Здавалка
Главная | Обратная связь

Памяти друга-сокурсника,



Безвременно, ушедшего,

Геннадия Дмитриева,

Посвящаю

«Они живут в вашей памяти,

значит, не умерли…

Мертвые, о которых вспоминают,

Живут счастливо.

Так, как будто

они и не умирали…»

(М.Метерлинк)

В жизни нам попадаются люди, случайные встречи. Но среди всего этого мы иногда не замечаем того самого главного, что было рядом, совсем близко. Нам кажется, что это навсегда, но отнюдь, всё уходит в бесконечность. И возникает только один вопрос – откуда в сердцах людей столько холода и льда? «Откуда к нам пришла зима?» (И.А.Бродский) « Земля разбивается - и мы разбиваемся…» (Рамазанова З.Т.).

Нельзя вернуться в тот день, нельзя уйти в тот час, который прошёл, нельзя дважды войти в одну и ту же реку, сколько не проси. Обращение к Всевышнему, как Силы или Сверх-силы, дающей и сохраняющей жизнь, не всегда подвластно законам мироздания.

Нами движут пороки и желания попробовать на собственный «зуб вкус жизни». Нас манит запретный плод, соблазны, доселе недоступные, теперь, когда, как нам кажется, мы уже взрослые, мы уже сами ходим по земле уверенным шагом, не держась за руку матери или отца, а хватаясь за свои амбиции, за свои эгоистичные и эгоцентричные намерения, ища руку среди своих соплеменников, не понимаем, что рука, протянутая из «ниоткуда» может оказаться «чёрной». Попробовать всё, что было запрещено в детстве – вот первостепенная задача в юности. Отрывок из «Плача» поэмы-мистерии Шествие (И.А.Бродский). Но жизни нет конца, конец жизни может быть только у отдельно взятого живого существа и тем страшнее, что это существо мыслящее и ещё полно сил. Максимализм, с которым ещё юная душа сталкивается в порыве помочь обиженным и оскорблённым, в лучших своих чувствах, бывает, натыкается на гранитную стену непонимания. Если нам кажется, что мы приходим на помощь, в итоге оказывается, что мы лезем не в своё дело, и наше понимание того, что хорошо и что плохо, переворачивается в сознании и теряется в потоке благих намерений, а не дел; а, как известно, именно только намерениями, а не делами «дорога в ад вымощена». И даже если грехи и пороки, заставляющие нас проходить мимо бриллианта в этом бесконечном потоке сменяющихся событий, то потом поиск этого сверкающего алмаза может занять всю жизнь. Жизнь ломает нас, как марионеток, заставляя пройти определённые этапы познания самого себя.

Самое уникальное и больше счастье на земле, когда встречаются двое и между ними, как разряд молнии, пробегает энергетический поток, давая понять, что именно это существо, стоящее напротив тебя, может оказаться родным и близким. Теряясь в сутолоке бесконечно бегущего и ускоряющегося день ото дня времени, судьба посылает нам счастливый случай, очередной встречи с тем, кто оказался с тобой единым целым. В одной из легенд говорится, что люди были целыми, но потом их разрезали на две половинки, как яблоко, и все половинки перемешали, чтобы отыскать свою, иногда не хватает жизни, а чаще всего, не хватает нескольких жизней, если придерживаться той наивной теории, что, умирая, мы рождаемся вновь, проходя через эпоху в эпоху, из столетия в столетие, и тут шансы невелики.

Отрывок из «Романса любовников» из поэмы-мистерии Шествие (И.А.Бродский). «Я разгадала Знак Бесконечность» (Рамазанова З.Т.) Бесконечность любви и начало всех начал «и первым было Слово. И Слово было Бог. А Бог есть Любовь!» Встреча с любимым, как с человеком близким по духу, мыслям и желаниям вопреки обстоятельствам и надвигающимся силам зла, присутствующим постоянно рядом, как Ангел и Демон.

«Воротишься на родину…» (И.А.Бродский) «Отвези меня, пожалуйста, туда, где я дышу…» (Рамазанова З.Т.) «Дышать – это значить любить, а любить – это значит жить». Когда нам нечем дышать, мы обращаемся к высшим силам в надежде на помощь извне, надеясь на чудо, которое само по себе невозможно. Страх перед жизнью владеет нами, и чаще всего мы пытаемся двигаться не в том направлении, боясь трудностей, малодушно, помышляем о смерти, не ведая, что творим. «Я разбегусь из окна, я помню, как это делать, я знаю – не будет больно…» (Рамазанова З.Т.) И только Любовь приходит нам на помощь в самых, казалось бы, безвыходных жизненных ситуациях. «Мне приснилось небо Лондона. В нём приснился долгий поцелуй…» (Рамазанова З.Т.) «…и губы, вы, преддверие души, запечатлите долгим поцелуем…» У.Шекспир «Ромео и Джульетта». «Вот опять окно, где опять не спят… Может рук своих не разнимут двое… Помолись, браток за бессонный дом, за окно с огнём…» (М.И.Цветаева). Это стихотворение я включила в спектакль-притчу как аллегорию образа. «Позвони. И я буду ждать…» (Рамазанова З.Т.) Пытаясь забрать всю «Скорбь Мира» на себя, как символ человеческих страданий, с которыми неизбежно сталкиваемся, являются результатом нашей Великой Любви к тому, кто бесконечно дорог. Но жизнь живёт по своим законам и от Судьбы нельзя свернуть за угол. Чёрное и красное – символы, понятные не только на сознательном, но и на подсознательном уровне, как может на первый взгляд показаться тривиальным, остаются единственным средством передачи тех чувственных инсинуаций в наших сердцах и мыслях, что являет само собой близость душевного родства и неизбежной трагедии (уход ближнего в мир иной). «Когда теряет равновесие твоё сознание усталое…» («Одиночество» И.А.Бродский) «Пожалуйста, не умирай…» («Хочешь» Рамазанова З.Т.)

Финальным аккордом притчи становится: «Каждый пред Богом наг…ибо вечность Богам» (И.А.Бродский). Этим «Стихом под эпиграфом» я заканчиваю свою притчу, т.к. надеюсь, что память о моём сокурснике долго будет жить в сердцах тех, кому он был близок и дорог.

АНАЛИЗ ПРИТЧИ

Круг проблем, затронутых в предложенной работе, ограничен несколькими темами, представляющимися мне важными именно на начальном этапе работы над спектаклем: «Верность, благородство, умение любить. Обожаю, обожаю эти волшебные чувства, которым никогда, никогда не придет конец» (Е.Шварц). «Неверно, будто любовь движет миром. Она лишь не позволяет ему обезлюдеть». (Чарльз Брауэр), В любви молчание дороже слов. Хорошо, когда смущение сковывает нам язык: в молчании есть свое красноречие, которое доходит до сердца лучше, чем любые слова. Как много может сказать влюбленный своей возлюбленной, когда он в смятении молчит, и сколько он при этом обнаруживает ума.

1.Выбор темы – материал для работы. Здесь и личная тема режиссера, и жизненные “предлагаемые обстоятельства” – с чем, по мнению коллектива, должен выйти театр к зрителям. Силы судьбы и обстоятельства из вне, не позволяющие перешагнуть ту черту горизонта, который лежит в неизмеримо близкой и неизмеримо далёкой плоскости, даётся нам для того, чтобы мы поняли, как говорил И.А.Бродский, «мы должны любить и беречь друг друга, хотя бы только по тому, что мы знаем, что все умрём». Вот о чём я хотела поговорить со зрителем, стараясь со сценической кафедры донести эту мысль и постараться сделать их добрее и терпимее друг к другу. «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут, как будто они бессмертны, - смерть иной раз отступает от них» (Е.Шварц). И вдруг я увидел, что значу что-то для другого человека и что он счастлив только от того, что я рядом с ним. Такие слова сами по себе звучат очень просто, но когда вдумаешься в них, начинаешь понимать, как это все бесконечно важно. Это может поднять бурю в душе человека и совершенно преобразить его. Это любовь и все-таки нечто другое. Что-то такое, ради чего стоит жить. Мужчина не может жить ради любви. Но ради другого человека - может. Любовь - вечное чудо, она не только озаряет радугой мечты серое небо повседневности, она может окружить романтическим ореолом и кучку дерьма. Чудо и чудовищная насмешка (Э.М.Ремарк). Поднять хоть на миг значимость ЧЕЛОВЕКА-ЛИЧНОСТИ , дать почувствовать зрителю, что трагедией всё заканчивается для нас, что идущий рядом по улице – это тоже человек, такой же как ты и я, человек с проблемами и мечтами, с тревогами и надеждами, с вопросами, остающимися без ответа, с печалями и радостями… Оглянись! Посмотри в лицо бегущего рядом, постарайся не обидеть, ведь ты же не знаешь, что с ни произошло до того, как вы встретились взглядами! Разбудить в душах, сидящих в зале добро и заглушить чёрствость. «Все мы запутались в своей собственной паутине» (Е.Шварц «Дракон»). Трагедия на сценической площадке сегодня не должна стать трагедией в реальных обстоятельствах, если что зависит от тебя, зритель, то постарайся откликнуться на зов, протяни руку, подай просящему, не проходи мимо насилия и жестокости, ведь ты сам можешь оказаться на обочине жизни. «Не бойтесь! Жалейте друг друга. Жалейте - и вы будете счастливы! Честное слово, это правда, чистая правда, самая чистая правда, какая есть на земле», - говорит Ланселот в пьесе Е.Шварц «Дракон». Вот круг тем, волнующий меня, не дающий покоя и требующий высказаться, во чтобы, то ни стало.

2. Выбор идеи – творческая и жизненная платформа режиссёра – зависит от лица автора (термин Вл.И. Немировича-Данченко), стиля автора. Говоря театральными терминами, это момент, решающий дальнейшую деятельность режиссера, его место в обществе, решение сверхзадачи его как личности. В понятии идеи я вложила слова, понятые мной после прочтения Библии, откуда вынесла следующую мысль: «Мы созданы абсолютно разными для того, чтобы быть интересными друг для друга». «Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак, она обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье».(Лев Толстой)

3.Рождение замысла спектакля – как в конкретной образной форме будет решаться сверхзадача. Тот, о котором я хочу сказать, очень часто обращал моё внимание на эстетику символизма: «…мы стоим лишь того, чего стоят наши заботы и печали…», повторял он и ещё «Это Великая Радость Любить… Но ты напрасно тянешься — ты еще слишком мал, чтобы видеть ее всю…», из произведения Мориса Метерлинка, из его любимой «Синей птицы»:

Еще не родившейся Ребенок: Нам сказали, что матери ждут нас за дверями… Правда, что они добрые?..

Тильтиль: Еще какие добрые!.. Лучше мам никого нет на свете. Бабушки тоже добрые, только они очень скоро умирают…

Ребенок: Умирают?.. Что это значит?..

Тильтиль: Однажды вечером они уходят и уже не возвращаются…

Вспоминая беседы с Генкой, я решила взглянуть на силы судьбы, властвующие над нами с его точки зрения, но прошедшей этот путь через моё внутреннее существо и вибрирующие фибрами моей души.

«Тильтиль: А что такое Время?..

Ребенок: Это старик, который вызывает тех, кому пора уходить…

Тильтиль: Он сердитый?..

Ребенок: Нет, он только несговорчивый… Проси не проси — вне очереди никого не пустит…» «Синяя птица» М.Метерлинк.

Так шекспировской цитатой, ибо лучше и не скажешь, «Истинная любовь не может говорить, потому что истинное чувство выражается скорее делом, чем словами», вот почему я задумала и поставила свою притчу.

4. Большая проблема, вызывающей споры между театральными деятелями всех рангов – когда режиссер готовится к овладению сценическим пространством. Моё пространство, казалось мне, безграничным и, чтобы заключить его хоть в какие-то рамки, я в репетиционном процессе прибегала к поискам тех форм, которыми пользовались уже многие поколения режиссёров до меня, пытаясь выбрать из них самые нужные, казавшиеся мне точными для формирования в единой жанровой стилистике спектакля-притчи, адресованной памяти близкого друга Геннадия Дмитриева, безвременно ушедшего из этого мира в мир иной.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.