Здавалка
Главная | Обратная связь

Оценка современного состояния и перспективного развития денежно-кредитной политики Беларуси



В Республике Беларусь учитывается мировой опыт антикризисной политики, Национальным банком и Правительством Республики Беларусь был реализован комплекс краткосрочных мер, направленных на поддержку ликвидности и платежеспособности банков, повышение доверия к банковской системе, сохранение ее устойчивости, часть из которых носили превентивный характер.

В целях недопущения оттока вкладов населения и в целом снижения доверия населения к банкам был принят Декрет Президента Республики Беларусь № 22, в соответствии с которым государство гарантировало полную сохранность и возмещение всей суммы денежных средств физических лиц, размещенных во всех банках и валютах. Банкам оказывалась значительная финансовая поддержка с применением всех доступных инструментов рефинансирования.

Для поддержания ликвидности и платежеспособности банковской системы в крупнейших банках государством размещались значительные денежные средства в форме депозитов. Объем средств, размещенных органами государственного управления в банках, увеличился за 2011 г. на 7,1 трлн. руб., что составило свыше 40% от общего прироста обязательств банковского сектора. Кроме того, для предотвращения системной нестабильности в банковском секторе было принято решение о дополнительной капитализации государственных банков в размере 3,1 трлн. руб.

Однако, как показывает опыт других стран, возникшие в банковском секторе проблемы сложно решить только с помощью введения государственных гарантий на выполнение банками своих обязательств, краткосрочных инструментов монетарной политики и поддержки ликвидности . Не менее важным является решение задач,связанных с построением такой системы финансового надзора и регулирования, которая в будущем способствовала бы снижению вероятности возникновения и уменьшению негативных проявлений финансовых кризисов.

С учетом этого Национальным банком и Правительством Республики Беларусь предпринимаются также меры, направленные на улучшение институциональной структуры банковской системы, повышение качества корпоративного управления, дальнейшее совершенствование банковского надзора.

Принимая во внимание тот факт, что одним из наиболее существенных источников рисков для банковской системы в Республике Беларусь является широкое вовлечение системообразующих банков в финансирование государственных программ, в настоящее время проводится работа по созданию специализированного учреждения государственной формы собственности для обеспечения льготного финансирования таких государственных программ — Финансового агентства развития (далее — Агентство). Помимо снижения нагрузки на банковскую систему создание Агентства будет содействовать повышению качества активов банков за счет передачи на баланс Агентства проблемных активов крупнейших государственных банков, в том числе кредитов, выданных под гарантии Правительства, а также местных исполнительных и распорядительных органов Республики Беларусь.

В целях формирования эффективного механизма по работе с проблемной задолженностью ведется также работа по созданию и развитию института коллекторства в Республике Беларусь. В настоящее время межведомственная группа разрабатывает предложения по устранению ограничений в законодательстве, препятствующих осуществлению коллекторской деятельности в Республике Беларусь.

Проводится постоянная работа по повышению прозрачности финансовой отчетности банков, качества корпоративного управления,снятию ограничений на доступ нерезидентов на внутренний финансовый рынок страны. Начиная с 2009 г. Национальный банк Республики Беларусь и банки наряду с финансовой отчетностью, составляемой в соответствии с национальными стандартами, перешли на подготовку бухгалтерского баланса, отчета о прибыли и убытках, об изменении капитала, движении денежных средств в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Осуществляется дальнейшее совершенствование надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе путем введения нормативов безопасного функционирования для банковской группы, банковского холдинга, головной организацией которого является банк.

В среднесрочной перспективе также продолжится работа по реализации комплекса мероприятий, направленных на обеспечение банками эффективного распределения финансовых ресурсов, управление рисками; расширение состава и качества банковских услуг; укрепление доверия к банковскому сектору и защиту интересов вкладчиков, инвесторов и кредиторов банков; улучшение качественных параметров деятельности банков.

Реальное укрепление национальной валюты традиционно сопутствует успешным рыночным преобразованиям в странах с переходной экономикой.

Прогресс в проведении структурных преобразований повышает привлекательность активов, номинированных в национальной валюте, что привлекает прямые и портфельные инвестиции, поддерживает рост производительности труда, и, как результат, приводит к объективно обусловленному укреплению национальной валюты.

Основной задачей использования банками привлеченных ресурсов является обеспечение максимальной доходности банковских активов при одновременном обеспечении приемлемого уровня ликвидности. Так как основной объем доходов обеспечивают банкам кредитные вложения, вложения в ценные бумаги и инвестиции, общая ликвидность банка поддерживается за счет размещения ресурсов в высоколиквидные активы: средства в кассе на корреспондентских счетах в центральном банке и в других коммерческих банках. Вместе с тем определенная часть средств используется банками для приобретения основных средств и нематериальных активов. Подобные активы характеризуются как не ликвидные и не приносящие доход, но они необходимы для обеспечения нормального функционирования банка. Таким образом, для банка оптимальная структура баланса должна определяться структурой активов. Поэтому, для того, чтобы определить, является ли структура привлечённых ресурсов банка оптимальной, необходимо рассматривать структуру его активов.

К решению этой проблемы можно подходить с различных сторон. Всё зависит от глубины планирования банком проведения своих операций. В частности, при отсутствии необходимости для банка точно планировать объёмы активных и пассивных операций, получаемую прибыль, коммерческий банк может использовать обыкновенную балансировку привлечённых средств. Балансироваться будут активы (направления инвестирования средств) и пассивы (источники их привлечения). При этом, в принципе, возможно два варианта составления баланса: на основе стоимости; на основе срочности.

При проведении операций банк может сталкиваться с временнойнехваткой ресурсов, для восполнения которой он может воспользоваться привлечёнными ресурсами какого-нибудь одного вида. Для определения максимального объёма таких ресурсов используется определение минимального неснижаемого остатка по счетам. Наиболее выгодными для банка являются подобного рода остатки по счетам "до востребования", вследствие их минимальной стоимости. В этом случае используются статистические методы определения, основанные на определении максимального отклонения среднего остатка по счёту в зависимости от приемлемой для банка степени риска.

Подводя итог, следует отметить, что выбор каждого конкретного инструмента балансирования активов и пассивов банка зависит от степени планирования руководством банка объёмы прибыли. На основании описанных выше инструментов каждый банк в отдельности определяет минимальные неснижаемые остатки по каждой группе счетов, наиболее приемлемую структуру активов, в целях недопущения слишком больших временных интервалов между поступлениями денежных средств и их изъятием. Что же касается действующего законодательства, то банк, используя коэффициенты ликвидности, может добиться балансировки активов и пассивов по срокам, однако в этом случае эффективность его операций может значительно уменьшаться (если показатели ликвидности будут намного больше нормативно устанавливаемых значений).

Отмеченный недостаток ретроспективного анализа практически наверняка не позволит банку точным образом спрогнозировать необходимый объём ликвидности на каждый день. Как уже отмечалось, даже срочные вклады не обладают абсолютной стабильностью, так как могут быть изъяты с потерей процентов по ним. Это подразумевает неточность оценки банком реальной величины своей ресурсной базы, а значит проблема регулирования текущей ликвидности банка не может быть решена посредством экономико-математических методов.

Для точного определения требуемого объёма средств коммерческомубанку необходимо осуществлять ресурсное регулирование в оперативном порядке. При этом наиболее целесообразным для банка, по нашему мнению, является составление бюджета ликвидности. При помощи этого инструмента вполне реально осуществлять сопоставление ожидаемых поступлений и обязательств, подлежащих погашению на конкретную дату на ежедневной основе. В случае наличия временно свободных ресурсов их можно использовать на увеличение кредитных вложений (либо на иные виды активных операций, приносящих доход) или для реализации на рынке МБК. Кроме того, наряду с оперативным регулированием ликвидности коммерческие банки получают возможность составления перспективных планов и прогнозов на месяц посредством сопоставления всех ожидаемых (а также оцениваемых) поступлений и расходований денежных ресурсов.

Следует отметить, что на определение проблем формирования ресурсной базы банков влияет выбор уровня управления банковской системой. Проблемы масштаба банковской системы как таковой, следует решать не только исключительно инструментами денежно-кредитной политики, но и мерами бюджетно-финансовой. Что же касается отдельно взятого банка, то его проблемы по формированию оптимальной структуры ресурсной базы могут быть успешно преодолены посредством разработки и закрепления во внутренних документах ресурсной политики банка, которая должна быть направлена на реализацию следующего круга вопросов :

- поддержание банком собственной ликвидности;

- удовлетворение спроса клиентов на кредитные вложения;

- получение прибыли, достаточной для выплаты дивидендов в размерах, удовлетворяющих акционеров, и для развития банка.

При этом если планирование прибыли банком может основываться на экономико-математических методах в среднесрочном периоде, то регулирование текущей ликвидности его должно происходить на ежедневной основе посредством составления плана прихода платежей и расходованиясредств.

Остается большой проблемой качество обслуживания клиентов. Эта проблема становится государственной, которую в обязательном порядке необходимо решать, путем проведения различных семинаров для персонала банка.

С целью привлечения средств хозяйствующих субъектов и граждан в свой оборот банки разрабатывают и осуществляют целый комплекс мероприятий. Так, важным средством конкурентной борьбы между банками за привлечение ресурсов является процентная политика, ибо величина дохода на вложенные средства служит существенным стимулом к помещению клиентами своих временно свободных средств во вклады (депозиты).

Определяющим фактором при установлении размера процентной ставки по срочным вкладам является срок, на который размещаются средства: чем длительнее срок, тем выше уровень процента. Необходимо привлекать средства на более длительные сроки и прилагать максимальные усилия. Хорошо бы, установить льготы по фонду обязательных резервов по долгосрочным депозитам. Это будет хорошим стимулом для банка. К каждому клиенту должен быть индивидуальный подход. Не менее важным фактором является сумма вклада, и, следовательно, чем больше сумма вклада и дольше срок его хранения, тем выше по нему процентная ставка. Существенным моментом является и частота выплаты дохода по вкладам. Ставка процента по вкладу находится в обратной зависимости от частоты выплаты дохода, т. е. чем реже они осуществляются, тем выше уровень устанавливаемой банком процентной ставки по вкладу. Привлекательным для вкладчиков может быть применение процентной ставки, прогрессивно возрастающей в зависимости от времени фактического нахождения средств во вкладе. Такой порядок начисления дохода непосредственно стимулирует увеличение срока хранения средств и защищает вклад от инфляции.

Помимо гибкой процентной политики с целью привлечения средств, банки должны создавать своим вкладчикам гарантии надежности помещениясредств во вклады. Для обеспечения защиты вкладчиков и предоставления им гарантий компенсации средств в случае банкротства банки должны создавать как в централизованном, так и децентрализованном порядке специальные фонды страхования депозитов. Наряду со всем вышеизложенным важное значение для вкладчиков имеет доступность информации о деятельности банков и о тех гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос о размещении своих средств каждый вкладчик должен иметь достаточную информацию о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих вложений.

Стратегической целью развития рынка розничных платежей до 2015 г. должно стать качественное улучшение уровня обслуживания населения, создание максимально привлекательных условий для укрепления тенденций притока денежных средств населения в банки, доверия к банковской системе в целом, а также использования населением средств на банковских счетах для проведения расчетов в безналичной форме и снижения доли операций с наличными деньгами при проведении розничных платежей. Развитие системы безналичных расчетов должно обеспечиваться на основе баланса экономических интересов партнеров по бизнесу.

Для достижения указанной цели необходима реализация следующих мероприятий:

— дальнейшее развитие программно-технической инфраструктуры для проведения операций с использованием банковских пластиковых карточек, в том числе преимущественное наращивание числа объектов для совершения операций безналичной оплаты товаров и услуг не только в крупных городах, но и в районных центрах, поселках городского типа и агро-городках. В рамках данной работы необходимо обеспечить опережающие темпы прироста количества объектов программно-технической инфраструктуры по сравнению с темпами прироста эмиссии банковских пластиковых карточек, а также создать условия беспрепятственного приема к оплате карточек всех систем в единой инфраструктуре;

— качественно новый уровень работы по дальнейшему вовлечению населения страны в сферу безналичных расчетов при активном участии всех заинтересованных: банков, организаций торговли и услуг, органов государственного управления, последовательная и весомая государственная поддержка данного направления;

— правовое урегулирование вопросов функционирования технологий удаленного доступа к счету клиента в банке посредством интернет-банкинга, смс-банкинга, мобильного банкинга и т. д.;

— организация сертификации программно-технических средств в области систем расчетов с использованием электронных платежных инструментов и технологий дистанционного банковского обслуживания клиентов;

— обеспечение должного уровня безопасности операций с использованием банковских пластиковых карточек и других электронных платежных инструментов для проведения расчетов по розничным платежам в соответствии с требованиями международных платежных систем, внутренней системы "БелКарт".

Важнейшей задачей развития рынка ценных бумаг в 2012 году становится дальнейшее формирование его инфраструктуры в части совершенствования механизмов обращения и погашения ценных бумаг посредством: усовершенствования системы биржевой торговли ценными бумагами, совершенствование системы депозитарного учета и расчетов по ценным бумагам; проведения комплекса мероприятий по совершенствованию нормативной базы, регулирующей рынок ценных бумаг,совершенствование системы учета ценных бумаг банков, в том числе переданных в доверительное управление; расширение спектра эмитируемых банками ценных бумаг в целях привлечения средств физических и юридических лиц в реальный сектор экономики; расширение возможностей банков по инвестированию в ценные бумаги с одновременным обеспечением защиты вкладчиков.

Таким образом, в целях повышения эффективности денежно-кредитной политики необходимо: выполнение количественных и качественных показателей развития банковской системы, определенных Основными направлениями; расширение состава услуг и совершенствование форм взаимодействия с клиентами — физическими и юридическими лицами, дальнейшее повышение доступности банковских услуг; развитие инструментов привлечения средств населения в банковскую систему, дальнейшее усиление внимания к вопросам содействия внешнеэкономической деятельности предприятий нефинансового сектора экономики; поддержку создания и развития экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств; содействие развитию предпринимательства, тесное взаимодействие с предприятиями малого и среднего бизнеса; совершенствование работы по привлечению средств нерезидентов в экономику страны, освоение новых форм работы на международных рынках, снижение стоимости и увеличение сроков внешних заимствований.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В своей работе я дала определение понятию «денежно-кредитная политика», приведены особенности проведения данной политики в Республике Беларусь. Были рассмотрены основные цели государства в области экономики, которые обеспечивают устойчивый экономический рост, высокий уровень занятости, стабильность внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие.

Подводя итог, можно сказать, что проблема денег продолжает занимать лучшие умы человечества. Интерес к ней особенно усилился в связи с уходом золота из сферы денежного обращения, поскольку с прекращением функционирования золотых монет исчезли многие догмы и существующие постулаты. К тому же экономическая наука не была готова к объяснению возникших денежных феноменов. Поэтому, несмотря на то, что в этой области много сделано и делается, основная работа еще впереди.

В полной мере это относится и к монетарной политике. Наличие целого ряда проблем функционирования денежно-кредитных систем свидетельствует о проведении огромной работы по наведению в ней порядка и приданию динамичности в ее развитие. Соответственно только после укрепления и реформирования банковских систем можно приступить к решению задач по стабилизации денежно- кредитной сферы, включающих снижение темпов инфляции при одновременном росте денежной массы и замедлении скорости обращения денег. При этом мировой опыт свидетельствует, что целесообразно проводить не разрозненные методы по стабилизации монетарной сферы, а увязанные в единый блок с бюджетно-финансовой и ценовой политикой государства.

Эффективность денежно-кредитной политики в Республике Беларусь будет зависеть от того насколько гибко денежно-кредитное регулирование будет составляться с бюджетной и налоговой политикой.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.