Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности денежно-кредитного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой на примерах зарубежных стран



 

Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную систему. Воздействуя на кредитные институ­ты, он создает определенные условия для их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятель­ности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особенности кредитной системы опреде­ляют степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функционирования центрально­го банка. Особенности национальной банковской системы в зна­чительной степени воздействуют на выбор путей и методов де­нежно-кредитного регулирования центральным банком, на пред­почтение им тех или иных инструментов денежной политики.

Функции контролирующих органов в денежно-кредитной сфере нередко переплетаются.

Специфические условия сложились в денежно-кредитной сис­теме Великобритании. Банк Англии предпочитает организацию контактов с банковской системой через группу специализирован­ных кредитных институтов - через дисконтные дома. Последние представляют собой существенную институционную особенность английской банковской системы, так как играют важную роль в осуществлении денежной политики Банка Англии. К ним отно­сятся восемь институтов, занимающих как бы промежуточное по­ложение между центральным банком и прочими кредитными ин­ститутами. Такое особенное положение определяется тем, что только эти кредитные институты в английской банковской систе­ме имеют привилегию рефинансирования в центральном банке. За это дисконтные дома обязаны еженедельно принимать на себя от Банка Англии казначейские векселя в полном объеме, что очень выгодно последнему, так как в Великобритании задача разме­щения казначейских ценных бумаг возлагается на центральный банк.

Дисконтные дома выступают в роли посредника между Бан­ком Англии и банковской системой, на которую центральный банк не может непосредственно влиять, поскольку другие кредит­ные институты не имеют прямого доступа к рефинансированию центрального банка, как это происходит в других странах мира.

Примером конструктивного сотрудничества между банковской системой страны и центральным банком служат отношения между двумя уровнями банковской системы Нидерландов, где ак­тивно развиваются контакты центрального банка с руководством национальных кредитных институтов. Законодательством страны центральному банку предписывается проведение регулярных кон­сультаций с представителями кредитно-финансовых учреждений с целью разъяснения основных направлений политики централь­ного банка, а также с целью выработки совместными усилиями стабилизационных, антиинфляционных мероприятий. Практика подобного рода способствует установлению хороших контактов и взаимопониманию между двумя уровнями кредитной системы. Подобно Центральному банку Нидерландов тесные контакты с кредитной системой стремится поддерживать и Австрийский на­циональный банк.

Немецкий федеральный банк строит свои контакты с нацио­нальной кредитной системой не только через филиальную сеть, но и через крупные немецкие банки. Основная задача филиалов Немецкого федерального банка - контроль за соблюдением ком­мерческими банками установленных требований по минималь­ным резервам, обеспечение кредитных институтов, расположен­ных на соответствующей территории, наличностью, а также выполнение функций контор национального клирингового центра. Филиалы Немецкого федерального банка выступают в качестве промежуточного звена между кредитными институтами и цент­ральным банком.

Большинство центральных банков ряда ведущих стран мира наиболее тесно сотрудничают с рядом крупных институтов, кото­рые представляют собой ядро банковской системы.

Инструменты регулирования. Центральные банки развитых стран располагают определенными методами воздействия на эко­номику. Традиционно к ним относятся: дисконтная (учетная) и залоговая политика; политика минимальных резервов; операции на открытом рынке; депозитная политика: валютная политика. Однако содержание стандартного набора методов и сочетание их применения банками разных стран зависят от ряда предпосылок.

Попытки подвести современные стратегии центральных бан­ков разных стран под традиционные концепции денежной поли­тики показали, что ни монетаризм, ни теории государственного регулирования в чистом виде не находят своего выражения в практике воздействия на экономику страны. В перспективе можно рассчитывать на компромиссный вариант выбора страте­гии центрального банка. При этом в настоящее время все больше приоритет отдается рыночным механизмам по сравнению с адми­нистративными методами регулирования. Примером тому служит либерализация банковского законодательства в ряде европейских стран в начале 90-х гг. (Австрии, Италии, Франции и др.)

Одним из основных принципов определения стратегии цент­ральных банков служит ориентация на регулирование темпа роста денежной массы в национальной экономике или регулирование валютного курса национальной денежной единицы по отноше­нию к какой-либо стабильной иностранной валюте, т. е. на внут­ренние или внешние показатели (рис. 2.1).

 

 

Рисунок 2.1 - Стратегия центрального банка

 

Выбор той или иной стратегии центрального банка зависит от ориентации экономики страны. При этом наблюдается следую­щая тенденция. Центральные банки развитых стран с мощным внутренним рынком ориентируются на регулирование темпов роста денежной массы в пределах расчетного индекса. Такой стратегии придерживаются, например, Немецкий федеральный банк, Банк Англии, ФРС США .

Различаются внутренняя и внешняя стабильность националь­ной денежной единицы (под внутренней понимается безинфляционное развитие, под внешней — стабильность валютного курса на­циональной денежной единицы по отношению к другим валютам).

В соответствии с выбранной стратегией центральные банки осуществляют в качестве приоритетной либо денежную, либо ва­лютную политику и используют соответствующие инструменты.

В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры либо по стимулированию роста денежной массы (экспан­сивная кредитная политика), либо по сдерживанию ее увеличе­ния (рестрикционная кредитная и антиинфляционная политика). Однако в условиях стагфляции центральному банку приходится искать компромиссное сочетание инструментов экономического регулирования, как это происходит в настоящее время в ряде восточноевропейских стран, в России и странах Ближнего зару­бежья.

Регулирование валютного курса национальной денежной еди­ницы предпочитают европейские страны с развитой, ориентиро­ванной на экспорт, экономикой. В качестве примера можно при­вести Австрию, Бельгию, Нидерланды.

Выбор и сочетание инструментов, применяемых в определен­ной экономической ситуации, зависит от стратегии центрального банка. Тем не менее можно назвать требования, предъявляемые к инструментарию центрального банка любой развитой страны. Речь идет, прежде всего, об инструментах, которые должны обла­дать максимальной действенностью.

Целесообразно различать прямое и косвенное воздействие того или иного механизма. Например, при проведении учетной политики осуществляется прямое регулирование на денежном рынке и одновременно оказывается косвенное воздействие на рынок капиталов.

Под долгосрочными целями денежно-кредитной политики по­нимается стратегия центрального банка, рассчитанная на период от одного года до нескольких десятилетий. Так, стратегия стаби­лизации Немецкого федерального банка длится с начала 60-х гг. по настоящее время.

Эффективность комбинирования применяемых одновременно инструментов денежно-кредитной политики зависит от успешно­го их сочетания при достижении разных по срокам целей. При­мером инструментов долгосрочного регулирования служат тради­ционные инструменты денежной политики (например, политики минимальных резервов, политики рефинансирования и др.). Осу­ществлению краткосрочных целей служат как нетрадиционные инструменты, например, операции “своп” в рамках валютной по­литики, арбитраж в рамках политики открытого рынка, так и не­которые традиционные инструменты (в Германии операции с фе­деральными ценными бумагами).

В Бельгии, Германии, Дании и Нидерландах кредитные институты имеют возможность рефинансироваться в ограниченном объеме у центрального банка по ставкам ниже рыночных. В Гер­мании и Дании кредитные институты могут при этом получать практически не лимитированные кредиты центрального банка до­полнительно по рыночным ставкам, что повышает их ликвид­ность и конкурентоспособность по сравнению с коммерческими банками других европейских государств.

Центральный банк Российской Федерации предоставляет бан­ковскому сектору централизованные кредиты, выдаваемые на ры­ночных условиях в рамках денежно-кредитной программы Пра­вительства и ЦБ РФ. Курс Банка России на развитие рыночных механизмов эконо­мического регулирования выразился в организации кредитных аукционов, с введением которых ограничивается административ­ное установление процентных ставок и объемов кредитов цент­рального банка.

Во всех развитых странах, за исключением Великобритании, Канады и Люксембурга, к ком­мерческим банкам предъявляется требование размещения ими в центральном банке минимальных резервов. Однако в применении конкретных форм данного инструмента в разных странах наблю­даются существенные различия в зависимости от национальных особенностей развития финансового рынка. Центральными бан­ками используется различная структура минимальных резервов, амплитуда и частота колебаний их величины, специфика начис­ления процентов, условия, предоставляемые кредитным институ­там при их рефинансировании.

Как инструмент денежной политики минимальные резервы выполняют двоякую роль: служат текущему регулированию лик­видности на денежном рынке и одновременно играют роль тор­моза эмиссии кредитных денег коммерческими банками. Во мно­гих странах минимальные резервы практически уже не использу­ются как инструмент “жесткого” регулирования, так как цент­ральные банки предпочитают им более гибкую политику открытого рынка.

Основой банковской системы ФРГ является Немецкий Федеральный банк (НФБ), выступающий в качестве центрального банка страны. Закон о Немецком Федеральном банке, который был принят Будесратом 26 июля 1957 г., проведено слияние Берлинского Центрального банка, центральных банков земель с Банком немецких земель. С очень незначительными изменениями Закон о НФБ действует и в настоящее время. Основной задачей банка считается регулирование денежного обращения и кредита в целях обеспечения устойчивости валюты.

По закону о Немецком федеральном банке центральный банк правомочен требовать от кредитных институтов соблюдения бес­процентных минимальных резервов.

В качестве компенсации за необходимость держать в цент­ральном банке беспроцентные резервы для коммерческих банков существует ряд льгот:

• бесплатное совершение безналичного платежного оборота через Немецкий федеральный банк;

• причисление наличных средств коммерческих банков, нахо­дящихся у них в избытке, к выполнению обязательств по мини­мальным резервам, а также тот факт, что минимальные резервы могут служить рабочими активами.

Кроме приведенных выше «компенсирующих мер», дополни­тельно используется субвенционное рефинансирование путем переучета векселей. В некоторых случаях резервные обязательства могут быть выполнены путем приобретения государственных ценных бумаг, что преследует еще одну цель - финансирование государственного бюджета. Теми же мотивами руководствуется центральный банк, устанавливая высокий уровень минимальных резервов при относительно небольшом проценте. Такую политику чаще всего проводит центральный банк, вынужденный финанси­ровать дефицит государственного бюджета.

При установлении ставок по минимальным резервам большую роль могут играть непосредственные переговоры между централь­ным и коммерческими банками. В Нидерландах повышение наличных (кассовых) резервов кредитных институтов определяет­ся путем согласования этой величины между центральным бан­ком Нидерландов и коммерческими банками.

Практически во всех развитых странах процесс подачи данных коммерческими банками для расчета минимальных резервов фор­мализован. Так, Немецкий федеральный банк предлагает исполь­зование специального формуляра, посредством которого отдель­ные кредитные институты заявляют о своих обязательствах, под­лежащих учету при расчете минимальных резервов.

Эффективность инструмента обязательных резервов зависит от широты охвата ими различных категорий обязательств. Увеличи­вая спектр таких обязательств, центральный банк уменьшает воз­можность обхода своих требований со стороны кредитных инсти­тутов. Например, в обязательства, облагаемые минимальными ре­зервами в Германии, включаются вклады до востребования, сроч­ные и сберегательные вклады сроком до четырех лет, а также привлеченные средства па межбанковском денежном рынке и долговые обязательства - именные и на предъявителя - сроком до двух лет. По закону о банковской деятельности, ставки по мини­мальным резервам имеют верхнюю границу, при этом для разных видов вкладов границы неодинаковы. Ставки по обязательным ре­зервам классифицируются не только по видам обязательств, но и по величине, срокам и происхождению (относительно резидентов и нерезидентов).

Размеры ставок по минимальным резервам существенно ко­леблются по странам. Наивысшие ставки установлены в Италии и Испании. На противоположном полюсе находится Япония, где ставка по минимальным резервам обычно не превышает 2,5 %. Банк Англии, который практически не использует минимальные резервы как инструмент денежной политики, требует от кредит­ных институтов лишь 0,45 % обязательств, подлежащих учету в минимальных резервах. Такую существенную разницу между ставками по минимальным резервам можно объяснить тем, что в странах, где установлена высокая резервная ставка, обязательства по минимальным резервам обычно не являются беспроцентными.

В большинстве развитых стран в последние годы активность использования политики минимальных резервов в качестве ин­струмента регулирования банковской ликвидности и для контро­ля рентабельности банковских операций снизилась. В США резервная система уже давно отказалась от механизма изменения ставок ми­нимальных резервов, однако Немецкий федеральный банк ус­пешно использует данный инструмент, хотя и значительно реже, чем во времена функционирования Бреттонвудской валютной системы.

Механизм обязательных резервов используется как инстру­мент кредитной политики практически во всех развитых странах. При этом страны, придерживающиеся твердого валютного курса, применяют данный инструмент в рамках политики гибкого регу­лирования.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.