Здавалка
Главная | Обратная связь

ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА И МАССАЖ ПРИ ПУПОЧНОЙ ГРЫЖЕ



 

Пупочная грыжа часто встречается у детей грудного возраста. Возни­ кает она вследствие дефекта передней брюшной стенки, слабости пупоч­ ного кольца. Провоцирующим моментом является длительное повышение внутрибрюшного давления в результате сильного кашля, запоров, про­ должительного плача. Такие заболевания, как рахит, гипотрофия, снижа­ ющие тонус мышц, создают благоприятные условия для образования пупочной грыжи. Часто она встречается у недоношенных детей.

 

Внешне пупочная грыжа проявляется округлым или овальным вы­ пячиванием в области пупочного кольца, которое легко вправляется в брюшную полость. Часто наряду с грыжей наблюдается расхождение прямых мышц живота, что свидетельствует о слабости мышц передней брюшной стенки.

 

В дальнейшем, при правильном развитии ребенка, нормализации де­ ятельности кишечника, достаточной двигательной активности может на­ ступить самоизлечение пупочной грыжи. Тем не менее, чрезвычайно по­ лезно выполнять специальные упражнения, способствующие укреплению мышц передней брюшной стенки, делать тонизирующий массаж живота.

 

Лечебный массажможно начинать с 2 -3 недель жизни (после за­живления пупочной ранки), проводят его на фоне общего массажа.

 

Перед проведением массажа необходимо мягко вправить грыжу, если это не удается, то надо, массируя живот, «утопить» ее, прижав одной рукой (пальцами или областью тенара), а другой рукой продолжать вы­ полнять массажные движения.

Из приемов массажа рекомендуются:

 

— круговое поглаживание живота по часовой стрелке (рис. 228);

 

— встречное поглаживание (см. стр. 25);

 

— поглаживание косых мышц (см. стр. 25);

 

— растирание живота (делается с месячного возраста) (рис. 229). Кроме этого, применяют пощипывание вокруг пупка (см. стр. 57).

 

Точечный массаж(стимулирующий метод). Массаж живота выпол­няется следующим образом: подушечками выпрямленных пальцев быст­ ро отрывисто надавите на точки вокруг пупка. Это вызывает напряжение мышц и вправление грыжи (рис. 230).

 

Все приемы массажа, направленные на повышение тонуса мышц брюшной стенки, должны чередоваться с успокаивающим круговым поглаживанием.


 


 
 

 


Рис. 228. Круговое поглаживание живота


 


Рис. 229. Растирание живота 257


 
 

 


Рис. 230. Точечный массаж вокруг пупка

 

С первых дней жизни выкладывайте ребенка на живот на несколько минут перед каждым кормлением. В этом положении дети поднимают голо­ ву, активно двигают руками и ногами, напрягают мышцы спины и живота.

 

Помимо ежедневной общеукрепляющей гимнастики рекомендуются следующие специальные упражнения.

 

Рефлекторное удержание теларебенка (горизонтально) в положе­нии лежа на боку. Выполняется по несколько секунд на правом и левом боку поочередно.

Перевод ребенка из полувертикального положения в горизон­ тальное.Это упражнение делается на коленях взрослого или на пеле-нальном столе. Отклоняя туловище ребенка назад, следите, чтобы его голова не запрокидывалась (рис. 231).

Удержание тела ребенка на весу(горизонтально) в положении наспине (рис. 232)

 

Поворотысо спины на живот с помощью взрослого (см. стр. 44)

 

Рефлекторное ползаниена животе, в полувертикальном положе­нии, на спине (см. стр. 28, 175, 177)

Выкладывание на мячв положении на спине (см. стр. 55)

 

•«Парение» на спине (см.стр.71)

 

Присаживаниеза выпрямленные и отведенные в стороны руки(см. стр. 69)


 


 
 

 

 


Рис. 231. Перевод ребенка из полувертикального положения в горизонтальное

 

 


Рис. 232. Удержание тела ребенка на весу


 


Присаживание за согнутые руки (см. стр. 85)

 

Самостоятельные поворотысо спины на живот (см. стр. 62)

Присаживаниес поддержкой за кольца, за палочку, за одну руку,без поддержки

 

Поворотытуловища в сторону (см. рис. 202)

 

Поднимание выпрямленных ног (см. стр. 80, 89)

 

Наклоны и выпрямление туловища (см.стр.90)

 

•Упражнение «Возьми игрушку со стула»(см. стр. 131)

 

Все упражнения лечебной гимнастики выполняются только после вправления грыжи и закрепления ее повязкой (лейкопластырем).

 

 

ГИПОТРОФИЯ

 

Гипотрофия — это состояние истощения, обусловленное хроничес­ ким расстройством питания.

 

Причины, вызывающие гипотрофию многообразны, но наиболее про­ стой и частой среди них является недостаточное или неправильно органи­ зованное питание. Малое количество молока матери, слишком разбавлен­ ное или бедное по составу молоко, слабое, неактивное сосание ребенка — все это может привести к затяжному голоданию малыша и к значительному снижению его веса.

 

Гипотрофией чаще страдают недоношенные дети, дети с врожденны­ ми пороками развития. Длительно протекающее расстройство пищеваре­ ния, болезни обмена веществ, затяжные или часто повторяющиеся ин­ фекции также способствуют развитию истощения. Иногда гипотрофия может возникнуть внутриутробно при различных заболеваниях матери, курения во время беременности, алкоголизме.

 

Огромное значение имеют уход за ребенком и условия окружающей его среды. Дети, живущие в условиях постоянного недостатка свежего воздуха, солнечного света и — в первую очередь — внимания, в большей степени подвержены гипотрофии.

 

В прошлом гипотрофия была массовой в приютах и домах ребенка. Было введено понятие госпитализма: т. е. отставания детей, находящих­ ся в больницах и домах ребенка, в физическом и психическом развитии. Однако и сейчас длительное пребывание в больницах — отчасти из-за опасности инфекции, отчасти в связи с бедностью внутрибольничнон среды — далеко не благоприятствуют развитию ребенка.


 


Причины истощения могут быть различны, но изменения во внеш­ нем виде ребенка примерно одинаковы: голова непропорционально вели­ ка, подкожный жировой слой постепенно исчезает, мышечная масса уменьшается, кожа становится сухой, морщинистой, тусклой.

 

Одним из основных признаков гипотрофии является замедление или прекращение возрастной прибавки массы тела. По величине отставания веса ребенка от возрастной нормы различают три степени гипотрофии:

 

I (легкая) — на 15-20%. II (средняя) — до 30%.

III (тяжелая) — более 30%.

 

Лечение направлено прежде всего на устранение причины болез­ ни. Больному ребенку необходимо обеспечить полноценное питание, идеальный гигиенический и двигательный режим. Особенно эффек­ тивны массаж и лечебная гимнастика (ЛГ), которые повышают об­ щий тонус организма, нормализуют обменные процессы, повышают сопротивляемость к инфекциям, формируют правильные двигатель­ ные навыки.

 

Временными противопоказаниями к массажу и ЛГ являются про­ грессирующая потеря массы тела, выраженный токсикоз, высокая темпе­ ратура тела, острый период сопутствующих заболеваний.

 

Учитывая особенности гипотрофии, необходим строго индивиду­ альный подход при выполнении массажа и ЛГ. Нельзя забывать, что у больных детей нарушена терморегуляция и резко снижена сопро­ тивляемость организма к инфекциям. Поэтому привычные рекомен­ дации полностью обнажать ребенка во время процедуры в этом слу­ чае неприемлемы.

 

Во время занятий следует обнажать ребенка лишь частично; при массаже ног надо прикрыть верхнюю часть туловища и руки теплой пе­ ленкой, при массаже рук — туловище и ноги.

 

Руки массирующего должны быть особенно чистыми, сухими и теплыми. Массировать следует плавными осторожными движениями, не до­

 

пуская рывков и толчков.

 

Быстрая утомляемость ребенка, страдающего гипотрофией, требует строгого соблюдения принципа рассеянной нагрузки; недопустимо дли­ тельное упражнение одних и тех же мышечных групп, продолжительное положение в одной и той же позе (на спине, животе, боку).

 

Таким образом, основу методики ЛГ и массажа составляет индивиду­ альный подход к ребенку с учетом степени развивающейся гипотрофии, характера нарушения деятельности органов и систем, возраста и психо­ моторного развития.


 


I (легкая) степень гипотрофии.Общее состояние ребенка обычноне нарушается, наблюдается некоторое отставание в психомоторном раз­ витии, значительно уменьшается подкожный жировой слой на животе, снижается тургор тканей.

 

ЛГ и массаж отличается несколько сниженной общей нагрузкой за счет меньшего числа повторений упражнений и более частым примене­ нием поглаживания в массаже. Лучше ориентироваться на комплексы упражнений, рекомендованные в главе «Недоношенные дети», соответ­ ствующие уровню психомоторного развития ребенка. Для скорейшего восстановления движений рекомендуется два-три раза в день во время бодрствования проводить с ребенком небольшие комплексы упражнений и массажа, состоящие в основном из стимуляции двигательных навыков (поворотов со спины на живот, поднимании головы в положении на жи­ воте, ползания, присаживания и т. д.).

 

Длительность занятия не превышает 20-30 мин.

 

II степень (средняя) гипотрофии.Общее состояние ребенка ещеболее ухудшается, заметна задержка психомоторного развития, нарушает­ ся сон, чрезмерная раздражительность часто сменяется вялостью.

 

Значительно уменьшается подкожный жировой слой не только на животе, но и на туловище и конечностях, кожа сухая и бледная, тургор тканей отчетливо снижен, тонус мышц повышен.

 

Занятия с ребенком состоят из массажа (в основном поглаживающе­ го) и рефлекторных упражнений. При исчезновении повышенного тонуса мышц вводятся пассивные упражнения в медленном темпе с последую­ щим поглаживанием. Продолжительность занятий около 10-15 мин.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.