Здавалка
Главная | Обратная связь

Основной вопрос философии



Один из основателей философии марксизма немецкий мыслитель Фридрих Энгельс (1820-1895гг.) в своей работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» определил основной вопрос философии следующей формулировкой: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию». С его точки зрения этот вопрос имеет две стороны:

1. Что первично: мышление или бытие (сознание или материя)?

2. Познаваем ли мир?

С точки зрения решения первой стороны основного вопроса философии (ОВФ) философы разделились на два лагеря сообразно тому, как отвечали на этот вопрос. Те, кто утверждали, что дух существовал прежде природы (сознание первично по отношению к материи), и которые признавали сотворение мира, составили идеалистический лагерь и назывались идеалистами.

Противоположная точка зрения — материализм — направление в философии, сторонники которого считали, что материя первична по отношению к сознанию и она является изначальным источником всех вещей. Материя существует реально изначально, никем несотворима и неуничтожима, не зависит от чьего-либо сознания, является самостоятельной субстанцией; сознание — это свойство высокоорганизованной материи. Материализм в доказательстве своих доктрин всегда опирался на достижения точных наук и логику, но не мог объяснить сущность сознания (и не объясняет до сих пор), а также так называемые фактически существующие паранормальные феномены.

Энгельс использовал термин “отношение мышления к бытию”, разделяя традиции немецкой классической философии. Хотя ряд синонимичных с ним понятий например, “отношение сознания и материи”, “субъекта и объекта”, по своей сути передают содержание и структуру основного вопроса философии.

Как правило, в структуре основного вопроса философии выделяют две стороны: онтологическую и гносеологическую. Первая говорит о том, что является первичным, дух или природа. Гносеология поднимает вопрос о познаваемости мира нашим мышлением, можем ли мы в наших представлениях и понятиях составить верное отражение действительности.

Вопрос об отношении мышления к бытию возвышается над всей философской проблематикой т.к. его решение оказывает влияние на деление философии на два лагеря и разделяет философскую науку по принадлежности к ряду дисциплин. Наряду с полярными главными направлениями философии — материализмом и идеализмом — существуют компромиссные течения, например - дуализм (см. схемы 4,5).

В свою очередь, материализм подразделяется на две основных формы:

- механистический (он же метафизический);

- диалектический (основатели Карл Маркс /1818-1883гг./ и Фридрих Энгельс; в нашей стране дело Маркса и Энгельса продолжили Г.В. Плеханов, В.И. Ленин /1870-1924гг./, ученые советского периода в истории нашей страны).

Идеализм также подразделяется на две следующие формы:

- объективный идеализм;

- субъективный идеализм

Объективный идеализм: за основу берется сознание некой объективной, т.е. не зависящей от человека и человечества в целом. Сущности. (Абсолютный Дух, Мировой Разум, Господь Бог).

Рассматривая вторую сторону основного вопроса философии (Познаваем ли мир?) выделим три возможных варианта ответа на него:

1. Мир познаваем в полном объеме и человеческое сознание адекватно (верно) отражает объективный мир. Это достаточно оптимистическая точка зрения, которой придерживаются, например, диалектический материализм и , в определенной мере, объективный идеализм.

2. Мир не познаваем. Такая точка зрения в философии называется агностицизм. На такой позиции твердо стоят представители субъективного идеализма.

3. Мир частью познаваем, а частью – нет. Такая точка зрения носит название непоследовательный агностицизм (яркий представитель – великий немецкий философ Иммануил Кант /1724-1804гг./ ).

С точки зрения сегодняшнего дня ОВФ не потерял актуальности. Правда. Трактуется несколько по иному. Так, например, в статье академика Ойзермана Т.И. (см. журнал «Вопросы философии» №12, 1995г.) данный вопрос разложен на четыре самостоятельные составляющие:

- соотношение объективного и субъективного;

- что первично: материя или сознание?

- познаваем ли мир?

- роль и место философии реализма в современности.

Основной вопрос философии выявляет основание для разграничения идеализма и материализма. Сам факт размышления над проблемой соотношения мышления и бытия позволяет отличить философские науки от прочих наук. Когда философия анализирует, как соотносится мышление человека и его бытие, она вьделяет многообразие оттенков этого взаимодействия. Взаимоотображение в системе “человек — мир”, “мышление — бытие” может быть представлено гносеологическими, аксиологическими, эстетическими и прочими отношениями.

Многие философы утверждают, что деление между двумя направлениями в философии - на материализм и идеализм - не означает абсолютного противоречия между ними. Наоборот, материализм и идеализм — это взаимосвязанные стороны одного процесса развития философского знания.

С решением основной проблемы философии связаны не менее значимые вопросы, имеющие отношение к другим ее разделам: этике, эстетике антропологии, социальной философии и др. В каждом разделе философии есть свой центральный вопрос и своя ведущая проблема, например для антропологии — что есть человек и каково его место в окружающем мире, для этика — вопрос о природе и происхождении морали, о добре и зле.

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философии, основной вопрос не нашел определения и решения и является извечной проблемой.

 

 

РАННИЙ ЭТАП

АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Первые, досократовские философские школы древней Греции возникли в 7-5 вв. до на. в начинающих свое процветание древнегреческих полисах.

Термин “досократики” вводится для совокупного обозначения наиболее известных фил. школ: милетская школа, школа пифагорейцев, школа Гераклита Эфесского, элейская школа, анатомисты.

В начальный период развития древнегреческие философы стремились понять сущность мира, природы, космоса. Все они пытались найти первоначало мира, объяснить, из чего все состоит. Так мыслители милетской школы философии искали единый для всего источник, через который пытались объяснить асе многообразие вещей и явлений природы.

Таким источником Фалес считал воду. Все возникает из воды и, умирая, превращается в воду.

Аналогичные воззрения развивали и соратники Фалеса — Анаксимен, который считал первоначалом воздух, и Анаксимандр, выдвинувший идею о апейроне — нечто неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначало.

Одним из наиболее крупных учений тех лет является учение Гераклита Эфесского. По Гераклиту мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и снова закономерно угасающим. Эту закономерность Гераклит определил как логос. Он считает, что все в этом мире состоит из противоположностей, все происходит через борьбу, затем все изменяется, все движется. В этом вечном движении все происходит из единого, и из всего единое. Мудрость есть познание разума, логоса, быть мудрым — значит склониться перед этим разумом, подчиниться ему. Только путем подчинения законам разума чело- век может приобрести душевную ясность.

Следующими крупными шагами в развитии философии можно считать воззрения, которые выдвигали философы эллинской школы – Парменид и Зенон.

Они возглавили дальнейший этап на пути рационализации знания, перейдя от конкретных обоснований первоначала (вода, воздух) к бытию, как таковому, где бытие — основное понятие их философии.

По Пармениду — «Бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать, ни высказать. Здесь мы видим, как философ приводит понятие неизменной субстанции — сущего, истины. Сущее же раскрывается только при помощи мышления, в то время как чувственное восприятие порождает только мнение. Парменид делит мир на две первоматерии — светлый и деятельный огонь и темную пассивную массу. Элеаты четко разграничивали истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. Чувственное восприятие не дает истинного знания, а лишь знакомит с внешней стороной вещи, тогда как знание истинной сущности вещи дает философское учение о бытие. Чувственное многообразие мира иллюзорно

Зенон доказывает иллюзорность мира через свои апории. Так, в одной из них, которая называется «дихотомия» (деление на два) доказывается, что для того, чтобы пройти определенный путь, надо сначала пройти его половину, а чтобы ее пройти надо пройти четверть пути, далее — одну восьмую, и так до бесконечности. Получается, что невозможно из данной точки попасть ке в ближайшую к ней, ибо она недосягаема и ее фактически нет и, следовательно, движение невозможно. Апории Зенона вызвали глубокий кризис в философском мире, и выход из этого кризиса предложил Демокрит.

Демокрит утверждал, что есть атомы и пустота, Атомы различаются по форме, расположению, весу. Они движутся в пустоте и благодаря их соединению и разъединению вещи и миры возникают и приходят к гибели. Все состоит из атомов, атомы неделимы и если атомы — бытие, то пустота — небытие. Все происходит согласно необходимости, случайность отсутствует. Демокрит дал теоретическое решение проблемы, поставленной элеатами, хотя сама проблема множественности и движения жива по сей день.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.