Здавалка
Главная | Обратная связь

Иностранными делами



 

Внешняя политика РФ осуществляется в соответствии с нор­мами Конституции РФ, международными договорами, соглаше­ниями, участником которых является РФ.

Все внешние межгосударственные связи выступают как раз­личные формы проявления внешней политики, которая, в свою очередь, тесно связана с политикой внутренней и является ее продолжением вовне нашего государства. Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 16 июня 1995 г.,[420] представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России. В этой Концепции, в частности, говорится, что успешная внешняя поли­тика РФ должна быть основана на соблюдении разумного баланса между ее целями и возможностями для их достижения.

Согласно Концепции высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства. В рамках этого процесса главные усилия должны быть направлены на достижение следующих основных целей:

-обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;

-воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами;

-создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека;

-формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;

-поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия;

-всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом;

-содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах.

Согласно Конституции РФ (ст. 80) основные направления внеш­ней политики государства определяет Президент Российской Федерации. На него воз­ложено также и руководство внешней политикой российского государства. Президент РФ, представляет Российскую Федерацию в международных отношениях, назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссия­ми палат Федерального Собрания дипломатических представите­лей нашей страны в иностранных государствах и международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты ак­кредитуемых при нем дипломатических представителей иностран­ных государств, ведет переговоры и подписывает международные договоры от имени РФ. Президентом РФ принимаются решения о применении соответствующих мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций для деятельности находящихся за рубежом российских загранучреждений;

Осуществляя данную деятельность, Президент РФ как глава государства представляет РФ в международных отношениях, ве­дет переговоры с руководителями иностранных государств и под­писывает международные договоры РФ, ратификационные гра­моты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуе­мых при нем дипломатических представителей; назначает на дол­жность Министра иностранных дел РФ; назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях; присваивает ранги Чрезвычай­ного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного По­сланника Российской Федерации; решает вопросы предоставле­ния политического убежища и т. д.

В целях обеспечения конституционных полномочий Президента РФ в области внешнеполитической деятельности образовано Управление Президента РФ по внешней политике, Положение о ко­тором утверждено Указом Президента РФ от 29 июня 2004 г.[421] Дан­ное Управление обеспечивает содержательную часть текущих внешнеполитических мероприятий Президента РФ, а также ин­формационно-аналитическое и организационное обеспечение де­ятельности Президента РФ и руководителя его администрации по вопросам внешней политики государства и международных отношений.

Управление Президента Российской Федерации по внешней политике является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации.

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Положением об Администрации Президента Российской Федерации, распоряжениями Администрации Президента Российской Федерации.

Основными задачами Управления являются:

-содействие Президенту Российской Федерации в определении основных направлений внешней политики государства;

-участие в разработке общей стратегии внешней политики государства, обеспечении реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по руководству внешней политикой государства;

-информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации по вопросам внешней политики государства и международных отношений;

-обеспечение содержательной части внешнеполитических мероприятий с участием Президента Российской Федерации;

-обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;

-подготовка предложений Президенту Российской Федерации по специальным вопросам международного сотрудничества, в том числе по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами (далее - военно-техническое сотрудничество).

Основными функциями Управления являются:

-проработка материалов по вопросам внешней политики государства и международных отношений, в том числе по специальным вопросам международного сотрудничества, включая вопросы военно-технического сотрудничества, поступающих Президенту Российской Федерации, Руководителю Администрации Президента Российской Федерации и иным должностным лицам Администрации Президента Российской Федерации;

-участие в пределах своей компетенции в подготовке и согласовании проектов указов, распоряжений, поручений и писем Президента Российской Федерации, а также в подготовке материалов для ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и для его программных выступлений;

-участие в подготовке проектов международно-правовых актов и решений по вопросам заключения и прекращения международных договоров Российской Федерации;

-участие в пределах своей компетенции в осуществлении контроля за исполнением федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации;

-взаимодействие с Министерством иностранных дел Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти по вопросам планирования и подготовки содержательной части визитов Президента Российской Федерации за рубеж и визитов на высшем уровне в Российскую Федерацию зарубежных государственных деятелей, руководителей международных организаций;

-взаимодействие с федеральными органами государственной власти по вопросам координации проводимых ими международных мероприятий с международными мероприятиями Президента Российской Федерации;

-рассмотрение в пределах своей компетенции предложений Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, поступающих Президенту Российской Федерации, по составам официальных делегаций Российской Федерации на переговорах с иностранными государствами и международными организациями, а также проектов директив и указаний на переговоры;

-участие в пределах своей компетенции в подготовке предложений Президенту Российской Федерации по кадровым вопросам;

-представление предложений Президенту Российской Федерации по подписанию верительных и отзывных грамот;

-обеспечение координации международных мероприятий, проводимых Администрацией Президента Российской Федерации, и согласование вопросов о целесообразности международных контактов работников Администрации Президента Российской Федерации, включая их участие в международных мероприятиях на территории Российской Федерации и за рубежом, а также командирования работников Администрации Президента Российской Федерации за рубеж;

-анализ и обобщение информации о внешнеполитической деятельности Президента Российской Федерации, федеральных органов государственной власти;

-участие в подготовке предложений Президенту Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации объективной информацией о внешней политике государства;

-подготовка во взаимодействии с другими самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации материалов для средств массовой информации о внешнеполитической деятельности Президента Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации;

-рассмотрение проектов нормативных правовых актов и иных документов, поступающих Президенту Российской Федерации, по специальным вопросам международного сотрудничества, в том числе по вопросам военно-технического сотрудничества, а также документов о назначении на должность и освобождении от должности лиц, непосредственно занимающихся специальными вопросами международного сотрудничества, включая вопросы военно-технического сотрудничества, или курирующих их в федеральных органах исполнительной власти;

-подготовка предложений Президенту Российской Федерации по специальным вопросам международного сотрудничества, в том числе по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по специальным вопросам международного сотрудничества, включая вопросы военно-технического сотрудничества;

-участие в проработке практических вопросов военно-технического сотрудничества;

-подготовка предложений Президенту Российской Федерации по совершенствованию порядка осуществления военно-технического сотрудничества и контроля за его соблюдением, а также по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам военно-технического сотрудничества;

-организация обеспечения деятельности Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

-оказание содействия самостоятельным подразделениям Администрации Президента Российской Федерации в части, касающейся международной деятельности.

Правительство РФ, согласно ст. 114 Конституции РФ и в соответ­ствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» осуществляет Меры по обеспечению реали­зации внешней политики России, обеспечивает выполнение обяза­тельств по международным договорам и правительственным согла­шениям, отстаивает геополитические интересы России, осуществляет регулирование и обеспечивает государственный контроль в области внеэкономической деятельности, научно-технического и куль­турного сотрудничества с зарубежными государствами.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляю­щим государственное управление в области иностранных дел, в том числе функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере меж­дународных отношений РФ, является Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России).Оно действует под руководством Прези­дента РФ и подотчетно ему. В своей деятельности оно руковод­ствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряже­ниями Правительства РФ, нормами международного права, меж­дународных договоров и соглашений, подписанных РФ, а также Положением онем, утвержденным Указом Президента РФ № 865 от 11 июля 2004 г.[422]

Основными задачами МИД России являются: разработка об­щей стратегии внешней политики РФ и представление соответ­ствующих предложений Президенту РФ; реализация внешнепо­литического курса РФ; обеспечение дипломатическими и между­народно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасно­сти, территориальной целостности РФ, других ее интересов на международной арене; защита дипломатическими и международ­но-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом; координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной вла­сти и международных связей органов исполнительной власти субъектов РФ; содействие развитию связей и контактов с сооте­чественниками, проживающими за рубежом и др.

К его основным функциям относятся: разработка и представ­ление Президенту РФ и в Правительство РФ предложений по вопросам отношений РФ с иностранными государствами и меж­дународными организациями, а также проекты федеральных за­конов, актов Президента РФ и Правительства РФ, проекты дру­гих документов, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ; обеспечение Президента РФ и Правитель­ства РФ необходимой информацией по вопросам международной политики, участие РФ в деятельности ООН, СНГ, органов Союз­ного государства, международных организаций; содействие раз­витию международных связей федеральных органов исполнитель­ной власти, субъектов РФ, общественных объединений и государ­ственных организаций.

МИД России осуществляет руководство, координацию и конт­роль деятельности дипломатических и консульских представи­тельств, а также координацию и контроль деятельности находя­щихся за рубежом представителей (представительств) федераль­ных органов исполнительной власти, органов исполнительной вла­сти субъектов РФ, российских государственных учреждений, ор­ганизаций и предприятий; организует консульскую работу за рубежом и на территории РФ и осуществляет постоянные кон­такты с посольствами и консульствами иностранных государств, находящихся на территории РФ; оказывает консульские, информационно-консультационные и иные виды услуг по вопросам своей компетенции; осуществляет организацию приема иностранных го­сударственных и правительственных делегаций; оформляет пас­портно-визовую документацию.

Являясь головным органом в системе федеральных органов исполнительной власти по вопросам отношений с иностранными государствами и международными организациями, МИД России имеет право осуществлять контроль за их деятельностью по ука­занным вопросам. Это обязывает также названные органы, орга­ны исполнительной власти субъектов РФ информировать его об осуществляемых ими международной деятельности и междуна­родных связях.

Министерство реализует дипломатическими и международно-правовыми средствами усилия РФ по обеспечению международ­ного мира, глобальной и региональной безопасности; участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения прав и свобод граждан РФ, обороны и безопасности государства, расширения торгово-экономических и финансовых связей, научно-технического, культурного, иного обмена РФ с ино­странными государствами и международными организациями, а также связей с соотечественниками, проживающими за рубежом; осуществляет поддержку российских участников внешнеэкономи­ческой деятельности, защиту их законных интересов за рубежом; заключает в пределах своей компетенции международные дого­воры межведомственного характера и т. д.

В процессе своей деятельности МИД России содействует со­гласованному взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти с тем, чтобы их участие, а также их должностных лиц в международной деятельнос­ти обеспечивало соблюдение принципа единства внешней поли­тики РФ и выполнение ее международных обязательств.

В целях усиления координирующей роли МИДа России в воп­росах проведения единой государственной внешнеполитической линии, а также развития экономического, научного и культурно­го сотрудничества РФ с иностранными государствами при нем образован Российский центр международного научного и культур­ного сотрудничества в качестве государствен­ного органа, одной из важнейших функций которого является со­действие развитию всесторонних связей РФ с соотечественника­ми за рубежом, с их общественными объединениями и др.

В пределах своей компетенции МИД России совместно с со­ответствующими федеральными органами исполнительной власти принимает меры по обеспечению безопасности и охраны загранучреждений, работников этих учреждений и членов их семей, а в случае необходимости их частичную или полную эвакуацию.

В целях реализации отдельных функций МИД России обра­зует свои представительства в федеральных округах и субъек­тах РФ[423].

Для решения стоящих перед МИДом России задач он наде­лен государственно-властными полномочиями. Так, он имеет право вносить на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ предложения о разработке проектов законодательных актов по вопросам внешней политики РФ; осуществлять контроль за со­ответствием законодательству РФ и международно-правовым нор­мам проектов международных договоров РФ, нормативных пра­вовых актов РФ ее международным обязательствам; издавать нормативные правовые акты и иные документы, принимать ре­шения нормативного характера, которые обязательны для испол­нения другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами мест­ного самоуправления, организациями, независимо от их органи­зационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, при осуществлении ими международных связей; докладывать Прези­денту РФ или Правительству РФ о действиях органов государ­ственной власти и должностных лиц, влекущих за собой несоб­людение принципа единства внешней политики РФ; запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, ор­ганов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их орга­низационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, до­кументы и иные материалы, необходимые для принятия им соот­ветствующих решений, и т. д.

МИД России осуществляет свою деятельность как непосред­ственно, так и через дипломатические представительства и кон­сульские учреждения РФ.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.