрестоматия консультативная психология и психотерапия (рабочая книга практикующего психолога) ; Составители: В.А. Петровский, М.В. Бороденко.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.