Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРОБЛЕМА ГРАММАТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ



Дополнительная литература

Будагов Р.А. Введение в науку о языке. – М., 1965. – С. 245 – 247.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1983. – С. 105 – 110.

Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1987. – С. 227 – 232.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Укажите основные аспекты проблемы грамматической категории.

2. Назовите возможные варианты решения вопроса об отношении грамматической категории к языковому знаку и проанализируйте их.

3. В чем состоят возможные варианты решения вопроса о степени обобщенности грамматической категории? Дайте их анализ.

4. Укажите возможные варианты решения вопроса об отношении грамматической категории к классам слов и дайте их анализ. К чему сводятся важнейшие различия между грамматическими и лексико-грамматическими категориями?

5. Как грамматическая категория реализуется в семах? Покажите это на примерах категорий падежа и лица в русском языке.

6. В чем заключается соотношение грамматических и понятийных категорий?

7. Какие единицы противопоставляет грамматическая оппозиция?

8. В чем состоят преимущества бинарного принципа описания грамматических оппозиций?

9. Какие отношения существуют между членами грамматической оппозиции?

10. Чем отличается нейтрализация в грамматике от нейтрализации в фонологии?

11. Объясните различие между нейтрализацией грамматических оппозиций и синкретизмом?

12. Проведите сопоставление грамматических категорий в русском и изучаемом иностранном языке.

 


 

ТЕМА 13

ПРОБЛЕМА ЧАСТЕЙ РЕЧИ

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем состоят основные критерии выделения частей речи?

2. Какие части речи выделяются на основе этих критериев?

3. Составьте список известных вам частей речи русского языка и установите, какой критерий является ведущим при выделении конкретной части речи.

4. Сравните критерии выделения таких частей речи, как существительное и глагол с одной стороны и предлог и союз – с другой.

5. Составьте список известных вам частей речи изучаемого иностранного языка и сопоставьте состав частей речи в нем с составом частей речи в русском языке.

6. Какой частью речи является в русском языке слово благодаря?

 

ТЕМА 14

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ СИНТАКСИСА

Дополнительная литература

Будагов Р.А. Введение в науку о языке. – М., 1965. – С. 285 – 286, 332 – 336.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1983. – С. 135 – 147.

Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1987. – С. 236 – 237, 239 – 245.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что целесообразно считать основной синтаксической единицей?

2. Как соотносятся друг с другом понятия объекта синтаксиса и основной синтаксической единицы?

3. Чем занимается синтаксис как раздел языкознания?

4. Перечислите «классические» члены предложения и разъясните отличие от них такого члена предложения, как детерминант (предикативное определение)?

5. Почему необходимо различение частей речи и членов предложения? Укажите первичные и вторичные синтаксические функции существительного, глагола и прилагательного.

6. В чем состоят основные достижения учения о членах предложения?

7. Проанализируйте основные противоречия традиционного учения о членах предложения? Приведите дополнительные примеры для демонстрации этих противоречий.

8. В каких синтаксических теориях снимаются противоречия, связанные с различием главных и второстепенных членов предложения?

Укажите обязательные и необязательные элементы в следующих предложениях:

Еще мальчиком он любил играть в прятки.

Дряхлая старушка пользовалась при чтении очками.

Вдали темнела покрытая снегом гора.

Враг подкрался незаметно.

Он порой загребает жар чужими руками.

9. В какой синтаксической теории снимается сложность в определении функции элемента типа в деревне в сочетаниях типа жизнь в деревне?

Укажите, какова истинная синтаксическая функция зависимого элемента в следующих сочетаниях: прогулка в лесу, рассказ о войне, работа лопатой, дорога полем, ответ на вопрос, уход в себя, путешествие в Арзрум, прибавка к жалованию.

10. В каких синтаксических теориях снимается противоречие, связанное с иерархией отношений между подлежащим и сказуемым?

Покажите господствующее положение сказуемого в следующих предложениях:

Учитель обучает ученика. Отец подарил мальчику книгу.

Сын похож на отца.

11. Что понимается под словосочетанием, в чем состоит отличие словосочетания от предложения?

12. Что понимается под валентностью?

13. Как классифицируются глагольные валентности? Укажете обязательные и факультативные валентности следующих глаголов:

писать, бродить, вечереть, интересоваться, обрабатывать, стремиться, отвечать, бесноваться.

14. Как теория валентности включена в грамматику зависимостей?

15. Что понимается под синтаксической валентностью и семантической совместимостью (семантической валентностью) слов? Укажите группы имен, семантически совместимых со следующими глаголами:

мяукать, развлекать, идти, бродить, пропитываться, клокотать, спорить, светить.

16. Что в синтаксической теории понимается под синтагмой?

17. Какие отношения существуют между элементами синтагм? Укажите отношения между элементами следующих синтагм:

большой город, взять за руку, поднять голову, быстро подойти, сильный мороз, идти в город, самолет прилетел, помощь друга.

18. Как в теории синтагм определяется предложение?

19. В чем состоят основные принципы НС-анализа в синтаксисе?

20. Что такое правила развертывания и свертывания? Постройте деревья НС для следующих предложений:

Тихо бродит над водой длинноногий кто-то.

Быстры как волны дни нашей жизни.

21. В чем состоят основные недостатки НС-грамматики?

22. Какие противоречия теории членов предложения не разрешаются грамматикой зависимостей?

23. В чем смысл понятий глубинной и поверхностной структуры в синтаксисе? Докажите, что за следующими сочетаниями стоят по две глубинных структуры: посещение учителя, обвинение преступника. Приведите примеры синонимичных поверхностных структур.

24. Дайте определения понятий трансформации и трансформы.

25. Как классифицируются трансформации?

26. Что такое трансформация номинализации? Приведите примеры номинализаций.

27. Что понимается под номинативным и коммуникативным аспектами предложения?

28. В чем состоят основные положения теории актуального членения предложения?

29. Каковы основные средства создания актуального членения предложения?

 

ТЕМА 15

ПРОБЛЕМА СЛОВА

Дополнительная литература

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1983. – С. 53 – 61, 64 – 66, 75 – 76.

Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М., 1975. – С. 7 – 18, 20 – 23, 27 – 28, 45 – 47.

Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1987. – С. 160 – 161, 163 – 174.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие подходы к слову различаются в языкознании?

2. В чем состоит сущность подхода к слову в лексикологии? Покажите специфику лексической абстракции на следующих примерах:

облако – облака – облаку и т. д.

взять – возьму – взяли – возьми и т. д.

3. Объясните, почему выделение слова как лексической единицы невозможно без учета его значения.

4. Покажите, что определение слова как единства звучания и значения есть скрытое указание на его знаковую природу.

5. В чем состоит произвольность словесного знака? Какими фактами языка она подтверждается?

6. Как явления табу и эвфемизмов подтверждают произвольность словесного знака и единство его сторон. Приведите два – три примера табу и эвфемизмов.

7. В чем состоит относительная мотивированность слова? Что понимается под внутренней формой слова? Чем занимается этимология?

8. Что такое двойственность словесного знака? Укажите десигнаты и денотаты следующих слов: окно, река, зеленый, бежать, вчера, красота, развитие, сверху.

9. Объясните сущность представления соотношения сторон словесного знака посредством семантического треугольника.

10. В чем состоит прием удвоения семантического треугольника?

11. Как удвоение семантического треугольника позволяет оптимизировать решение вопроса о лексическом значении?

12. Как соотносятся друг с другом значение слова и понятие? Используйте при ответе на вопрос образ удвоенного семантического треугольника.

13. Приведите примеры слов, значениями которых являются понятия и представления о конкретных предметах.

14. Что понимается под полисемией?

15. Как выделяют главное и неглавные значения слова? Опираясь на толковые словари, укажите главное и одно – два неглавных значения следующих рус. слов: окно, дом, попугай, вершина, бежать, подскочить, разрушить, убить, серый, зеленый, каменный, далекий, поздно, далеко.

16. По данному Ю.С. Степановым образцу постройте системы значений следующих слов:

окно (‘отверстие в стене’; ‘просвет, отверстие в чем-нибудь’; ‘ничем не занятое время’, ‘промежуток в расписании’);

полоса (‘длинный ровный след в рисунке, на поверхности и т. п., лента’; ‘отдельный протяженный участок чего-н., пояс’; устар. ‘надел пахотной земли’; ‘страница в наборе, печатном издании’; ‘промежуток времени’; ‘настроение, врéменное состояние’);

ряд (‘совокупность однородных предметов, расположенных в линию’; ‘совокупность явлений, следующих в некотором порядке’; ‘некоторое количество’; ‘совокупность лиц, объединенных неким отношением’; ‘лавки для торговли однородными товарами, расположенные в линию’; ‘прокос’);

ровный (‘гладкий, прямой, не имеющий утолщений’; ‘равномерный, спокойный’; ‘уравновешенный’; ‘одинаковый по величине’);

считать (‘называть числа в последовательном порядке’; ‘определять количество’; ‘принимать в расчет’; ‘делать заключение о ком-л. или о чем-л.’).

17. Разъясните понятие лексико-семантического варианта слова.

18. Что понимается под лексическими омонимами? От каких других случаев омонимии следует отличать лексические омонимы?

19. Охарактеризуйте основные пути возникновения лексических омонимов.

20. Как происходит возникновение омонимов через распад полисемии?

21. Укажите основные критерии, служащие различению омонимов и ЛСВ многозначного слова.

22. Что представляет собой энантиосемия?

 

ТЕМА 16







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.