СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД
И ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ Дополнительная литература Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1983. – С. 256 – 260. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., 1987. – С. 221 – 230. Кодухов В.И.. Введение в языкознание. – М., 1987. – С. 304 – 329. Вопросы и задания для самоконтроля 1. К какому времени относятся первые попытки установления родственных связей между языками? 2. В чем состоит сущность открытия Вильяма Джоунза? 3. В чем заключается сущность концепции Франца Боппа? 4. Что представляло собой учение Расмуса Раска о кругах языков? 5. Какие исследователи внесли основной вклад в формирование сравнительно-исторического метода? 6. В чем состоит сущность воззрений Августа Шлейхера? 7. Какое место занимает сравнительно-исторический метод в современном языкознании? 8. Какие единицы языков можно изучать сравнительно-историческим методом? 9. Что представляют собой так наз. звуковые соответствия? 10. Как сравнительно-исторический метод учитывает значение языковых единиц? 11. Как происходит реконструкция архетипов (морфем праязыка)? 12. Попытайтесь реконструировать индоевропейский архетип на основе следующих данных: санскр. dáru, др.-слав. дрѣво, грeч. dоrу, бретонское derv, готск. triu. 13. Что понимают в сравнительно-историческом языкознании под праязыком? 14. Что является результатом исследования языков мира сравнительно-историческим методом? 15. Выучите основных представителей следующих языковых семей: индоевропейской, афразийской, кавказской, уральской, алтайской, китайско-тибетской и палеоазиатской. 16. Выучите деление на группы и подгруппы индоевропейских, кавказских, уральских, алтайских, китайско-тибетских и палеоазиатских языков. 17. Установите географическое распространение выученных вами языков. Обратите специальное внимание на языки, распространенные в нескольких странах, и на многоязычные страны. 18. Охарактеризуйте статус основных языков народов Российской Федерации.
ТЕМА 21 ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМА Вопросы и задания для самоконтроля 1. Почему письмо представляет собой вторичный способ общения людей? 2. Какой тип письма называют пиктографией? Приведите примеры пиктографического письма в настоящее время; разъясните пределы его использования. 3. В чем состоит сущность идеографии? Дайте примеры использования идеографического письма в настоящее время. 4. Что представляет собой иероглифическое письмо? 5. Какой тип письма называют фонографией? 6. В чем заключается сущность буквенного письма? Что обозначают буквы? 7. Что называется алфавитом? 8. Каким образом алфавиты приспосабливаются к передаче фонемной специфики отдельных языков? 9. Что называют орфографией? 10. Разъясните сущность фонематического и фонетического, этимологического и традиционно-исторического, морфологического и символического принципов орфографии. 11. Приведите примеры использования перечисленных в пункте 10 принципов орфографии в русском и изучаемом иностранном языке. 12. Какой вид письма называют транскрипцией? 13. В чем сущность фонетической, фонематической и практической транскрипции? 14. В чем заключаются основные сложности передачи латинских слов русскими буквами?
ТЕМА 22 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|