Здавалка
Главная | Обратная связь

Примерное занятие с ребенком 5-6 месяцев при гипотрофии II степени



 

1. Массаж рук — поглаживание, 5-6 раз.

 

2. Скрещивание рук на груди, 3-4 раза.

 

3. Массаж ног — все приемы, каждый прием чередовать с поглажи­ ванием и повторять 3-4 раза.

4. Сгибание и разгибание ног (одновременное или поочередное) или «скользящие шаги», 2-4 раза.

5. Поворот со спины на живот с помощью (в одну сторону).

 

6. Массаж спины — поглаживание, растирание, каждый прием 3^4 раза.

 

7. Поворот со спины на живот с помощью (в другую сторону), 1 раз.

 

8. Массаж живота — поглаживание, 6-8 раз.

 

9. Массаж стоп — поглаживание и растирание, 6-8 раз.

 

10. Рефлекторные упражнения для стоп, 6-8 раз.


 


11. Поворот на бок и рефлекторное разгибание позвоночника по 1 разу поочередно на правом и левом боку.

12. Массаж грудной клетки — поглаживание и вибрация, 3-4 раза.

 

III степень (тяжелая) гипотрофии.На фоне общего плохого состоянияребенка появляются значительные нарушения деятельности всех органов и систем. Ребенок вял, заторможен, резко отстает в психомоторном развитии, подкожный жировой слой практически отсутствует. Кожа собирается в склад­ ки, атрофия мышц сочетается с повышением их тонуса. Заметно расстраива­ ется терморегуляция, возможны значительные колебания температуры тела.

 

Тяжелая гипотрофия требует особой осторожности.

 

При прогрессирующем снижении массы тела общий массаж и гимна­ стика противопоказаны. Однако такие меры, как частые перемены поло­ жения тела ребенка, прогулки и сон на свежем воздухе — обязательная часть комплексной терапии.

После того как удается добиться нарастания массы тела, можно на­ чинать массаж и ЛГ. Нагрузка должна быть минимальной, из приемов массажа применяется только легкое поглаживание. Осторожно вводят упражнения, основанные на врожденных рефлексах.

 

Учитывая резкое снижение иммунитета, следует особенно строго соблюдать все правила проведения лечебного массажа: температура в помещении должна быть не ниже 25-26 градусов, полное обнажение ребенка недопустимо.

 

Продолжительность занятий не должна превышать 5-8 мин.

 

Примерное содержание занятий с ребенком 3-6 месяцев при гипотрофии III степени

 

1. Массаж рук — поглаживание, 3-4 раза.

 

2. Массаж ног — поглаживание, 3-4 раза.

 

3. Массаж стоп, 5-6 раз.

 

4. Рефлекторные упражнения для стоп, 5-6 раз.

 

5. Выкладывание на живот.

 

6. Массаж спины — поглаживание, 3-4 раза.

 

7. Поворот на бок и рефлекторное разгибание позвоночника в поло­ жении на боку по одному разу на каждом.

8. Массаж живота — поглаживание, 3-4 раза.

 

9. Массаж груди — поглаживание, 3-4 раза.

 

По мере увеличения веса ребенка и улучшения общего самочув­ ствия занятия можно постоянно расширять, включая новые массаж­ ные приемы и новые упражнения, увеличивая число повторений и удлиняя продолжительность.


 


РАХИТ

 

Рахит — это болезнь всего организма, которая характеризуется глу­ боким нарушением всех видов обмена веществ.

 

В настоящее время, благодаря активной профилактике, тяжелая, уро­ дующая ребенка форма рахита встречается редко. Легкая его форма, с неяркими проявлениями, до сих пор является одним из самых распрост­ раненных заболеваний раннего детского возраста и требует особого вни­ мания родителей.

 

Болезнь развивается в связи с дефицитом в организме витамина О, который поддерживает фосфорно-кальциевый баланс и способствует нормальному формированию костной ткани.

 

Витамин Б — единственный витамин, образующийся в коже под действием солнечных (ультрафиолетовых) лучей.

 

Старое название рахита — «английская болезнь» — связано с широ­ ким распространением этого заболевания в промышленных городах Анг­ лии прошлого века.

Основное влияние в возникновении и развитии рахита оказывает недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, плохие бытовые условия, нерациональное питание (недостаток витаминов и микроэле­ ментов), частые или длительные заболевания, а также малая двигатель­ ная активность ребенка. Это заболевание часто встречается у недоно­ шенных детей, близнецов, детей быстро растущих и быстро прибавля­ ющих в весе.

 

Рахит — общее заболевание, проявляющееся нарушением многих ор­ ганов и систем. Эти нарушения взаимосвязаны и определяют тяжесть состояния ребенка.

 

Начальные признаки не всегда замечаются родителями, так как чаще всего это функциональные нарушения нервной системы. Ребе­ нок становится более капризным, раздражительным, у него наруша­ ется сон, появляется чрезмерная потливость, «стираются» волосы на затылке. В дальнейшем, если не начато лечение, происходят измене­ ния костной и мышечной систем, страдают органы дыхания, пищева­ рения и т. д.

 

В результате нарушения фосфорно-кальциевого баланса происходит размягчение и искривление костей, вместе с тем наблюдается разраста­ ние неполноценной костной ткани.

 

В первую очередь (видимо в связи с особо быстрыми темпами роста) появляются деформации костей черепа: уплощение затылка, появление лобных и теменных бугров, задерживается закрытие большого родничка.


 


Если рахит развивается у ребенка старше трех месяцев, наиболее частыми признаками являются изменения грудной клетки: на ребрах в месте перехода хряща в кость образуются так называемые «четки». Раз­ мягчение и податливость ребер приводят к сдавливанию грудной клетки, расширению нижних и сужению верхних отделов.

 

Когда дети начинают ходить и стоять, у них искривляются кости голени, развивается плоскостопие.

 

Следует отметить искривление позвоночника, которое проявляется главным образом в виде кифозов поясничного и грудного отделов. Эта особенность заболевания отмечена давно и отражена в названии («рахит» происходит от греческого слова «позвоночник»).

 

Серьезно страдает мышечная система: недостаточная выработка энергосодержащих веществ приводит к гипотонии мышц, их слабости. Особенно выражена слабость ягодичных мышц, мышц ног, спины и жи­ вота. В результате гипотонии мышц живота развивается большой, так называемый «лягушачий» живот.

 

Слабость связочного аппарата приводит к разболтанности суставов. Дети, больные рахитом, значительно отстают в психомоторном развитии. Позже начинают держать голову, сидеть, стоять, самостоя­

тельно ходить.

 

Лечение рахита должно быть комплексным, включающим строгое со­ блюдение режима, длительные прогулки на свежем воздухе, ультрафио­ летовое облучение, витаминотерапию, закаливание, массаж и ЛГ.

 

ЛГ и лечебный массаж нормализуют психомоторное развитие боль­ ных детей. Приостанавливают развитие костных деформаций.

Особо следует подчеркнуть значение лечебного массажа, кото­ рый, активизируя обменные процессы в коже, усиливает образование витамина Э. В связи с этим в любом возрасте при любом течении и характере заболевания применение общего массажа является особен­ но важным.

 

Методика ЛГ и массажастрого индивидуальна и зависит от перио­да, тяжести рахита, особенностей течения болезни, от возраста и разви­ тия ребенка.

 

В начальном периоде,когда появились лишь первые признакиначинающейся болезни, занятия с ребенком строятся на основе возра­ стных комплексов.

 

Ребенок быстро устает, поэтому следует уменьшить нагрузку; дос­ таточно повторить каждое упражнение 2-3 раза. С особой осторожнос­ тью выполняются пассивные упражнения. Нельзя допускать переразги­ бания в суставах.


 


Обязательно в занятия вводятся дыхательные упражнения: для самых маленьких — легкое надавливание на грудную клетку (см. главу «Недо­ ношенные дети»), затем — в сочетании с движениями рук (например, скрещивание рук на груди и т. п.)

 

Учитывая повышенную возбудимость ребенка, в массаже необходимо увеличить количество поглаживаний и исключить ударные приемы.

 

Если малыш быстро утомляется, начинает капризничать во время заня­ тий, можно разбить комплекс на 2-3 части и заниматься в удобное время.

 

Примерное занятие с ребенком 1-3 месяцев, больного рахитом в начальном периоде

 

1. Дыхательные упражнения — 2-3 раза.

 

2. Поглаживающий массаж рук.

 

3. Поглаживающий массаж ног.

 

4. Массаж стоп.

 

5. Рефлекторные упражнения для стоп.

 

6. Рефлекс опоры или рефлекторная «ходьба».

 

7. Выкладывание на живот.

 

8. Поглаживающий массаж спины.

 

9. Рефлекторное ползание.

 

10. Поглаживающий массаж живота.

 

11. Покачивание в позе «эмбриона» или покачивание на мяче.

 

12. Поглаживающий массаж груди.

 

13. Дыхательное упражнение.

 

В период разгара заболеваниясостояние ребенка значительно ухуд­шается. Дети бывают чрезмерно возбудимыми, беспокойными или вялы­ ми, заторможенными. Нарушается деятельность всех систем организма, выражены изменения костей, слабость мышц и связочного аппарата.

 

Занятия Л Г проводятся крайне осторожно. Общая продолжитель­ ность не более 10-12 мин.

 

Упражнения делаются в положении ребенка лежа на спине и животе. Учитывая мышечную гипотонию и разболтанность суставов, пассивные упражнения должны выполняться строго в пределах нормального движе­ ния в данном суставе. По возможности проводятся упражнения, основан­ ные на врожденных рефлексах.

 

Из приемов массажа применяется только поглаживание, которое успо­ каивающе действует на нервную систему и улучшает функцию дыхания.

 

Для профилактики деформации костей недопустимо длительное пребывание ребенка в однообразной позе. Больного малыша следуем


 


выкладывать на живот многократно в течение дня. В этом положении укрепляются мышцы и исправляются деформации грудной клетки. Ос­ лабленным детям, которые плохо удерживают голову, подкладывают под грудь небольшой валик (сложенную в несколько раз пеленку).

 

Примерное занятие с ребенком 3 - 6 месяцев

 

в период разгара рахита

0. Дыхательное упражнение.

 

1. Поглаживающий массаж рук.

 

3. Поглаживающий массаж ног.

 

4. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.

 

5. Поворот со спины на живот (с помощью).

 

6. Поглаживающий массаж спины.

 

7. Рефлекторное ползание или стимуляция ползания.

 

8. Массаж грудной клетки.

 

9. Поглаживающий массаж рук.

 

10. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди, 3-4 раза. 11. Поглаживающий массаж ног.

 

12. Сгибание ног вместе или попеременно или «скользящие шаги» (3-4 раза).

13. Поглаживающий массаж живота.

 

В период восстановленияздоровья ребенка интенсивность и про­должительность занятий несколько увеличивается. Лечебная гимнастика проводится в рамках общеукрепляющего комплекса, соответствующего возрасту и развитию ребенка; лучше ориентироваться на комплексы, предложенные в разделе «Недоношенные дети».

 

С целью ортопедической профилактики предпочтительным остается горизонтальное исходное положение. Особенно рекомендуются упражне­ ния, укрепляющие мышцы спины, живота и ног. Замечательный лечеб­ ный эффект дают плавание и упражнения в воде.

 

В массаже, помимо поглаживания, применяют растирание и размина­ ние, которые оказывают сильное воздействие на мышцы, повышая их тонус, и нормализуют общий обмен веществ в организме.

 

Примерное занятие для ребенка в возрасте от 6 до 9 месяцев

 

в восстановительном периоде

0. Поглаживающий массаж рук.

 

2. Скрещивание рук на груди.

 

3. Массаж ног.

 

4. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.


 


5. Повороты со спины на живот вправо.

 

6. Массаж спины..

 

7. Массаж ягодичных мышц (все приемы).

 

8. Упражнения в ползании.

 

9. Массаж живота (укрепляющий, со стимулирующим пощипывани­ ем вокруг пупка).

10. Приподнимание головы и туловища при поддержке за отведенные

 

в стороны руки.

 

11. «Парение» на животе.

 

12. Массаж грудной клетки спереди назад.

 

13. Приподнимание из положения на животе при поддержке под лок­ ти до перехода в положение стоя на коленях.

14. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди.

 

15. «Скользящие шаги».

 

16. Приподнимание прямых ног до палочки.

 

После выздоровления ребенка возможны остаточные явления рахи­ та,которые проявляются главным образом в значительной задержке пси­хомоторного развития и костных деформациях.

 

Лечебная гимнастика проводится из различных исходных положений. Широко используются упражнения, укрепляющие мышцы спины, живо­ та, ног, восстанавливающие двигательные навыки (повороты со спины на живот, присаживание, ползание и т. д.). Нагрузку в занятии приближают к нагрузке, рекомендованной для здорового ребенка.

 

Помимо общего массажа применяют стимулирующие приемы, укреп­ ляющие ослабленные мышцы.

 

Особое внимание следует уделять профилактике плоскостопия, ис­ кривлений позвоночника и исправлению деформаций костей голени.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.