Здавалка
Главная | Обратная связь

Механизм и основные инструменты регулирования экономики, реализуемые в рамках денежно-кредитной политики



Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Существуют различные их классификации. Прежде всего, они де­лятся на общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования определен­ных форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д. Вы­деляют также косвенные (экономические) методы регулирова­ния и прямые (административные). Основными инструментами денежно - кредитной политики являются: изменение учетной ставки; изменение норм обязательных резервов; операции на открытом рынке.

Изменение учётной ставки - старейший метод денежно- кре­дитного регулирования, с помощью которого центральный банк влияет на денежную базу и ликвидность банков.

Данный метод центральный банк использует для контроля за объемом денежной базы и, следовательно, предложением денег. Если он хочет увеличить денежную массу в стране, то понижает учетную ставку. Спрос коммерческих банков на ссуды централь­ного рынка возрастает, так как они становятся более привлекательными, чем займы на межбанковском рынке. Предоставляя денежные средства коммерческим банкам, Центральный банк увеличивает на со­ответствующую сумму резервы банков-заемщиков, расширяя де­нежную базу. Эти резервы являются избыточными и банки могут использовать их для выдачи ссуд, создавая тем самым новые день­ги. Следовательно, понижение учетной ставки приводит к росту предложения денег и расширению кредитования экономики.

При повышении учетной ставки до такого уровня, когда она становится выше ставки межбанковского рынка, коммерческие банки сокращают заимствование средств у центрального банка. Это замедляет темпы роста (или сокращает) предложения денег. Повышение учетной ставки соответственно приводит к росту ставки процента на межбанковском рынке и «удорожает» кредит, предоставляемый экономическим субъектам.

Изменение учетной ставки нельзя считать действенным ин­струментом денежно-кредитной политики по ряду причин. Во-первых, центральный банк не в состоянии заставить коммер­ческие брать у него ссуды и поэтому не может точно рассчитать, какое именно изменение учетной ставки приведет к желаемому росту или сокращению предложения денег. Во-вторых, учетная ставка менее мобильна, чем ставка межбанковского рынка, так как для принятия решения об ее изменении необходимо время. В-третьих, объем средств, заимствованных у центрального бан­ка, в общих резервах коммерческих банков незначителен. Поэто­му его изменение не может оказать существенного влияния на поведение банков.

Инструментом, позволяющим регулировать банковскую ли­квидность и объемы кредитования, является изменение норм обязательных резервов. Резервирование возникло в связи с необходимостью гарантирования вкладчикам выплаты денег в случае банкротства банка. Однако кризис 1929-1933 гг. показал, что обязательные резервы в этой роли оказались неэффективны. Для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательное резервирование является теперь одним из основных инструментов денежно-кредитной политики.

Центральные банки могут применять его как ко всем инсти­тутам кредитно-финансовой системы, так и выборочно. В настоящее время резервирование обязательно как для всех коммерческих банков, так и для других депозитных ин­ститутов. Центральные банки обычно устанавливают целый ряд норм обязательных резервов. В качестве критерия их дифферен­циации может быть выбран состав банковских резервов. Так, если целью является рост сбережений населения, то централь­ный банк может установить более низкие нормы для срочных де­позитов и более высокие для депозитов до востребования.

Изменение норм обязательных резервов позволяет централь­ному банку регулировать предложение денег, ставку процента, так как оно ведет, во-первых, к изменению величины денежной базы, а во-вторых, влияет на денежный мультипликатор, а зна­чит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.

В период инфляции центральный банк может повысить ре­зервную норму. В ответ на это коммерческие банки, во-первых, могут оставить обязательные резервы прежними и, соответствен­но, уменьшить выдачу ссуд, что приведет к сокращению денеж­ной массы. Во-вторых, они могут увеличить свои обязательные резервы в соответствии с требованиями центрального банка. Для этого им понадобятся свободные денежные средства. Чтобы их найти, банки будут продавать ценные бумаги, потребуют возвра­щения просроченных, выданных до востребования ссуд. Поку­патели ценных бумаг, заемщики, чьи ссуды будут истребованы, используют свои депозиты в банках, потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам. Этот процесс, распро­страняясь на всю банковскую систему, будет вести к сокращению вкладов на текущих счетах и, следовательно, снижению способности банков к созданию денег. Обычно банки в ответ на повышение нормы резервов одновременно увеличивают обяза­тельные резервы и сокращают выдачу ссуд.

Понижение резервной нормы центральным банком переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым уве­личивает возможности коммерческих банков к созданию денег путем кредитования, а значит, и предложение денег в стране.

Наиболее важным инструментов контроля за денежным рын­ком являются операции на открытом рынке, которые центральный банк использует в качестве оперативного средства регулиро­вания. Основным условием их применения является наличие в стране развитого рынка ценных бумаг.

Сущность операций на открытом рынке заключается в по­купке-продаже государственных ценных бумаг коммерческим банкам, населению. При этом объектом покупки-продажи могут быть все виды ценных бумаг, но главную роль играют кратко­срочные государственные бумаги. В процессе проведения опера­ций на открытом рынке центральный банк воздействует, прежде всего, на величину денежной базы.

При необходимости увеличить предложение денег централь­ный банк начинает покупать ценные бумаги. Если ценные бума­ги продают коммерческие банки, то центральный увеличивает на сумму покупок резервы коммерческих банков на своих счетах. Это приводит к росту денежной базы на соответствующую вели­чину. Появившиеся избыточные резервы коммерческий банк может использовать для выдачи ссуд и создания дополнительных денег. Центральный банк может купить у коммерческих ценные бумаги в форме соглашения об обратном выкупе (операции РЕПО). В этом случае при покупке ценных бумаг на определен­ный срок банковские резервы увеличиваются, но как только коммерческий банк выкупает свои бумаги-резервы, уменьша­ются. Следовательно, операции РЕПО позволяют осуществлять кратковременные, незначительные изменения денежной базы.

Покупку государственных ценных бумаг у населения цен­тральный банк оплачивает чеками на себя. Население приносит чеки в коммерческие банки, где ему на соответствующую сумму открывают текущие счета, а они предъявляют их к оплате цен­тральному. Особенностью данного инструмента является то, что одновременно увеличиваются как резервы ком­мерческих банков на счетах центрального, так и их текущие сче­та, что сопровождается ростом денежного предложения.

Если необходимо сократить денежную массу, центральный банк продает государственные ценные бумаги коммерческим банкам, населению. Покупку ценных бумаг коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке.

Население, покупая ценные бумаги у центрального банка, выписывает чеки на свои счета в коммерческих банках. Цен­тральный банк, принимая чеки, уменьшает на сумму покупок ре­зервы коммерческих банков, сокращая тем самым объем денеж­ной базы и предложения денег.

Операции на открытом рынке стали решающим инструмен­том денежно-кредитного регулирования по следующим причи­нам: во-первых, проводя их, центральный банк не зависит от коммерческих; во-вторых, государственные ценные бумаги мож­но продавать и покупать в разных количествах, а значит, и в раз­личной степени влиять на предложение денег.

Выводы?

 

1.3.Структура построения, вопросы управления и функции Национального банка Республики Беларусь.

Национальный банк Республики Беларусь является центральным банком и государственным органом Республики Беларусь, действует исключительно в интересах Республики Беларусь.

Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, Уставом и независим в своей деятельности.

Основными целями деятельности Национального банка являются:

· защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

· развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

· обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.

Статус Национального банка

Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью "Национальный банк Республики Беларусь". Его полное наименование:

- на русском языке – Национальный банк Республики Беларусь;

- на белорусском языке – Нацыянальны банк Рэспублiкi Беларусь;

- наанглийскомязыке – National Bank of the Republic of Belarus.

 

 

Национальный банк выполняет следующие функции:

- разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами;

- осуществляет эмиссию денег;

- регулирует денежное обращение;

- регулирует кредитные отношения;

- организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;

- является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;

- осуществляет валютное регулирование;

- организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские кредитно-финансовые организации в соответствии с законодательством;

- выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

- осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг Национального банка;

- выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов и консультирует их по этим вопросам;

- дает согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

- осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

- осуществляет лицензирование банковской деятельности;

- регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и проводит надзор за ней;

- устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций;

- устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп и банковских холдингов требования по осуществлению ими внутреннего контроля;

- согласовывает выпуски ценных бумаг банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательством;

- устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций требования по осуществлению ими операций с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными финансовыми инструментами срочного рынка;

- осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики бухгалтерского учета и финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

- устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций порядок составления статистической отчетности по формам и в сроки, определенные законодательством;

- разрабатывает национальные стандарты финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и осуществляет методологическое руководство ведением в них бухгалтерского учета и отчетности;

- определяет порядок проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах;

- осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;

- организует расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, организаций, перечень которых определен в Уставе Национального банка, и иных организаций в случаях, предусмотренных в законодательных актах, а также управляющих в процессе конкурсного производства по делам о банкротстве банков;

- организует составление платежного баланса Республики Беларусь, включая международную инвестиционную позицию Республики Беларусь, и принимает участие в его разработке;

- по согласованию с Президентом Республики Беларусь создает золотовалютные резервы и управляет ими в пределах своей компетенции;

- формирует золотой запас Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и осуществляет оперативное управление им в пределах своей компетенции;

- устанавливает цены покупки-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;

- устанавливает порядок открытия счетов в драгоценных металлах и условия их ведения в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях на территории Республики Беларусь, а также условия открытия резидентами таких счетов в банках и иных кредитных организациях за ее пределами;

- устанавливает совместно с Государственным таможенным комитетом по согласованию с Министерством финансов порядок ввоза в Республику Беларусь и вывоза за ее пределы драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;

- организует инкассацию и перевозку наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей;

- осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информационных ресурсов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях;

- анализирует и прогнозирует состояние денежно-кредитных отношений, отношений в области валютного регулирования и валютного контроля, платежного баланса Республики Беларусь и банковской системы во взаимосвязи с социально-экономическим развитием Республики Беларусь, публикует соответствующие статистические данные и материалы анализа и прогнозирования в периодическом печатном издании Национального банка;

- заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;

- осуществляет методологическое регулирование применения информационных технологий в банковской деятельности;

- разрабатывает стандарты и организует сертификацию программно-технических средств в области банковских услуг и технологий;

- осуществляет депозитарную деятельность в порядке, определенном законодательством;

- формирует кредитные истории на основании представленных источниками формирования кредитных историй сведений о кредитных сделках и предоставляет кредитные отчеты пользователям кредитных историй и субъектам кредитных историй;

- осуществляет формирование и развитие единого расчетного и информационного пространства, обеспечивает функционирование автоматизированной информационной системы "Расчет".

Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

Национальный банк ежеквартально информирует:

Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь;

Президента Республики Беларусь о размерах золотовалютных резервов, создаваемых в соответствии с целями и задачами, определяемыми в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.