Здавалка
Главная | Обратная связь

Иисус и ветхозаветный обычай давать клятву



«А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным». (Матф.5:34-36).

«Не клянись вовсе», - эти слова сказал Иисус.

Но как они согласуются с Ветхим Заветом? На первый взгляд не совсем понятно как, создается впечатление, что Иисус противоречит Моисею. «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и Его именем клянись», - читаем во Второзаконии 6:13. В Псалме 49:14 сказано: «Принеси в жертву Богу хвалу, и воздай Всевышнему обеты твои». Псалмопевец призывал к клятвенным обетам Богу.

Как разрешить эти очевидные противоречия между словами Иисуса и Ветхим Заветом? Одно из объяснений находим в тексте Лев. 19:12. «Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь».

Израилю как нации с самого начала пришлось встретиться с двойной проблемой. С одной стороны, Божье повеление, данное через Моисея, произносить клятвы Его именем было, несомненно, средством борьбы с лжесвидетельством. С другой стороны, как мы отметили вчера, социальная жизнь, где существует недоверие, невозможна без того, чтобы постоянно говорить правду. Следовательно, повеление клясться Божьим именем имело целью призывать людей не говорить лжи, особенно в торжественных случаях. А такие указания, как например, разрешение развода в тексте Матф. 19:6, были даны вследствие ожесточения человеческого сердца.

Грех извращает все. В итоге, обнаружив, что можно добиться своей цели, если ложно поклясться именем Бога, люди стали пользоваться этим как средством манипуляции. Тогда вступало в силу осуждение, помешенное в Книге Левит.

Как увидим завтра, во дни Иисуса иудеи совсем запутали этот вопрос. В итоге Спаситель даже подвергает сомнению ветхозаветное разрешение, объясняя значение Божьего Закона. Мы можем многое почерпнуть из учения Иисуса, изложенного в Нагорной проповеди. Особенно, если претворим Его идеал в практическую жизнь.

 

Фарисейская клятва 1

«Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего, Я Господь» (Лев. 19:12)

Книжники и фарисеи были хорошими исследователями Библии. Их можно назвать даже отличными исследователями. Они знали каждую йоту и черту Закона и внешне не нарушали его. Разумеется, у них и не возникало подобных мыслей. Но поскольку они не вникали во внутренний смысл Закона, их законническое толкование буквы Закона приводило лишь к поверхностному пониманию. В 5-й главе Евангелия от Матфея Иисус порицает их за этот недостаток глубины в понимании греха и Закона.

Иудеи знали букву Закона относительно клятвы. Они знали, что не имели права произносить клятвы, используя Божье имя во лжи, но произносить Божье имя в клятве вообще они могли. На это существовали свои, дозволенные Законом, правила. В этих правилах не упоминалось о ложных клятвах чем-то еще. Вот здесь-то они и нашли для себя лазейку.

В результате книжники и фарисеи разделили клятвы на два вида: абсолютно обязательные и необязательные. Любая клятва, содержавшая имя Божье, была обязательной. А клятва, где имя Божье упомянуто не было, не принадлежала к разряду обязательных. В результате появилась порочная практика произнесения клятв, благодаря которым можно было безнаказанно произносить ложь.

Во дни Иисуса книжники и фарисеи считали, что если человек поклянется храмом, то эту клятву выполнять необязательно, а если золотом храма - обязательно. Подобно этому, клятва жертвенником - не обязательна, а клятва даром жертвенника - обязательна (см. Матф. 23:16 - 22). Такими манипуляциями и хитростями они могли уклоняться от правды и все же оставаться «религиозными» людьми.

Неудивительно, что Иисус обличал подобные действия (см. Матф. 5 и 23 гл.). Поскольку Бог является Творцом всего, то все священно, идет ли речь о храме или волосах на нашей голове. Все принадлежит Богу. Все связано с Его именем.

Как христиане мы должны быть кристально чистыми людьми. Нам следует избегать как явного, таки скрытого уклонения от истины, потому что мы служим Богу истины.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.