Здавалка
Главная | Обратная связь

Денежно-кредитная политика США



Денежно-кредитная политика сформировалось в США в результате дли­тельного периода исторического развития и в настоящее время является одной из важнейших составных частей государственной экономической политики США. Деятельность денежно-кредитной системы направлена на выпол­нение задач нормативного и экономического характера, которые в комплексе должны через надежную и эффективную работу кредитных институтов обеспе­чивать устойчивый рост экономики страны. Нормативные и экономические методы регулирования дополняют друг друга, поскольку применение норматив­ных методов направлено на достижение определенного экономического эффекта, а экономические методы основаны на использовании определенных полномочий, и таким образом обеспечивается достижение поставленных целей.

Организационные принципы денежно-кредитной политики. Общая характеристика.

Организационная структура органов денежно-кредитной политики США, их полномочия и методы деятельности опираются на обширное и разветвленное законодательство, в котором нашли отражение исторические особенности форми­рования, развития экономики и кредитно-денежной сферы страны. Контрольная и регулирующая деятельность этих органов во многом пересекаются и дубли­руются, и это составляет одну из важных особенностей организации кредитно­-денежного регулирования в США.

В США банки делятся на национальные, действующие на основе лицензии федерального правительства, и банки штатов, действующие на основе лицензии правительства штата. Эта особенность ведет к двоякому тол­кованию принципа двухуровневого построения банковских систем, принятого в большинстве стран. Обычно термин «двухуровневая система» означает, что первый уровень занимает Центральный банк в качестве органа регулирования кредитно-денежной системы, а на втором уровне находятся все остальные кpeд­итные учреждения: коммерческие, сберегательные, ипотечные банки и т. п. В США двухуровневая система включает Федеральную резервную систему (ФРС), национальные банки и банки штатов. Финансово-кредитная система США обла­дает еще одной особенностью. ФРС является не только центральным банком, но и одновременно профессиональным объединением банков страны. Все национальные банки обязательно являются членами ФРС, что дает им некоторые льготы и накладывает обязательства выполнять определенные требования ФРС. Банки штатов могут быть членами ФРС на добровольной основе. Но в любом случае они обязаны выполнять указания ФРС. Главным направлением деятельности ФРС в области регулирования денежной системы является поддержание стабильности денежной системы, включая все её основные элементы: денежное обращение, сбалансированное соотношение между наличным и безналичным оборотом, денежную эмиссию, масштаб цен. Соответственно, национальные банки образуют один уровень банковской системы США, а банки штатов - второй. Все финансовые учреждения являются частными - либо акционерными, либо кооперативными. Государству принадлежит лишь небольшое число специализированных кредитных учреждений, которые не конкурируют с частными, а выполняют особые функции в интересах общества. Их главная задача - поддерживать стабильность главных звеньев кредитной системы и дополнять частный бизнес в таких областях, как кредитование сельского хозяйства и жилищного строительства.

Нормативное регулирование предназначено для выполнения следующих задач:

- обеспечение надежности и эффективности выполнения кредитно-денежной системой ее экономических задач;

- обеспечение устойчивости кредитной системы и предотвращение банкрот­ства коммерческих банков и других кредитных учреждений;

- ограничение масштабов концентрации капиталов в собственности немногих кредитных учреждений, недопущение установления монопольного контроля этих банков над денежным рынком.

 

Органы нормативного регулирования.

В основные органы нормативного регулирования кредитно-денежной сферы США включено несколько учреждений:

1.Управление контролера денежного обращения (далее – УКДО). Эта структура в Казначействе США ведает выдачей разрешений на создание национальных банков, осуще­ствляет надзор за ними и проводит регулярные ревизии их деятельности. Каждый национальный банк, проверяется не менее двух раз в течение каждых трех лет и обязан представлять отчетность в УКДО не реже четырех раз в год. УКДО рас­сматривает также заявки об открытии отделений и о слиянии банков.

2. Федеральная резервная система - главный орган эко­номического регулирования кредитно-денежной сферы, центральный банк США.

ФРС обладает широким спектром административных полномочий, которые она использует для надзора и контроля за деятельностью кредитных учрежде­ний. Одновременно ФРС проводит меры регулирования, которые через кредитно-­денежную сферу оказывают большое влияние на состояние и характер развития экономики США. Политика ФРС существенно влияет на мировую экономику в це­лом. Поэтому к деятельности ФРС приковано пристальное внимание не только финансово-кредитных организаций США, но и всех стран мира.

ФРС была создана в 1913 г. для управления на федеральном уровне денежным обращением и банковской деятельностью. Ее главная сфера - контроль и управление сферой денежно-кредитной политики, сглаживание циклических колебаний экономической конъюнктуры, обеспечение устойчивого роста производства и стабильного функционирования рынка ссудных капиталов.

ФРС оказывает опосредованное влияние на бюджетную политику через механизм регулирования учетных ставок и операций на открытом рынке. Однако Деятельность ФРС осуществляется через кредитную систему США, которая высокоразвита, вполне адекватна уровню экономического развития страны и в послевоенный период для многих стран выступала образцом эффективности. Она имеет ряд отличий от аналогичных систем других развитых стран.

Вся территория США была разделена на 12 округов, в каждом из которых был создан федеральный резервный банк, и вместе они образуют центральный банк США - ФРС. Ее современный статус, принципы организации и полномочия складывались под влиянием ряда законов.

ФРС является федеральным учреждением, независимым от законодательной и исполнительной ветвей власти. Этот статус позволяет ее руководству само­стоятельно принимать решения в области кредитно-денежной политики. Неза­висимость ФРС обеспечена не только законодательной гарантией ее статуса, но и процедурами назначения ее руководства.

Высшим органом ФРС является Совет управляющих В полномочия Совета управляющих ФРС входит:

- изменение нормы резервных требований в пределах, установленных законом;

- утверждение учетных ставок, предложенных федеральными резервными банками;

- регулирование предоставления кредитов федеральными резервными банками друг другу;

- проведение надзора над федеральными резервными банками и проверки их деятельности;

- избрание председателя совета директоров и его заместителя для каждого федерального резервного банка из состава его правления.

Технически американская кредитная система быстро совершенствуется. В ее институтах постоянно происходит смена оборудования с целью повышения производительности. Важным направлением развития системы является вытеснение наличных денег (банкнот), а в последнее время - и чеков. Средний американец имеет обычно несколько карточек для разных целей и форм оплаты.

Растет роль небанковских кредитных институтов (ссудно-сберегательных ассоциаций, кредитных союзов, пенсионных и взаимных фондов, страховых компаний и проч.), которые составляют конкуренцию коммерческим банкам и заметно теснят их, особенно в сфере долгосрочного кредита. Эти особенности являются следствием законодательного регулирования банковской деятельности в США.

Изменение юридических основ функционирования кредитной системы и проведения денежной политики - важная составная часть макроэкономической стратегии американского правительства последних десятилетий. Изменения финансового законодательства США в этот период теоретически опирались на смену идеи регулирования и дерегулирования, взаимно дополняющих друг друга.

Благодаря роли доллара в международных расчетах у США, несмотря на высокий уровень внешней задолженности и дефицита торгового баланса, гораздо меньше хлопот с регулированием курса своей валюты, чем у других стран.

Наиболее важным достижением такой политики ФРС стали невысокие среднегодовые темпы роста потребительских цен. Сохранению умеренной инфляции кроме эффективной денежной политики способствовали: стабилизация на низком уровне цен на нефть и на другие сырьевые товары; изменения в политике регулирования заработной платы.

В настоящее время кредитно-денежная политика ФРС близка к нейтральной, т.е. не стимулирует и не ограничивает развитие американской экономики. Основным инструментом регулирования в последние годы являются процентные ставки. Неизбежное ужесточение фискальной политики как основного инструмента снижения бюджетного дефицита грозит вызвать замедление экономического роста. Учитывая это, ФРС приходится время от времени понижать процентные ставки для первоочередных заемщиков с целью стабилизации производства. В целом снижение процента помогает росту инвестиций и производства.

Таким образом, эффективность комбинирования применяемых одновременно инструментов денежно-кредитной политики зависит от успешно­го их сочетания при достижении разных по срокам целей. При­мером инструментов долгосрочного регулирования служат тради­ционные инструменты денежной политики (например, политики минимальных резервов, политики рефинансирования и др.). Осу­ществлению краткосрочных целей служат как нетрадиционные инструменты, (например, операции “своп” в рамках валютной по­литики, арбитраж в рамках политики открытого рынка), так и не­которые традиционные инструменты.

В условиях необходимости стабилизации экономики важной проблемой остается эффективность и результативность применения тех или иных ее инструментов. В целях стабилизации экономики может быть использована фискальная политика и другие механизмы. Но, по всеобщему признанию большинства экономистов стран с развитой рыночной экономикой, денежно-кредитная политика – неотъемлемая часть и эффективное средство государственной стабилизационной политики.

Важное достоинство использования денежно-кредитной политики – быстрота и гибкость воздействия на состояние экономики страны. Если применение соответствующей фискальной политики сопряжено с обсуждениями в высших органах государственной власти, то применение ее может быть оперативно решено в самом Центральном банке

Замечания по пункту 2.2:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.