Здавалка
Главная | Обратная связь

Массаж чередуется с упражнениями лечебной гимнастики.



 

В положении ребенка на ж и в о т е сделайте поглаживание и растира­ ние задне-наружных поверхностей ног, после чего поочередно отведите согну­ тые ноги малыша в стороны (как при ползании), фиксируя его таз (рис. 217).

 

Затем согните обе ножки, одновременно разводя колени в стороны (рис. 218).

 

В положении ребенка на с п и н е проводится массаж передне-наруж­ ных поверхностей ног (поглаживание и растирание) в сочетании с приемами расслабления приводящих мышц бедра, сгибание ног ребенка в коленных и тазобедренных суставах и мягкое пластичное разведение бедер (рис. 219).

 
 

 

 


Рис. 217. Поочередное отведение согнутых ног


 


 
 

 


Рис. 218. Одновременное отведение согнутых ног


 


Рис. 219. Разведение согнутых ног 248


Разводя бедра, не следует допускать резких движений, чтобы не выз­ вать боли при рефлекторном сокращении приводящих мышц бедра и негативной реакции ребенка на процедуру.

 

Поэтому для расслабления приводящих мышц бедер делают точечный массаж(расслабляющий метод) с одновременным отведением ноги (рис. 220).

 

Эффективен точечный массаж в области тазобедренного сустава.

 

Подушечкой указательного или среднего пальца мягко надавите в облас­ ти тазобедренного сустава, затем отведите согнутую ногу ребенка кнару­ жи, сочетая это движение с легким потряхиванием (рис. 221).

 

Расслабление приводящих мышцбедер ребенка (перед их разведе­нием) достигается также вибрационным массажем внутренних поверхно­ стей бедер, покачиванием таза ребенка, лежащего на опоре, на весу.

 

Очень полезны упражнения в теплой воде. Поддерживая ребен­ ка под грудь и живот, подведите его к стенке ванны, добиваясь сги­ бания ног.

 

 


Рис. 220. Точечный массаж внутренней поверхности бедра


 


 
 

 

 


Рис. 221. Точечный массаж в области тазобедренного сустава

 

Вращение бедра по его оси внутрьпроводится в положении ребенкана спине. Одной рукой зафиксируйте тазобедренный сустав, ладонью дру­ гой руки мягко обхватите колено ребенка и, слегка надавливая на него, постепенно производите вращение бедра по его оси вовнутрь (рис. 222). Этим упражнением достигается мягкое давление головки бедренной кости на суставную (вертлужную) впадину.

 

Временно, до разрешения ортопеда, нельзя делать упражнения в реф­ лекторной «ходьбе», «подтанцовывании», переводить ребенка в положе­ ние на корточках, стоя. Невыполнение этого условия приводит к еще большим деформациям тазобедренного сустава.

 

Рефлекторная «ходьба», «подтанцовывание» возможны во время ку­ пания, так как в воде тело ребенка значительно легче и, следовательно, осевая нагрузка на тазобедренный сустав меньше.

 

Для тренировки опорной функции стоп рекомендуются упражнения в положении ребенка лежа на животе и спине, на мяче. Опору для стон создают рукой или мячом.

 

Очень полезно упражнение «ладушки» стопами (рис. 223), которое должно стать любимой игрой вашего малыша.

 

Приемы лечебной гимнастики и массаж ног следует повторять при каждом пеленании по 10—15 раз.

 

При лечении ребенка в ортопедических шинах массаж и упражнения проводятся в объеме, допускаемом укладкой.


 


 
 

 

 


Рис. 222. Вращение бедра


 


Рис. 223. «Ладушки» стопами 251


Примерное занятие при дисплазии тазобедренного сустава

 

с ребенком в возрасте от 2 недель до 3 месяцев

 

И. п.: ребенок лежит на спине.

 

1. Общий поглаживающий массаж рук и ног.

 

2. Поглаживание живота.

 

И. п. ребенок лежит на животе.

 

3. Выкладывание на живот с разведенными ногами.

 

4. Поглаживание спины.

 

5. Массаж поясничной области.

 

6. Массаж ягодичных мышц, массаж области тазобедренных суставов.

 

7. Массаж задне-наружной поверхности ног.

 

8. Отведение согнутых ног в стороны (как при ползании).

 

9. «Парение».

 

И. п.: ребенок лежит на спине.

 

10. Массаж передне-наружной поверхности ног.

 

11. Разведение согнутых ног.

 

12. Вращение бедра вовнутрь.

 

13. Массаж стоп.

 

14. Рефлекторные упражнения для стоп.

 

15. Упражнения на мяче.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.