Здавалка
Главная | Обратная связь

СИСТЕМНОСТЬ ЛЕКСИКИ



Дополнительная литература

Будагов Р.А. Введение в науку о языке. – М., 1965. – С. 62 – 66, 70 – 71.

Головин Б. Н. Введение в языкознание. – М., 1983. – С. 73 – 75.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., 1987. – С. 96 – 99.

Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М., 1975. – С. 28 – 34, 36 – 43, 47 – 50.

Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1979. – С. 177 – 184.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какой стороной словесного знака обусловлена системная организация лексики языка: планом содержания или планом выражения?

2. Что составляет содержание таких разделов лексикологии, как семасиология и ономасиология?

3. В чем заключаются традиционные представления о системной организации лексики?

4. Что понимается под синонимами? Каковы основные недостатки определений синонимов?

5. В чем состоит традиционная классификация синонимов? Приведите примеры синонимов разных классов. Как можно разграничить классы синонимов через сведение их к различным типам дистрибуции?

6. Что представляет собой синонимический ряд?

7. В каком отношении стоит синонимия к полисемии? Подберите синонимы к слову тяжелый в следующих контекстах: тяжелый груз, тяжелый человек, тяжелый день, тяжелое ранение.

8. Что понимается под речевой или контекстуальной синонимией?

9. Что понимается под антонимами? Покажите, что проблема антонимии является чисто семасиологической, тогда как проблема синонимии также и ономасиологической.

10. В каком отношении стоит антонимия к полисемии? Подберите антонимы к слову живой в следующих контекстах: живой лев; живая беседа; было непонятно, жив ли раненый; живое воображение.

11. Что понимается под контекстуальной антонимией?

12. Что представляют собой словообразовательные ряды, на чем основана системность лексики, входящей в некоторый словообразовательный ряд? Назовите несколько элементов словообразовательного ряда со значением ‘имена действия’ в известных вам иностранных языках.

13. Какое отношение к системной организации лексики имеют тематические группы слов?

14. В чем состоят важнейшие отправные положения современных теорий системной организации лексики?

15. Что понимают под фигурой плана содержания, как выделяют такие фигуры?

16. Выделите фигуры содержания в следующих оппозициях: окно : дверь, плетень : забор, торшер : люстра, кресло : стул, ручка : карандаш, бульвар : улица, улица : проспект.

17. Покажите аналогию между понятием фигуры плана содержания и понятием различительного признака в фонологии.

18. Как представляется целостное значение слова (семема) через фигуры плана содержания? Покажите это на примере значений слов из задания 16.

19. Какие достоинства и какие основные недостатки присущи компонентному анализу лексического значения?

20. Что представляют собой семантические словари как прием описания, учитывающего открытый характер лексической подсистемы языка?

21. Что понимается под лексико-семантическим полем и лексико-семан­тической группой?

22. Представьте структуру фрагмента лексико-семантической группы, вклю­чающей слова: портфель, папка, сумка, борсетка (барсетка), мешок, чемодан, дипломат, сундук, и лексико-семантической группы, включающей слова: учи­тель, преподаватель, профессор, тренер, наставник, репетитор, воспитатель, завуч.

23. Как в свете теорий компонентного анализа и лексико-семантических полей решаются проблемы синонимов и антонимов?

24. Как соотносятся лексико-семантические группы и тематические группы лексики?

25. Как с точки зрения теорий компонентного анализа и лексико-семанти­ческих полей можно рассматривать словообразовательные ряды и семантемы?

 

ТЕМА 17

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ

Дополнительная литература

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1983. – С. 180 – 191, 104 – 108.

Кодухов В.И.. Введение в языкознание. – М., 1987. – С. 214 – 216, 219 – 224.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем заключается разница между архаизмом и историзмом? Определите, какие из приводимых ниже русских слов являются архаизмами, а какие – историзмами: ведать, стрелец, ендова, длань, опричник, панцирь, учинить, вежды, ефимок?

2. Попытайтесь установить различие между архаизмом и историзмом, опираясь на понятие языкового знака и учитывая различение в нем означаемого и означающего. Что выходит из употребления в случаях, называемых архаизмами? В случаях, называемых историзмами? Возможен ли третий тип архаизма, демонстрируемый словами поезд и щепетильный в сочетаниях свадебный поезд, щепетильные (галантерейные) товары?

3. Что называют неологизмами? Укажите три класса неологизмов, аналогичных классам архаизмов, выделенных в пункте 2. Определите, какие типы неологизмов представляют следующие случаи: колхоз, пятилетка, спутник (искусственный), угловой (ранее – корнер), полузащитник (ранее – хавбек), перестройка, бригадир (на производстве), совет (орган власти), самолет (ранее – аэроплан), челнок (торговец), модель (манекенщица).

4. Что называют метафорой? Определите мотивы метафоры в следующих случаях: горлышко бутылки, ручка кастрюли, ошибка компьютера, тормоз прогресса, окно в Европу, коробка передач, завывание ветра, бархатный голос, сладенькие глазки, каменные черты.

5. Что называют метонимией?. Укажите мотивы метонимии в следующих случаях: торговый дом, есть на серебре, читать Толстого, реглан, стол (питание в больнице), аудитория смеялась, написать пересказ, ядовитые выхлопы.

6. Что называют синекдохой? Укажите основные виды синекдохи и приведите примеры их.

7. В каких случаях чаще всего происходит заимствование слов?

8. Всегда ли, по Вашему мнению, заимствования наносят ущерб языку?

9. Что понимается под пуризмом?

10. Какими путями приходят заимствования в язык? Какие различия характерны для заимствований, приходящих разными путями?

11. Что представляют собой интернационализмы? Приведите примеры интернационализмов в русском и изучаемом иностранном языке.

12. Какой тип заимствований называют кальками? Найдите русские кальки для следующих слов (по: С.И. Калабина. Практикум по курсу «Введение в языкознание». – М., 1977 / 1985): англ. import, еxроrt; нем. Vorstellung, Weltanschauung; франц. impression, influence, concentrer; лат. objektum, conscientia, insectum, pronomina.

13. Что представляют собой семантические заимствования?

14. В чем состоит ассимиляция заимствований? Можно ли рассматривать кальки как частный случай ассимиляции заимствований?

 

ТЕМА 18







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.