Памяти друга-сокурсника,
Безвременно, ушедшего, Геннадия Дмитриева, Посвящаю «Они живут в вашей памяти, значит, не умерли… Мертвые, о которых вспоминают, Живут счастливо. Так, как будто они и не умирали…» (М.Метерлинк) В жизни нам попадаются люди, случайные встречи. Но среди всего этого мы иногда не замечаем того самого главного, что было рядом, совсем близко. Нам кажется, что это навсегда, но отнюдь, всё уходит в бесконечность. И возникает только один вопрос – откуда в сердцах людей столько холода и льда? «Откуда к нам пришла зима?» (И.А.Бродский) « Земля разбивается - и мы разбиваемся…» (Рамазанова З.Т.). Нельзя вернуться в тот день, нельзя уйти в тот час, который прошёл, нельзя дважды войти в одну и ту же реку, сколько не проси. Обращение к Всевышнему, как Силы или Сверх-силы, дающей и сохраняющей жизнь, не всегда подвластно законам мироздания.
Отрывок из «Романса любовников» из поэмы-мистерии Шествие (И.А.Бродский). «Я разгадала Знак Бесконечность» (Рамазанова З.Т.) Бесконечность любви и начало всех начал «и первым было Слово. И Слово было Бог. А Бог есть Любовь!» Встреча с любимым, как с человеком близким по духу, мыслям и желаниям вопреки обстоятельствам и надвигающимся силам зла, присутствующим постоянно рядом, как Ангел и Демон. «Воротишься на родину…» (И.А.Бродский) «Отвези меня, пожалуйста, туда, где я дышу…» (Рамазанова З.Т.) «Дышать – это значить любить, а любить – это значит жить». Когда нам нечем дышать, мы обращаемся к высшим силам в надежде на помощь извне, надеясь на чудо, которое само по себе невозможно. Страх перед жизнью владеет нами, и чаще всего мы пытаемся двигаться не в том направлении, боясь трудностей, малодушно, помышляем о смерти, не ведая, что творим. «Я разбегусь из окна, я помню, как это делать, я знаю – не будет больно…» (Рамазанова З.Т.) И только Любовь приходит нам на помощь в самых, казалось бы, безвыходных жизненных ситуациях. «Мне приснилось небо Лондона. В нём приснился долгий поцелуй…» (Рамазанова З.Т.) «…и губы, вы, преддверие души, запечатлите долгим поцелуем…» У.Шекспир «Ромео и Джульетта». «Вот опять окно, где опять не спят… Может рук своих не разнимут двое… Помолись, браток за бессонный дом, за окно с огнём…» (М.И.Цветаева). Это стихотворение я включила в спектакль-притчу как аллегорию образа. «Позвони. И я буду ждать…» (Рамазанова З.Т.) Пытаясь забрать всю «Скорбь Мира» на себя, как символ человеческих страданий, с которыми неизбежно сталкиваемся, являются результатом нашей Великой Любви к тому, кто бесконечно дорог. Но жизнь живёт по своим законам Финальным аккордом притчи становится: «Каждый пред Богом наг…ибо вечность Богам» (И.А.Бродский). Этим «Стихом под эпиграфом» я заканчиваю свою притчу, т.к. надеюсь, что память о моём сокурснике долго будет жить в сердцах тех, кому он был близок и дорог. АНАЛИЗ ПРИТЧИ Круг проблем, затронутых в предложенной работе, ограничен несколькими темами, представляющимися мне важными именно на начальном этапе работы над спектаклем: «Верность, благородство, умение любить. Обожаю, обожаю эти волшебные чувства, которым никогда, никогда не придет конец» (Е.Шварц). «Неверно, будто любовь движет миром. Она лишь не позволяет ему обезлюдеть». (Чарльз Брауэр), В любви молчание дороже слов. Хорошо, когда смущение сковывает нам язык: в молчании есть свое красноречие, которое доходит до сердца лучше, чем любые слова. Как много может сказать влюбленный своей возлюбленной, когда он в смятении молчит, и сколько он при этом обнаруживает ума.
2. Выбор идеи – творческая и жизненная платформа режиссёра – зависит от лица автора (термин Вл.И. Немировича-Данченко), стиля автора. Говоря театральными терминами, это момент, решающий дальнейшую деятельность режиссера, его место в обществе, решение сверхзадачи его как личности. В понятии идеи я вложила слова, понятые мной после прочтения Библии, откуда вынесла следующую мысль: «Мы созданы абсолютно разными для того, чтобы быть интересными друг для друга». «Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак, она обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье».(Лев Толстой) 3.Рождение замысла спектакля – как в конкретной образной форме будет решаться сверхзадача. Тот, о котором я хочу сказать, очень часто обращал моё внимание на эстетику символизма: «…мы стоим лишь того, чего стоят наши заботы и печали…», повторял он и ещё «Это Великая Радость Любить… Но ты напрасно тянешься — ты еще слишком мал, чтобы видеть ее всю…», из произведения Мориса Метерлинка, из его любимой «Синей птицы»: Еще не родившейся Ребенок: Нам сказали, что матери ждут нас за дверями… Правда, что они добрые?.. Тильтиль: Еще какие добрые!.. Лучше мам никого нет на свете. Бабушки тоже добрые, только они очень скоро умирают…
Тильтиль: Однажды вечером они уходят и уже не возвращаются… Вспоминая беседы с Генкой, я решила взглянуть на силы судьбы, властвующие над нами с его точки зрения, но прошедшей этот путь через моё внутреннее существо и вибрирующие фибрами моей души. «Тильтиль: А что такое Время?.. Ребенок: Это старик, который вызывает тех, кому пора уходить… Тильтиль: Он сердитый?.. Ребенок: Нет, он только несговорчивый… Проси не проси — вне очереди никого не пустит…» «Синяя птица» М.Метерлинк. Так шекспировской цитатой, ибо лучше и не скажешь, «Истинная любовь не может говорить, потому что истинное чувство выражается скорее делом, чем словами», вот почему я задумала и поставила свою притчу. 4. Большая проблема, вызывающей споры между театральными деятелями всех рангов – когда режиссер готовится к овладению сценическим пространством. Моё пространство, казалось мне, безграничным и, чтобы заключить его хоть в какие-то рамки, я в репетиционном процессе прибегала к поискам тех форм, которыми пользовались уже многие поколения режиссёров до меня, пытаясь выбрать из них самые нужные, казавшиеся мне точными для формирования в единой жанровой стилистике спектакля-притчи, адресованной памяти близкого друга Геннадия Дмитриева, безвременно ушедшего из этого мира в мир иной. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|